(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Мексиканское барокко — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Мексиканское барокко — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Для большинства из нас, барокко ассоциируется исключительно с роскошными европейскими дворцами, особняками аристократов, величественными храмами. Однако, барочная архитектура распространилась далеко за пределы монархической Европы. Один из самых великолепных храмов Мексики Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы также выполнен в этом роскошном аристократическом стиле.

Храм расположен на вершине бывшего ацтекского святилища рядом с мемориалом Темпло в центре города Мехико. Собор был построен в период с 1573 по 1813 год вокруг старой церкви вскоре после испанского завоевания. Испанский архитектор Клаудио де Арчинига планировал строительство, черпая вдохновение из готических соборов в Испании.

Собор имеет четыре фасада с порталами, окруженными колоннами и статуями. Две колокольни содержат в общей сложности 25 колоколов. В соборе установлены два больших, богато украшенных алтаря, ризница и хор. Четырнадцать из шестнадцати часовен собора открыты для посетителей. Каждая часовня посвящена одному святому, а спонсировали их строительство различные религиозные гильдии. Все часовни богато украшены гипсовой лепниной, скульптурой и уникальными барельефами на религиозную тему.

История строительства

После испанского завоевания ацтекской империи конкистадоры решили построить свою церковь на месте старого храма ацтеков Теночтитлан, чтобы укрепить испанскую власть над вновь завоеванным населением. Чтобы продемонстрировать свое господство, Эрнан Кортес и другие конкистадоры использовали камни из разрушенного храма ацтекского бога войны (главного божества ацтеков), чтобы построить церковь.

Архитектор Мартин де Сепульведа был первым художественным руководителем этого проекта с 1524 по 1532 год. Однако, построенный храм не удовлетворил запросы заказчиков и в 1544 году церковные власти в Вальядолиде приказали создать новый, более роскошный собор. Проект частично финансировался испанской короной.

Стиль и архитектура Собора Успения Пресвятой Богородицы

Строительство собора продолжалось на протяжении более чем двух веков. Этим объясняется то, что его дизайн представляет собой смесь двух архитектурных стилей, преобладающих в колониальный период — барокко и неоклассицизм.

Интерьер кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы
Фото: источник

Первоначальные архитектурные планы нового собора были полностью готовы в 1562 году. В это же время была заложена основа фундамента. Окончательное решение о том, чтобы собор будет расположен лицевой частью на юг, а не на восток, было принято в 1570 году. В том же году началось строительство. Из-за сложных условий на участке строительства, процесс возведения храма сильно затянулся. Строительство внутренней части нынешнего кафедрального собора началось только в 1623 году. В это время в соборе еще не было предусмотрено колокольней, полного фасада и многих других особенностей, которые появились только в начале XVIII века.

Лишь в 1787 году Хосе Дамиан Ортис де Кастро приступил к завершению работы над собором Успения Пресвятой Богородицы. Именно под его руководством было создано все то лепное и скульптурное великолепие, которое до сих пор привлекает в Мехико множество туристов со всего мира. Его приемником стал Мануэль Тольса, который добавил купол, центральный передний фасад, балюстрады и статуи Веры, Надежды и Милосердия в верхней части фронта фасада.

Лепной и скульптурный декор фасадов Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы

Главный фасад собора направлен на юг. Центральный портал – самый торжественный и роскошный из трех порталов здания. Статуи святого Петра и Апостола Павла расположены между колоннами портала, а Святой Андрей и Джеймс Праведный изображены на вторичном проеме. В центре этого дверного проема находится великолепный высокий гипсовый барельеф Успения Пресвятой Девы Марии, которому и посвящен собор. Этот образ обрамлен скульптурными изображениями святого Матфея и Святого Андрея.

Над центральным входом расположен необычный лепной герб Мексики, изображающий орла с удлиненными крыльями. На самой вершине портала расположена башня с часами, украшенная монументальными статуями Веры, Надежды и Милосердия, созданными скульптором Мануэлем Тольсой.

Западный фасад был построен в 1688 году и перестроен в 1804 году. Он имеет трехсекционный портал с изображениями четырех евангелистов. Западный портал украшен большими гипсовыми барельефами, изображающими Иисуса, передающего Ключи Небес святому Петру.

Восточный фасад визуально похож на западный. Гипсовые барельефы на восточном портале изображают корабль с четырьмя апостолами, у руля которого сам святой Петр. Название этого рельефа — корабль церкви, плывущий по морям Вечности.

Лепной и скульптурный декор фасадов Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы
Фото: источник

Северный фасад, построенный в XVI веке в стиле эпохи Возрождения, считается самой старой частью собора и назван в честь Хуана де Эррера, архитектора монастыря Эскориал в Испании. На восточном и западном фасаде храма имеется третий уровень. Он поддерживается колоннами Соломонов, которые связаны с периодом барокко. Все высокие барельефы порталов собора были созданы на волне вдохновения работами фламандского живописца Питера Пауля Рубенса.

В колокольнях храма установлено 25 гигантских колоколов – восемнадцать из них расположены в восточной колокольне, еще семь — в западной башне.

Западная башня декорирована великолепными статуями работы Хосе Закариаса Коры. Скульптуры представляют Папу Григория VII, Святого Августина, Лиандра Севильи, Св. Фульгентия Экии, Св. Франциска Ксавье и Сен-Барбару. Статуи на восточной башне выполнены Сантьяго Кристобаль Сандовал. Они изображают Эмилио, Роуз Лиму, Марию (мать Иисуса), Амброгио, Джерома, Филиппа Иисуса, Ипполита Рима и Исидора Рабочего.

Интересно, что в октябре 2007 года внутри каменного шарового основания креста, на южной колокольне собора, была обнаружена временная капсула. Предположительно она была помещена туда в 1742 году, чтобы защитить здание от вреда. Капсула была заполнена религиозными артефактами, монетами, пергаментами, и спрятана в полый каменный шар. Шар был отмечен датой 14 мая 1791 года – в этот период был заложен последний камень здания. Новая капсула времени будет помещена в каменный шар в ближайшее время.

Интерьеры и экстерьеры Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы – уникальный пример лепного и скульптурного наследия эпохи Возрождения в стиле барокко.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696