Пять самых ярких работ маньеристов
Маньеризм как стилистический период в европейском искусстве располагается между зрелым Ренессансом и барокко с 1520 по 1600 годы. Многие искусствоведы считают, что в скульптуре, живописи и архитектуре это направление стало результатом стилистической эволюции Ренессанса. В этот период было создано много великолепных работ, чьи авторы хорошо известны любому почитателю настоящего искусства.
Работа 1. Серпентината Микеланджело — на грани Ренессанса
Первые проявления маньеризма можно найти в поздних работах Микеланджело Буонарро́ти. Именно он ввел в скульптуру движение, динамику, выражение лиц и эффект скручивания тел, названный «серпентинатой» («змеевидной фигурой»), в дальнейшем активно используемые маньеристами.
Первый пример серпентинаты — статуя «Победа» (1532—1534) с надгробия Юлия II (1545). Эта аллегорическая скульптура мужчины, наступившего ногой на жертву, имеет утонченные формы и изображает движение. Серпентината стала одним из культовых элементов маньеризма.
Фото: источник
Работа 2. «Персей с головой Медузы» Бенвенуто Челлини — зрелый маньеризм
Скульптуры Бенвенуто Челлини (1500—1571), флорентийского художника, представляют зрелый маньеризм.
Мастер начал свою карьеру в Риме одновременно с зарождением нового стиля в 1519 году, где работал на двух пап: Климента VII и Павла III. В 1527 году художник отправился во Флоренцию и Мантую, где выполнял заказы герцога Гонзага. В 1528—1534 гг. он снова творил в Риме, а после путешествий в Неаполь и Падую и пребывания во Франции вернулся во Флоренцию.
Именно в этот период по заказу тосканского герцога Козимо I был создан «Персей с головой Медузы». Скульптура молодого человека с мечом в руке, стоящего на теле горгоны и держащего в левой руке поднятую голову Медузы, должна была быть готова к принятию титула принца. Из тела сраженной Медузы выползали змеи — символ демократии, угрожающей республиканскому правлению.
Фото: источник
Работа 3. Солонка Франциска I Бенвенуто Челлини
С 1538 года Челлини находился во Франции, где работал в королевском замке в Фонтенбло в качестве придворного скульптора, декоратора и архитектора короля Франциска I Валуа. Самая известная и единственная сохранившаяся ювелирная работа этого периода — «Золотая Солонка».
Сначала изделие создавалось для кардинала Ипполито д’Эсте, но, не потянув затрат, тот отказался от проекта. Затем работа продолжилась по приказу короля Франции Франциска I. Результат, достойный самого короля, был ошеломляющим.
Солонка в виде двух фигур — красивой богини Диметры, размещенной у богато украшенного храма, и Нептуна, держащего в руке трезубец, — изготовлена из золота на деревянном постаменте и весит 5 кг. Размеры изделия: 33 см в длину, 26 см в высоту. В руке богини — растения, у ног — великолепные животные, в воде — рыбы и раковины.
Фото: источник
Работа 4. Меркурий Джованни да Болоньи — поздний маньеризм
Джованни да Болонья (1524—1608) — один из самых известных скульпторов позднего маньеризма. Родившись во Фландрии, он провел почти всю жизнь в Италии, сначала в Риме, затем во Флоренции. Скульптору покровительствовали Медичи. Он работал на них, создавая многочисленные статуи.
Самые известные работы на мифологические темы, подтверждающие техническое совершенство и талант мастера, основаны на утонченных формах, смелых позах и динамике. Одна из интереснейших работ — скульптура Меркурия (1580), изображающая посланника богов, покровителя купцов и пастухов.
Джамболонья сумел показать кратковременный момент взлета Меркурия. Скульптура имела большой успех, поэтому затем были созданы еще три ее версии. Скульптура поражает изысканностью, став одним из ярчайших символов маньеризма. Ее копии находятся во всех крупнейших музеях мира.
Фото: источник
Работа 5. Похищение сабинских женщин Джованни да Болоньи
По просьбе семьи Медичи Джамболонья изготовил ещё одну скульптуру «Похищение сабинянок», ставшую величайшим достижением мастера. Тема похищения сабинянок, основанная на древней легенде, была особенно популярна в маньеризме, а затем и в барокко, поскольку давала возможность фантазировать и не ограничивала художественные возможности.
Скульптурная группа высотой около 4 м состоит из трех объединенных в одно целое фигур. Мастер, показывая движение, также использовал здесь эффект «серпентината». Он скручивал фигуры, связывая их между собой и усложняя форму таким образом, что зрителю, чтобы полностью оценить скульптуру, нужно было ее обойти.
Фото: источник
Рассмотрев всего пять этих произведений, уже можно оценить значение эпохи маньеризма в развитии мирового искусства и понять его основные тенденции.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (257)
- О дизайне интерьера (140)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность
- Реставрация и консервация гипсовой лепнины: чем они различаются и когда могут быть полезны
- Как гипсовая лепнина влияет на акустику помещения
- Гипсовая лепнина для оформления окон: роскошь и элегантность