(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Дворец Дожей – великолепие венецианской позолоченной лепнины!

Общий вид на Дворец Дожей

Дворец Дожей (итальянский: Palazzo Ducale) — это роскошный архитектурный комплекс, построенный в венецианском готическом стиле, и ставший одной из главных достопримечательностей города Венеция, расположенного на севере Италии. Дворец был резиденцией Венецианского Дожа — главы бывшей Республики Венеция. С 1923 года Дворец Дождей стал одним из самых посещаемых музеев Италии.

Архитектурный комплекс роскошного дворца поражает воображение даже опытного путешественника, а великолепный интерьер, украшенный знаменитой позолоченной лепниной, создает особенную атмосферу «венецианской готики».

Немного истории

Первый вариант дворца на месте, где ныне возвышается величественное здание Дворца Дожей, был построен еще в IX веке и представлял собой комплекс крепостей и городских укреплений, что было характерно для средневековых замков. Согласно историческим данным, это здание неоднократно разрушалось и восстанавливалось, но лишь в XII веке венецианские мастера создали прообраз сегодняшнего изысканного архитектурного комплекса, отказавшись от крепостных сооружений и башен.

Политические изменения в середине XIII века привели к необходимости пересмотреть структуру дворца из-за значительного увеличения числа членов Великого Совета. Возведение нового готического дворца началось около 1340 года, главным образом на стороне здания, обращенного к лагуне. Только в 1424 году Дож Франческо Фоскари решил продолжить работы по восстановлению крыла с видом на Пьяццетту. Однако в 1483 году на стороне дворца с видом на канал, где находились Дожские апартаменты, вспыхнул сильный пожар. Была необходима еще одна реконструкция, которая была заказана у Антонио Риццо. Именно этот мастер подарил новый стиль ренессанса архитектуре здания.

Дворец Дожей – великолепие венецианской позолоченной лепнины!
Фото: источник

Во дворце проводились ремонтные работы, когда в 1577 году третий пожар уничтожил зал Скритинио и палату Большого Совета вместе с работами Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Порденоне и Тициана. В последующей работе по восстановлению было решено сохранить оригинальный готический стиль, несмотря на представленные неоклассические альтернативные проекты влиятельного архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио.

К концу 19-го века здание демонстрировало явные признаки разрушения, и итальянское правительство выделило значительные средства для его восстановления. Все государственные учреждения были перемещены в другое место, за исключением Государственного управления по защите исторических памятников, которое по-прежнему находится в помещении лоджии дворца. Так в 1923 году Дворец Дожей стал музеем.

Экстерьер величественного дворца

Экстерьерный комплекс дворца выполнен из мрамора необычного розового оттенка и украшен многочисленными резными и ажурными элементами, что делает здание огромных размеров «воздушным» и «невесомым». Многочисленные арки, балконы и статуи выполнены в лучших традициях готического стиля, однако благодаря светлым тонам мрамора не выглядят устрашающе и гнетуще, что часто свойственно европейской готике.

Отдельного внимания заслуживает основной вход в резиденцию Дожей, который получил название «бумажная дверь». Ученые до сих пор не пришли к единому выводу относительно происхождения столь странного названия и связывают это то с близким расположением городского архива, то с работой писарей, которые во времена Венецианской республики неподалеку от этой двери помогали каждому гражданину составить обращение, прошение или жалобу в органы власти. Над созданием входа работали Джованни и Бартоломео Бон, которые придали двери скрытый символизм. Изысканный художественный портал двери украшает сам дож Франческо Фоскари, который преклонил колено перед грозным крылатым львом – главным символом Венецианской Республики.

Из внутреннего двора в торжественные залы дворца можно попасть по знаменитой лестнице Гигантов. Свое название величественная лестница из каррарского мрамора получила благодаря двум могущественным статуям Нептуна и Марса, которые установлены у центрального входа. Пройдя вход, гости попадали в величественные залы, где проводились все балы и торжественные мероприятия Венецианской Республики.

Дворец Дожей - экстерьер
Фото: источник

Интерьер личных апартаментов Дожей

Что же касается интерьерного комплекса Дворца Дожей, здесь торжествует роскошь и величие готики и барокко, выраженные в многочисленных лепных фресках, колоннах и балюстрадах. Отличительной особенностью интерьера дворца стала уникальная сложнейшая позолоченная лепнина, которую в дальнейшем часто стали называть венецианской. Довольно большую часть дворца занимают личные апартаменты Дожей :

