(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Космонавт на фасаде средневекового храма: знаменитые «лепные» скандалы и тайны

Космонавт на фасаде средневекового храма: знаменитые «лепные» скандалы и тайны

Лепнина – один из древнейших видов искусства, который дошел до наших дней и находит отклик в сердцах миллионов людей. За долгие годы развития лепного искусства вокруг этой сферы деятельности нередко возникали скандалы и резонансные истории. Одна из самых знаменитых загадок, связанных с лепными творениями, — загадка астронавта, который изображен на барельефе древнего испанского храма.

До сих пор ученые всего мира спорят относительно подлинности и авторства этой необычной фигуры, которая резко выбивается из контекста и тематики готического сюжета барельефа собора святого Иеронима. Так что же это – грандиозная мистификация или настоящий тайный знак из прошлого?

Астронавт из средневековья

Одним из важных культурных и исторических центров Испании всемирно признан небольшой городок Саламанка, в котором сосредоточено множество архитектурных достопримечательностей и исторических ценностей. Красивейший древний храм города, собор святого Иеронима, состоит из двух частей — Старый собор (Catedral Vieja) и Новый собор (Catedral Nueva). Первая часть собора была построена еще в 1102 году, в то время как строительство новой части храма растянулось на 200 лет – с 1513 по 1733 год.

Собор построен в характерном для того времени стиле платереско с элементами модной средневековой готики. Фасад храма богато украшен лепниной и каменными скульптурами, изображающими мистических чудовищ и монстров, что характерно для готической архитектурной стилистики. В готике чудовища ассоциируются с искушениями и демонами, с которыми человек сталкивается за пределами храма – внутри собора таким устрашающим скульптурам места нет, так как там человек защищен божественными силами.

Фасад кафедрального собора Саламанки украшен реалистичными скульптурами драконов, львов, орлов и многими другими эстетическими элементами, характерными для классического готического храма. Однако есть здесь один элемент, который породил небывалый резонанс и вызвал интерес ведущих ученых, средств массовой информации и туристов. Среди сложного лепного декора фасада была обнаружена фигура человека в скафандре, шлеме и сапогах с крупным протектором. Эта фигура совершенно точно изображает космонавта, который парит в невесомости. Однако возникал вопрос – как это возможно? Ведь ни в 12-ом, ни в 16-ом веке даже речи идти не могло об освоении космоса и подобном оснащении для космических полетов. Откуда скульптор позаимствовал это изображение, и как ему могла прийти мысль о создании столь футуристичной картины? На этот счет существует несколько версий и догадок.

Мистическая теория

Первая мысль, которая возникает у каждого, кто видит столь необычное изображение барельефа на фасаде, — это мистика! Такого не может быть! В такие минуты единственным логичным объяснением кажется прибытие инопланетян к скульптору или наличие у него машины времени. Также любители сверхъестественного нередко предполагают наличие дара предвидения и предсказания у художника, работавшего над созданием фасада кафедрального собора.

Церковная теория

Церковь до сих пор считает, что, создавая фигуру космонавта, скульптор преследовал цель передать изображение одного из демонов, который представляет опасность для грешников. Версия исключительно странная, но тем не менее именно ее неоднократно озвучивали служители храма.

Скульптура космонавта на фасаде средневекового храма
Фото: источник

Теория реставрации

Самая реалистичная и вероятная теория появления космонавта на лепном фасаде средневекового здания – шалость архитектора, который проводил реставрацию храма святого Иеронима. Замдиректора музея Собора уверяет, что среди мастеров, проводящих реставрацию старинных зданий, имеется негласная традиция оставлять собственный «автограф» в виде напоминания об эпохе, в которую проводятся восстановительные работы. Именно в результате этой традиции, по мнению ученых, на фасаде старинного кафедрального собора появился астронавт.

В доказательство этой теории ученые приводят еще один интересный аргумент – наличие второго символа, нехарактерного для готического средневекового творчества. Если присмотреться к фигуре одного из мистических драконов на фасаде, можно увидеть у него в лапе мороженое в вафельном стаканчике. Совершенно очевидно, что такого лакомства не было во времена дикого европейского средневековья, а значит, скорее всего, и мороженое, и космонавт, появились в фасадной композиции гораздо позже – во времена современной реставрации.

