(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Как американский государственный деятель стал римским императором. Печальная история известной статуи

Как американский государственный деятель стал римским императором. Печальная история известной статуи

Джордж Вашингтон – первый президент Соединенных Штатов, умер 14 декабря 1799 года в возрасте 67 лет, а через шестнадцать лет неоклассический скульптор того времени Антонио Канова создал скульптуру, где государственный деятель вылеплен в образе римского императора.

Почему Вашингтон превратился в римского императора

Когда в Америке решили увековечить память основателя государства, встал вопрос, кому доверить столь ответственную работу. Томас Джефферсон, порекомендовал заказать статую Антонио Канове – известному скульптору, работавшему в жанре неоклассицизма.

Джефферсон никогда не встречался с Кановой и не видел ни одной его работы. Но заказал статую именно ему, поскольку боялся, что американские мастера не справятся. Сработало громкое имя скульптора. Мастер никогда не видел политика, и лепил его по предоставленным портретам.

Антонио Канова — итальянский скульптор, создавший прекрасные, но при этом неоднозначные работы. Глядя на его произведения, даже трудно поверить, что он жил на рубеже 17-18 века. Все его произведения выглядят так, будто созданы еще античными мастерами. Причина – неоклассический стиль. Скульпторы, живописцы и другие мастера, работавшие в такой стилистике, придавали персонажам сходство с древнеримскими богами и мифологическими героями. Так же поступал Антонио Канова.

Великий итальянец создал несколько известных портретов известных людей в неоклассической манере. Например, Наполеона изобразил в виде Бога Марса – полностью обнаженным.

Вашингтон на своём памятнике одет, как знатный древний римлянин. Этому тоже есть логичное объяснение. Джордж Вашингтон — человек чести, который настолько благороден, что решил отказаться от своей власти, не став баллотироваться на третий срок. Его многие сравнивают с римским консульским трибуном Луцием Квинктием Цинциннатом, обладавшим огромной властью, но при этом отказавшимся от всего, чтобы жить на своей ферме.

Канова изобразил политика пишущим свое последнее обращение в качестве президента. В конце 18-го — начале 19-го века это было неслыханным. Правители – короли, королевы, императоры, находились на посту всю жизнь. Мысли отойти от власти и вернуться к частной жизни даже не появлялось. Поэтому Канова и надел на Вашингтона одежду Цинцинната. Так он подчеркнул связь этих исторических персонажей.

Это единственное скульптурное изображение, которое мастер сделал для американского заказчика. Статуя основателя страны – одна из первых монументальных статуй Вашингтона, когда-либо созданных для Америки.

Трудная судьба статуи

В 1821 году мраморная скульптура была отправлена в Соединенные Штаты и выставлена ​​в Государственном доме в Роли, Северная Каролина. Постамент для нее сделал ученик Кановы — Раймондо Трентанове. Люди приезжали издалека, чтобы увидеть статую. После установки стало понятно, почему итальянец «посадил» Вашингтона. Установить классическую вертикальную скульптуру мешала высота потолков в здании.

Но произведение великого итальянца ждали тяжелые испытания. Менее чем через десять лет — в 1831 году, пожар, возникший при перекрывании крыши, уничтожил здание, и от мраморной скульптуры остались лишь обгоревшие фрагменты. К этому времени Антонио Канова скончался, и восстановить оригинал стало невозможно. Так исчезло одно из величайших сокровищ раннего американского искусства.

Почему Вашингтон Кановы не похож на себя

Фото: источник

Выручили гипсовые копии. К счастью, Канова сделал подготовительную модель в натуральную величину, которая получила название «модельло». По ней видно, как выглядела законченная мраморная скульптура.

Сейчас гипсовое изображение находится в Коллекции Фрика Художественного музея Нью-Йорка. Там оно демонстрируется вместе с подготовительными эскизами из глины, другими скульптурами и картинами, на которых изображен основатель США. В музее также выставлены обугленные останки мраморной статуи. Потомки могут полюбоваться прекрасным произведением и посмотреть, как оно создавалось.

Почему Вашингтон Кановы не похож на себя

Посетители экспозиции видят, что Канова не использовал ни одну из картин, которые ему когда-то предоставили как образец. Но его Джордж Вашингтон прекрасен, что и требуется от мастера. Политик на скульптурном изображении младше, чем на картинах, а его черты лица подправлены. Нос удлинён и выпрямлен, как у римлянина, а черты лица смягчены. Современные американцы считают, что скульптор вылепил политика идеальнее, чем он был в жизни, что уменьшило сходство. Поэтому Вашингтон кажется странным.

Но такой подход ошибочен. Скульптура была сделана во времена неоклассицизма. Эстетика этого жанра полностью отличалась от современной, и хорошей идеей была идеализация содержания. Скульптор-неоклассик был больше озабочен выражением красоты, чем точным изображением окружающего мира. Канова идеализирует Джорджа Вашингтона, делая его символом того, что он представляет.

Скульптор считал политика великим, поэтому придал ему сходство с благородными римлянами. Такой скульптурный прием называется вневременной иллюзией. Мастер как бы помещает работу в особую зону, где над ней не властно время. Оказалось, что над памятью Джорджа Вашингтона не властен даже огонь. Оставшаяся гипсовая копия позволяет оценить утерянный оригинал, и понять, насколько он был прекрасен.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96