(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Скульптуры Бернини, которые должен увидеть каждый!

Скульптуры Бернини, которые должен увидеть каждый!

Искусство барокко — это особый стиль, возникший в конце XVI века и укорененный в XVII веке. Течение барокко получило особенную популярность в Риме во время позднего Ренессанса и Контрреформации. Скульптура и архитектура были основными принципами выражения творцов Рима в течение этого времени. Джованни Лоренцо Бернини – один из величайших представителей этого стиля, воплотивший идеи барокко в скульптуре и архитектуре. Бернини был первым итальянским художником в стиле барокко.

Краткая биография гения скульптуры

В период с 1621 по 1625 г. Бернини создал свои самые известные ранние работы для кардинала Сципионе Боргезе — его первого важного покровителя. Эти работы — Аполлон и Дафна, Плутон и Персефоны и Давид иллюстрируют дух времени барочного периода. Скульптор произвел настоящую революцию в области скульптуры, оживив гипсовые и мраморные глыбы. При этом изображенные фигуры стали более активными, эмоциональными и энергичными, чем у любого из его предшественников.

Бернини родился в Неаполе 7 ноября 1598 года. Его отец Пьетро Бернини также был скульптором и лично учил будущего гения скульптуры работе с гипсом и мрамором. В 1606 году Пьетро перевез свою семью в Рим, чтобы получить больше комиссионных. Именно в Риме Бернини провел большую часть своей жизни, начиная карьеру, зарисовывая мраморные фигуры и картины Ватикана. Его гений был реализован в молодом возрасте, потому что его отец был нанят папской семьей. Бернини получил свою первую папскую комиссию в возрасте 17 лет и уже, будучи столь юным, полноценно работал в папской семье. Именно этот бесценный опыт послужил движущей силой для развития таланта молодого мастера.

Плутон и Персефона (1622)

Работа над скульптурой Плутона и Персефоны была начата в 1621 году и закончена в 1622 году. Первоначально она должна была украшать галерею Боргезе, но позже была отправлена кардиналу Людовиси в подарок. Скульптура демонстрирует невероятный талант автора, который сумел передать всю глубину и трагизм момента.

Бернини представляет классическую историю о похищении Персефоны. По легенде Персефона дочь Юпитера и Цереры однажды встречается с Плутоном, королем подземного мира. Плутон влюбляется в нее и пытается унести ее в подземный мир. Бернини изображает эту историю в ее самый кульминационный момент. Статуя демонстрирует, как Плутон энергично обхватывает бедра Персефоны, когда она борется, чтобы освободиться от его хватки. Ее левая рука толкает его лицо, а правая поднята вверх. Ее усилия напрасны, и кажется, что Плутон находится в нескольких секундах от ее подавления. У ног Плутона восседает Церебус — трехглавая собака, которая охраняет вход в Аид. Скульптурное изображение Церебуса призвано донести до зрителя дальнейшую горестную судьбу молодой пленницы.

Бернини - скульптура Плутон и ПерсефонаФото: источник

Классические истории и легенды до наступления эпохи великого Бернини обычно изображались в картинах, а не в скульптуре, из-за трудности передачи живописных эффектов. Бернини смог преодолеть эту проблему в своих мраморных скульптурах. Он считал, что искусство должно быть связано с выражением действия и эмоций. Именно это мастер отобразил в скульптуре Плутон и Персефона. Бернини неспроста решил изобразить эту историю в самый кульминационный момент, позволяя зрителю оценить интенсивное действие и эмоции, которые испытывали герои в эту минуту. Это можно увидеть в перекрещивающихся линиях движения рук и ног Персефоны и Плутона. Страх и отчаяние можно увидеть на лице Персефоны. Ее рот открывается, как будто девушка пытается кричать, слезы пробегают по ее левой щеке, а волосы сбиваются вправо. Очень реалистично также выглядит захват пальцев жертвы.

Зритель сталкивается с жестоким эпизодом. Сильная тема, которую Бернини выбрал для своего произведения, была очень популярна в эпоху барокко. Насильственные рассказы отличаются крайним драматизмом и напряженными эмоциями, позволяющими художникам эксплуатировать их и вызывать глубокие чувства в зрителях.

Аполлон и Дафна (1622-1624)

Бернини начал работать над Аполлоном и Дафной в том же году, что и над Плутоном и Персефоной, однако он не смог закончить ее до 1625 года. Сципион Барберини заказал Аполлона и Дафну в качестве замены Плутону и Персефоне. Скульптурная группа выполнена в очень высоком рельефе. Как и последняя работа Бернини, Аполлон и Дафна должны были рассматриваться зрителем с определенной точки зрения. Скульптурная группа первоначально была размещена напротив внутренней стены рядом с двумя дверями. После входа в комнату зритель видел лишь спину и плащ Аполлона. Когда посетитель проходит дальше по комнате, его взгляду открывается драма, разворачивающаяся в реальном времени и пространстве. Бернини снова использует движение и эмоции, чтобы во всех подробностях рассказать историю.

Бернини - скульптура Аполлон и Дафна
Фото: источник

Аполлон — греческий и римский бог солнечного света, пророчества, музыки и поэзии согласно легенде был поражен золотой стрелой Купидона. Дафна — нимфа поражена свинцовым дротиком Амура. Аполлон преследует Дафну, пораженный ее красотой, а Дафна бежит от него. По преданию, как только Аполлон настигает свою жертву, она зовет на помощь своего отца – бога реки, который стремясь спасти дочь, превращает ее в дерево.

Сильные действия и движения, наблюдаемые в Плутоне и Персефоне, продолжаются далее в Аполлоне и Дафне. Левая рука Аполлона решительно простирается вперед. Его ноги расположены таким образом, что создают ощущение, будто он изо всех сил пытается захватить Дафну. Динамичность их форм в пространстве и объемность скульптуры в нескольких направлениях, были революционными в области резьбы по мрамору. Когда Аполлон захватывает Дафну, она начинает превращаться в лавровое дерево. Это видно на ее руках, ногах и теле. Кончики ее рук начинают превращаться в ветви и листья. Ее пальцы ног поворачиваются к корням, а ствол начинает покрывать ее тело.

Аполлон и Дафна выглядят как реальные люди с настоящими меняющимися эмоциями. Рот Дафны открывается, чтобы испустить крик бедствия. В то же время ее лицо преображается, когда руки и пальцы приобретают необычные формы. Лицо Аполлона спокойное и уверенное, но выражает взгляд, по которому понятно, что он осознал замысел жертвы. Бернини заимствовал позицию, жесты и отличительные черты от классической статуи «Аполлон Бельведер». В барокко сохраняется постоянный интерес к древности, который был перенесен из эпохи Возрождения. Это также можно увидеть в драпировке одежды героев.

Сегодня скульптуры Бернини – это творческая вершина барокко, достичь которой не смог ни один его последователь. Поселить энергию и жизнь в бездушную каменную глыбу – величайший талант Джованни Лоренцо Бернини.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696