(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Шедевры мировой скульптуры и лепнины: Мемориал принца Альберта в Лондоне

Шедевры мировой скульптуры и лепнины: Мемориал принца Альберта в Лондоне

Сочетание скульптуры и лепнины – классика архитектурного искусства. Один из самых великолепных примеров совмещения сложного лепного барельефа и скульптурной композиции – Мемориал принца Альберта в Лондоне. Он был заказан королевой Викторией в память о ее любимом муже – принце Альберте, который умер в 1861 году. Мемориал был спроектирован сэром Джорджем Гилбертом Скоттом в стиле готического возрождения.

Скульптурная композиция была открыта в июле 1872 года королевой Викторией. Мемориал состоит из богато украшенного павильона в готическом стиле и великолепной статуи самого принца. Высота купола этого уникального комплекса составила 54 метра, а его строительство заняло более 10 лет в связи с высочайшим уровнем сложности скульптурной и лепной работы. Мемориал считается одним из величайших произведений архитектурного искусства современности.

История создания шедевра

Когда 14 декабря 1861 года в возрасте 42 лет умер принц Альберт, у представителей королевской семьи возникла идея увековечить его память. Были учреждены награды, университетские или международные стипендии, названные в его честь, но королева Виктория настаивала на настоящем памятнике своему супругу. Идею поддержал мэр Лондона, но реализацию и дальнейший ход проекта контролировали люди, близкие к королеве.

Свои проекты будущего монумента предложили десятки выдающихся скульпторов и архитекторов, однако два месяца спустя, после длительных обсуждений и переговоров с правительством, был официально одобрен проект Джорджа Гилберта Скотта.

Сам архитектор говорил о своем проекте следующее: «Моя идея «Мемориала» заключалась в создании своего рода цибория (сосуда для хранения освященных даров), чтобы защитить статую принца. Он уникален тем, что циборий был разработан по основным принципам древних святынь. Эти святыни служили моделями воображаемых зданий и никогда не были возведены в реальном мире. Суть моей идеи в том, чтобы реализовать одну из этих воображаемых структур с ее драгоценными материалами, инкрустацией, сложной лепниной».

Мемориал принца Альберта: общий вид
Фото: источник

Скульптура и лепнина Мемориала принца Альберта

Уникальный дизайн комплекса сочетает несколько скульптурных групп, узорчатый лепной купол, сложнейший гипсовый барельеф и центральную статую принца Альберта. Каждая часть композиции заслуживает отдельного рассмотрения.

Центральная статуя принца Альберта

Создание сидящей фигуры принца Альберта для мемориала было первоначально доверено ​​барону Карло Марокетти, любимому скульптору королевы Виктории. Однако его первая версия была отклонена архитектором памятника, сэром Джорджем Гилбертом Скоттом. В конце 1867 года Марокетти умер, так и не завершив работу над вторым вариантом скульптуры.

В мае 1868 года Джон Генри Фоли, скульптор азиатской группы памятника, был утвержден в качестве автора центральной части архитектурной композиции. Полноразмерная модель из гипса была помещена на памятник в 1870 году, и ее дизайн был одобрен королевой.

Только спустя три года после открытия мемориала, на свое место был торжественно «усажен» бронзовый оригинал, покрытый позолотой. Принц Альберт обращен лицом на юг к Королевскому Альберт-Холлу, частью архитектурного ансамбля которого следует рассматривать весь мемориал. Альберт изображен сидящим на троне в расслабленной позе. Лицо молодого мужчины выражает доброту и энергию. В правой руке Альберт держит книгу, символизирующую мудрость и прогрессивность правителя.

Фриз Парнаса – душа мемориала

Центральная часть мемориала окружена сложным скульптурным творением. Эта уникальная часть памятника принцу Альберту – знаменитый фриз Парнаса. Сложнейшая лепная композиция, окружающая постамент, настолько вдохновляла скульпторов, что была неоднократно скопирована другими мастерами художественной лепнины.

