Искусство гипсового декора в Европе 17-18 вв. — кто такие стуккатори
Посетители Хоутон-холла, Рэгли-холла, Барнсли-парка, других замков Англии и Ирландии, поражаются красоте скульптурной лепнины, украшающей эти здания. Удивительно, что все это великолепие выполнено горсткой странствующих мастеров – stuccatori из Италии и италоязычного кантона Тичино в Швейцарии. Мастера принесли с собой на Британские острова богатый опыт и общеевропейские декоративные традиции, а многие из украшенных ими зданий признаны объектами культурного наследия. Лепнина придает тяжелому неопалладинскому стилю красоту и великолепие.
Кто такие стуккатори
Так в 17–18 вв. называли лепщиков, странствующих по Европе и предлагавших свои услуги. Их популярности способствовал строительный бум – английские и ирландские аристократы, возвратившиеся из гранд-туров по Европе, и посмотревшие на местную архитектуру, тоже захотели стать владельцами шикарных загородных домов.
Каждую весну ремесленники мигрировали на свои рабочие места, а их жены и семьи оставались дома для поддержания хозяйства. Возвращались мастера в ноябре, в конце строительного сезона. Путешествие было опасным – по дороге приходилось миновать горы, рискуя упасть в ущелье. Суровый перевал Сен-Готард, который им приходилось проходить, запечатлен на картине Дж. М. У. Тернера.
Мастерам поручали не только мелкие работы, но и крупные заказы. Лепщики Джованни Баттиста Багутти, Джузеппе Артарира, Франческо Вассалли, Джузеппе Кортезе, Братьев Лафранчини, Паоло, Филиппо и Пьетро создали настоящие шедевры:
- Украсили Хоутон-Холл в графстве Норфолк двухцветным полом и фризами с путти – мальчиками-ангелочками.
- В Клэндон-Парке (графство Суррей) Джакомо Леони, Артари и Джованни Багутти создали шикарный декор Мраморного зала. Лепнина придала строгому зданию, построенному в неопалладинском стиле, красоту и изящество. В 2015 году здание было разрушено пожаром, но сейчас восстанавливается и вскоре будет доступно для посетителей.
- Стуккатори создали лепные фрески Европы XVIII века, украшающие, Хоутон-холл, Дитчли-парк, Оксфордшир, многие церкви.
Искусство тичинских штукатуров распространилось и на Ирландию, куда в 1738 г. иммигрировали братья Лафранчини. Они быстро приобрели славу лучших скульпторов, которым не было равных. В 50-х годах XVIII в. их немного потеснил прибывший фламандский скульптор Бартоломью Крамиллиони, создавший более легкие ирландские домашние интерьеры.
Странствующие лепщики превосходили своими умениями местных умельцев – в юные годы стуккатори были подмастерьями у именитых мастеров и многому у них научились. Поэтому они владели передовыми техниками — работали как дизайнеры, лепщики, модельщики создавали рисунки и целые проекты. Их ценили за способность виртуозно копировать классические картины, гравюры и скульптуры. Созданные мастерами – стуккатори изящные лепные скульптуры и украшения до сих пор сохранились в богатых домах, общественных зданиях и церквях Англии.
Шикарный лепной декор создавали в спартанских условиях – небольшие гипсовые композиции формировались на столе, а крупные элементы, например, розетки, создавали непосредственно на потолке. В этом им помогали помощники – quadratori. Отсутствие минимальных удобств не мешало создавать шедевры, которыми любуются до сих пор.
Причина популярности гипса в XVIII веке
В те годы мастера ценили гипс за податливость, способность принимать любую форму. Считалось, что лепные изделия лучше всего украшают здания, делают интерьеры богатыми и изысканными. В отчете конца XVIII века автор писал, что этот материал способен «предложить глазу тысячу приятных развлечений, он намного изысканнее мрамора, дерева и другой скульптуры». Гипс для произведений добывали возле озера Лугано в предгорьях Альп, а гипсовую смесь для прочности армировали шерстью животных.
Популярность лепному декору придавала его невысокая цена. В те годы гипсовые украшения стоили значительно дешевле картин. За цену, которую отдавали за один портрет, можно было украсить большой потолок карнизами, молдингами и красивыми розетками. Лепнина прекрасно сочеталась с классическими архитектурными стилями того времени, которым придавала динамичность и изящество. Поэтому виртуозная работа, опыт, знания и навыки стуккатори так впечатляли современников.
Фото: источник
Джованни Багутти
Джованни Багутти – один из самых известных stuccatori, родился в 1744 году в Италии. Оставил множество работ, разбросанных по церквям и богатым домам Европы. Это мастер не только создавал лепнину, но и писал картины – создал портрет графа Туркони и два больших произведения, изображающие эпизоды из жизни блаженного Манфредо Сетталы. На родине изготовил лепной декор для церкви Сен-Жан в Мендризио и расписал стены здания.
Одно из его известных скульптурных произведений – изображение богини Славы, созданное вручную из калиброванной известковой штукатурки, до сих пор находится в замке Вентворт на итальянской лестнице. Статуя украшает один из входов на каменную лестницу начала XVIII века с кованой балюстрадой, ведущую в большую длинную галерею. Лестница и галерея, украшенные шикарной лепниной в античном стиле, полностью соответствуют дворцовому стилю того времени.
Сын Джованни Багутти Аббондио пошел по стопам отца и тоже стал художником, но уже жил в Европе. В 1830-32 годах он расписал зал Большого совета в тогдашнем правительственном здании в Локарно. В церквях кантона до нашего времени сохранились написанные им картины.
Позже лепнина художников-ремесленников вышла из моды. В XIX веке ее порицали за слишком явную чувственность, считавшуюся неактуальной. Но с годами признание вернулось, и сейчас лепной декор, созданный странствующими мастерами, украшает лучшие дома и музеи Европы. Кажется удивительным, как из простых материалов — гипса, песка, воды и шерсти животных удалось создать такие шедевры.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (257)
- О дизайне интерьера (140)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность
- Реставрация и консервация гипсовой лепнины: чем они различаются и когда могут быть полезны
- Как гипсовая лепнина влияет на акустику помещения
- Гипсовая лепнина для оформления окон: роскошь и элегантность