  • Зал Скарлатти. «Алая палата», возможно, получила свое название по цвету одежды, которую носили герцогские советники и консультанты, для которых это помещение служило прихожей для ожидания дожа. Резной потолок, украшенный гербами дожей Андреа Гритти, является частью оригинального декора, который, вероятно, спроектирован Бьяджо и Пьетро да Фаэнца. Среди украшений стен особое внимание уделяется двум фрескам-люнетам: одному Джузеппе Сальвиати, другому — Тициану. Деревянный резной потолок комнаты был создан еще в XVI веке.
  • Комната «Скудо». Это самая большая комната в личных апартаментах Дожа и занимает большую часть этого крыла Дворца. Зал использовался как приемная, а его украшение большими географическими картами было призвано подчеркнуть славные традиции венецианской власти. Два глобуса в центре зала относятся к тому же периоду: один показывает сферу небес, а другой — поверхность Земли. Зал нередко называют еще залом Карт.
  • Зал Прийли. Этот зал представляет собой роскошное лепное произведение искусства, где и стены и потолок богато украшены гипсовой лепной росписью. Центральным элементом интерьера зала выступает камин, увенчанный аллегорическими фигурами. Великолепные лепные работы на стенах и потолке были заказаны дожем Пьетро Гримани (1741-1752). В этой комнате присутствуют различные картины, представляющие жизнь Иисуса Христа, а также портрет французского короля Генриха III (возможно, Тинторетто) из-за его визита в город в 1574 году по пути из Польши.
  • Угловой зал. Комната украшена несколькими картинами с изображением Дожа Джованни Корнер (1625-1629). Камин, выполненный из каррарского мрамора, украшен фризом крылатых ангелов на дельфинах, вокруг центральной фигуры льва Сан Марко. Эта комната также относилась к комплексу личных апартаментов Дожа.

Интерьер институциональных палат дворца

Интерьер официальных помещений не менее богато и роскошно украшен, нежели личные апартаменты Дожей. Помещения, в которых заседали члены правительства и официальные лица соответствуют своему статусу и отражают лучшие художественные и лепные традиции Италии:

  • Зал четырех дверей. Эта комната представляет собой прихожую, ведущую в более важные институциональные палаты. Стены, потолок и двери, которые и дали название этому залу, богато украшены лепниной и мраморными скульптурами. Каждая из дверей увенчана аллегорической скульптурной группой, изображающей добродетели, которые должны вдохновлять тех, кто взял на себя правительственные обязанности. Настоящее украшение помещения — работа Антонио да Понте и дизайн Андреа Палладио и Джованни Антонио Рускони. Фрески мифологических существ и городов под венецианским владычеством, написанные Тинторетто в 1578 году, были призваны показать тесную связь между основанием Венеции, ее независимостью и исторической миссией венецианской аристократии. На мольберте стоит картина Тьеполо, изображающая Венецию, получающую дары моря от Нептуна.
  • Зал Большого Совета. Полномочный Совет в основном отвечал за организацию и координацию работы Сената, чтение сообщений от послов и губернаторов, получение иностранных делегаций и содействие другой политической и законодательной деятельности. Зал занимает всю южное крыло дворца и считается самым большим во всей Италии. Его длина составляет 54 метра, ширина 25, а высота 15, что впечатляет каждого, кто хоть раз побывал в этом уникальном памятнике архитектурного искусства. Проект интерьера зала был создан Андреа Палладио, после уничтожения старого зала сильным пожаром 1574 года. Деревянная резьба стен, трибуна и резной потолок – это работа Франческо Белло и Андреа да Фаэнца, а картины на потолке были заказаны у Веронезе, который завершил их между 1575 и 1578 годами. Этот потолок признан одним из шедевров художника и воспевает правительство Республики вместе с Верой, на которой она основана, и Добродетелями, которые ведут и укрепляют ее. Некоторые картины принадлежат перу Тинторетто и изображают венецианских Дожей с Христом, Богородицей и святыми.
  • Палата Сената. Сенатская палата также была известна как Сала деи Прегади, потому что этот Дож попросил членов Сената принять участие в заседаниях, проводимых здесь. Сенат, который встречался в этой палате, был одним из старейших общественных учреждений Венеции и занимался контролем политических и финансовых дел в таких областях, как обрабатывающая промышленность, торговля и внешняя политика. В произведениях, созданных для этой комнаты Тинторетто, Христос, очевидно, является преобладающей фигурой. Зал богато украшен золотой лепниной и сложной резьбой по дереву, украшающей потолок.
  • Зал Совета Десяти . Палата Совета Десяти получила свое название благодаря одноименному совету, который был создан после заговора в 1310 году, когда Байамонте Тьеполо и другие дворяне попытались свергнуть государственные учреждения Венеции. Украшение потолка — это работа Джан Баттиста Пончино, с помощью молодого Веронезе и Джан Баттиста Зилоти. Резные и позолоченные потолки разделены на 25 отделений, украшенных изображениями божеств и аллегорий, призванных иллюстрировать силу Совета Десяти, который несет ответственность за наказание виновных в преступлениях против государства и освобождение невинных.

Позолоченная лепнина в интерьере Дворца Дожей
Фото: источник

Дворец Дожей – один из великих памятников архитектуры, позволяющих нам насладиться красотой и совершенством лепных работ лучших итальянских мастеров разных временных периодов. Побывать в Венеции и не посетить этот уникальный архитектурный ансамбль – настоящее преступление против художественного вкуса и любви к лепному искусству!

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96