(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Чумные колонны в Европе: лепнина и камень против чумы и войны

Чумные колонны в Европе: лепнина и камень против чумы и войны

Путешествуя по Европе, во многих городах можно заметить необычные столбы или колонны, которые располагаются чаще всего в центре крупнейшей городской площади. Выполнены такие нестандартные памятники из камня или гипса и богато украшены лепным декором чаще всего в стиле барокко. На вершине высоких столбов почти всегда устанавливается статуя Девы Марии, благодаря чему эти колонны часто называют Марианскими. Однако в народе более распространено другое, более устрашающее название – чумные столбы.

Чума – страшная болезнь, которая сейчас практически неизвестна, буквально выкосила средневековую Европу. По разным данным, во времена буйства пандемии чумы в Европейских странах погибло от 25 до 45 миллионов человек. Считается, что болезнь была завезена на европейский континент генуэзскими моряками и не обошла ни одну страну старой Европы. В те времена от чумы люди вымирали целыми семьями, а иногда и поселениями. Именно для того, чтобы почтить память погибших и поблагодарить Бога за исцеление и возрождение после эпидемии, возводились чумные столбы, украшенные лепниной.

Марианские колонны — это в первую очередь религиозные памятники, построенные в знак благодарения за окончание эпидемии чумы, массового мора, войны или за какую-то другую помощь. Основная цель возведения колонн практически всегда заключалась в том, чтобы прославлять церковь и веру, хотя мотив чумы нередко играл ведущую роль в их создании. В целом возведение религиозных памятников в виде колонны, увенчанной фигурой или христианским символом, было жестом всеобщей веры, которая процветала в католических странах Европы, особенно в XVII и XVIII веках. В связи с тем, что колонны декорировали и оформляли в стиле барокко, такие столбы стали одной из наиболее заметных черт барочной архитектуры.

Символизм чумных колонн

Наиболее распространенные колонны, посвященные Деве Марии, которая считается защитницей и покровительницей страждущих. Но и другие святые также нередко изображаются на чумных колоннах в Европейских городах. Типичным пример — Святой Рох, который, согласно легенде, заболел, помогая больным во время эпидемии чумы, и исцелился благодаря силе своей веры. Святой Севастьян, мученик, чья статуя также часто украшает эти столбы, изначально был покровителем лучников. В Средние века Себастьян в религии и мифологии занял место чудовищного лучника Аполлона, так как люди иногда метафорически сравнивали случайную природу чумы со случайными выстрелами лучников, и поэтому он тоже стал ассоциироваться с чумой.

Еще одна символическая фигура, часто украшающая чумные колонны — святая Варвара, покровитель умирающих. Нередко столбы украшают статуи святого Франциска Ксавье, который, согласно легенде, воскрешал людей из мертвых, и святого Чарльз Борромео, известного своей работой среди больных и умирающих.

Чумные колонны в Европе: лепнина и камень против чумы и войны
Фото: источник

История возведения чумных колонн в Европе

В Римской Империи было принято воздвигать статую Императора на вершине колонны. Последней такой колонной была колонна Фока, построенная на Римском Форуме в 608 году. Христианская традиция возведения чумных колонн, увенчанной статуей Девы Марии, датируется, по крайней мере X веком, но она получила особенное распространение в период контрреформации после Совета Трента (1545-1563).

Чумной столб на площади Пьяцца Санта-Мария-Маджоре в Риме был одним из первых. Сама колонна была древней — она поддерживала хранилище так называемой Базилики Константина в Риме, разрушенной землетрясением в IX веке. К XVII веку сохранилась только одна колонна, которая в 1614 году была доставлена на площадь Санта-Мария-Маджоре и увенчана бронзовой статуей Девы Марии с ребенком. В течение десятилетий этот столб служил образцом при возведении многих чумных колонн в Италии и других европейских странах.

Первая колонна этого типа была возведена в Мюнхене в 1638 году, чтобы отпраздновать сразу два события — сохранение города после изгнания вторгшейся шведской армии и окончание страшной эпидемии чумы. Дева Мария стоит на вершине Мюнхенской колонны на полумесяце, как Королева Небес. Это вдохновило, архитекторов и скульпторов, работающих над созданием чумных колонн в Праге и Вене. В странах, которые раньше принадлежали к Габсбургской монархии (особенно в Чешской Республике, Австрии, Словакии и Венгрии), совершенно невозможно найти старую городскую площадь без такой колонны, обычно расположенной на самом видном месте.

Чумные колонны в Европе: лепнина и камень против чумы и войны
Фото: источник

Пражская колонна была построена на Староместской площади (Staroměstské náměstí) вскоре после окончания Тридцатилетней войны в благодарение Деве Марии Непорочной за помощь в борьбе со шведами. В полдень тень столба указала на так называемый Пражский Меридиан, который использовался для сверки точного солнечного времени. Многие чехи связали размещение и возведение этой чумной колонны с гегемонией Габсбургов в своей стране, и после объявления независимости Чехословакии в 1918 году разгневанная толпа людей повалила этот старый памятник и уничтожила его в порыве революционного пыла.

Наиболее знаменитой чумной колонной, которая вдохновляла создание большинства чумных столбов в Европе, стала колонна Пест Сауле или Дрейфалтигкеитсэуле («Чума или колонна Святой Троицы») в Вене, построенная после окончания эпидемии чумы 1679 года. В этом памятнике колонна полностью утопает в уникальных статуях страждущих, святых мучеников и ангелов.

Эпоха этих религиозных структур завершилась выдающейся колонной Святой Троицы на Верхней площади (Horní náměstí) в чешском Оломоуце. Этот памятник, построенный вскоре после чумы, поразившей Моравию (ныне Чехию) между 1714 и 1716 годами, стал исключительным из-за его монументальности, богатства лепных украшений и необычного сочетания скульптурного материала (камень и позолоченная медь). Эта колонна единственная, которая была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве «одного из самых исключительных примеров апогея художественного выражения европейского барокко».

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696