Фриз был назван в честь горы Парнас, любимого места отдыха муз в древнегреческой мифологии. На этом шедевре лепного искусства изображены 169 великих композиторов, архитекторов, поэтов, художников и скульпторов. Музыканты и поэты были размещены на южной стороне фриза. Живописцам досталась восточная часть композиции. Скульпторов автор разместил с западной стороны, а архитекторов с северной.

Интересно, что над созданием лепного прототипа, а затем и каменного оригинала работали сразу два скульптора. Генри Хью Армстед вырезал фигуры, расположенные на юге и востоке композиции, – художников, музыкантов и поэтов (всего 80 человек). Скульптор принял решение расположить их, сгруппировав по национальным школам. Джон Бирни Филипп вырезал фигуры, размещенные на западной и северной сторонах фриза. Им были выполнены скульптуры 89 прославленных скульпторов и архитекторов, расположенных в хронологическом порядке.

Фриз Парнаса поражает зрителя сложностью работы, поскольку все фигуры сделаны в полный рост, с применением различных скульптурных техник и неоднородным рельефом. Авторы внимательно отнеслись к процессу достижения максимальной реалистичности и подлинности работы. Внешность всех деятелей искусств, изображенных на барельефе, передана максимально точно. Те же поэты и художники, внешность которых не сохранилась в виде портретов, были изображены по данным в исторических документах и летописях.

Общая длина фриза составляет около 64 метров. По задумке автора, фриз должен был стать «душой» мемориала. Резьба была выполнена на месте. Главный архитектор Скотт считал, что это «возможно, одна из самых трудоемких работ, которую когда-либо совершали скульптуры». Работа над созданием этого великолепного шедевра велась больше 8 лет.

Среди выдающихся деятелей искусств, изображенных на фризе, кроме таких признанных величин, как Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Гомер, изображен также сам автор монумента – Джордж Гилберт Скотт.

Аллегорические скульптуры

По углам цибория в два уровня удаленности расположены 8 скульптурных групп. Внутренний уровень представлен четырьмя скульптурами, изображающими основные направления деятельности человека – сельское хозяйство, коммерция, машиностроение и промышленность. Фигуры людей, их одежды и инвентарь прямо указывают на тему художественной композиции.

Мемориал принца Альберта в Лондоне Аллегорические скульптуры
Фото: источник

Наружный уровень представлен скульптурными группами, олицетворяющими четыре континента – Африку, Северную и Южную Америку, Азию и Европу. Чтобы передать дух и характер каждого континента, автор изобразил несколько этнографических фигур и одно большое животное. Животное для каждого континента было тоже выбрано неслучайно – верблюд для Африки, бизон для Северной и Южной Америки, слон для Азии и бык для Европы.

В целом мемориал выполнен в стиле готических гробниц. Мемориальный навес украшен несколькими мозаиками, расположенными как на внешней, так и на внутренней стороне купола. Каждая из четырех внешних мозаик изображает центральную аллегорическую фигуру, соответствующую теме фриза Парнаса. Мозаики олицетворяют 4 направления искусства – поэзию, живопись, архитектуру и скульптуру.

Завершают декоративную композицию скульптуры выдающихся деятелей этих областей искусства. Поэзию представляют Царь Давид и Гомер. В качестве олицетворения живописи и художественного направления творчества авторы выбрали Апеллеса и Рафаэля. Архитектура представлена скульптурами Соломона и Иктинуса. Величайшими скульпторами были выбраны Фидий и Микеланджело.

В столбах и нишах купола расположены восемь статуй, представляющих практические науки: астрономию, геологию, химию, геометрию, риторику, медицину, философию и физиологию. В верхней части башни купола находятся восемь статуй моральных и христианских добродетелей. К достоинствам относят веру, надежду, милосердие, смирение, стойкость, благоразумие, справедливость и умеренность. Над ними к вершине башни протянули руки золотые ангелы. На самой вершине башни находится золотой крест.

Посетить мемориал можно в первое воскресенье каждого месяца. Ценители искусства со всего мира приезжают в Лондон, в первую очередь чтобы оценить великолепную лепную композицию фриза Парнаса.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696