Справедливости ради следует отметить, что у сторонников мистической теории есть один весомый контраргумент. Заключается он в том, что в 1985 году объект был взят под охрану в качестве всемирного наследия ЮНЕСКО. Соответственно, все реставрационные работы, которые проводились в 1992 году, согласовывались и контролировались представителями этой уважаемой и авторитетной организации. Допустить, что ЮНЕСКО привлекло к реставрации неквалифицированных художников и архитекторов или намеренно позволило им подобные шалости, действительно сложно.

Маркетинговая теория

С развитием и популяризацией такой науки, как маркетинг, все чаще обсуждается версия об оригинальном рекламном ходе. Некоторые деятели искусства озвучивали версию, что космонавт был специально размещен на фасаде древнего строения для привлечения интереса к храму и оживления туристической активности города Саламанка, расположенного на западном побережье Испании.

Астронавт далеко не единственный!

Рассматривая эту интересную и загадочную историю, следует упомянуть, что астронавт – далеко не первая странность такого рода. Долгие годы ученые бились над разгадкой другой тайны – странных рисунков, найденных среди иероглифов на фризе Оссириона. Речь идет о древнем храме-усыпальнице, в Египетском городе Абидосе. По мнению историков и археологов, храм был построен около 3,5 тысяч лет назад фараоном Сети специально для захоронения головы Оссириона.

Одна из надписей на стене гробницы, состоящая из иероглифов, включает странные изображения, очень напоминающие вертолет, танк и подводную лодку. Изображения расположены близко друг к другу в два ряда и представлены фигурами, состоящими из ровных четких линий. Фигуры настолько похожи на боевые машины, что при взгляде на них даже не возникает сомнений в их подлинности и реалистичности.

Космонавт на фасаде средневекового храма: знаменитые «лепные» скандалы и тайны
Фото: источник

Заинтересовавшиеся этим фактом ученые провели сложнейший спектральный анализ, в ходе которого выяснилось, что никаких дополнительных воздействий на надпись человеком в более поздние времена не производилось. Это заставило ученых серьезно задуматься о возможных вариантах появления этих странных рисунков на столь древнем памятнике культуры.

Исследования, которые проводились далее, доказали, что создателем странной «армии» выступила сама природа. Новые научные технологии позволили сделать однозначный вывод, что контуры вертолета, танка и подводной лодки созданы пересечениями отдельных элементов иероглифов с трещинами, которые образовались на поверхности камня с течением времени. Этот вывод до сих пор оспаривается некоторыми сторонниками версии мистического происхождения этих рисунков.

Еще одна загадка барельефов проявилась в 19-ом веке в Камбоджи, где в непроходимых джунглях был обнаружен старинный храм Та Пром. Храм был долгие годы безлюдным и поразил ученых своей невероятной нерукотворной красотой. Исследования показали, что строительство его датируется 1186 годом. Храм входил в культовый ансамбль Ангкора. Дикий камень, из которого было построено сооружение, украшали великолепные массивные барельефы, которые со временем оказались оплетены тропическими растениями. Восхитительная находка вдохновила художников, скульпторов и даже режиссеров. Именно здесь снималась самая красивая и живописная часть фильма Лары Крофт – расхитительницы гробниц.

Самое же поразительное, что было обнаружено в этом храме, – небольшая часть барельефа в виде скульптуры динозавра. Палеонтологи, осматривающие барельеф, сделали однозначный вывод – фигура динозавра принадлежит виду стегозавр (Stegosaurus). Определяется это по костяным отросткам на спине найденного динозавра, что является характерной особенностью стегозавров. Уникальность и необычность этой находки заключается в том, что этот вид динозавра вымер за 65 миллионов лет до строительства храма. Совершенно очевидно, что во времена строительства люди не могли даже догадываться о существовании динозавров и тем более так точно знать строение их тела и анатомию древних гигантов. Секрет этого барельефа до сих пор не раскрыт, ведь ученые уверяют, что барельеф был создан именно в годы строительства храма.

Все перечисленные выше неожиданные находки до сих пор волнуют умы самых знаменитых ученых и исследователей во всем мире. Будем же надеяться, что в скором времени нам всем удастся найти разгадку этих тайных знаков и символов.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696