6 древнегреческих скульпторов, изменивших скульптурное искусство
Говоря о Древней Греции, каждый из нас вспоминает уникальную архитектуру, богатую лепниной, скульптурами и барельефами. Эти ассоциации возникают во многом благодаря знаменитым древнегреческим скульпторам, вклад которых в мировое искусство невозможно переоценить. Даже спустя тысячелетия потомки восхищаются работами древнегреческих мастеров, подробнее о которых расскажем в этой статье.
Мирон Элевтерский (середина V в. до н.э.)
Мирон Элевтерский (480–440 до н.э.) был учеником Агелады. Он создавал свои творения из гипса, после чего воплощал каждую работу в бронзе. Мирон известен своим Метателем диска, который имел реалистичные пропорции и передавал ритм движений.
Плиний Старший утверждал, что самой известной скульптурой Мирона была бронзовая телка. Она якобы была настолько реалистичной, что ее можно было бы принять за настоящую корову. Первоначально эта скульптура была помещена в Афинский Акрополь между 420–417 гг. до н.э. Однако далее она была перемещена в Храм Мира в Риме, а затем на Форум Таурий в Константинополе. Скульптура коровы была в поле зрения почти тысячу лет. Греческий ученый Прокопий сообщал, что он видел ее в 6 веке нашей эры. Кроме того, ей посвящено множество греческих и римских эпиграмм, в которых говорили, что Мирон взял настоящую корову и прикрепил ее к каменной основе.
Фото: источник
Среди других выдающихся работ Мирона Элевтерского – статуи победителей Олимпиад. Предположительно эти скульптуры изображают триумфаторов соревнований в Лицине в 448 году, Тиманте в 456 году и Ладе вероятно в 476 году.
Фидий Афин (493–430 до н.э.)
Фидий был скульптором 5-го века до н.э., известным своей способностью работать с любым материалом. Кроме гипса мастер использовал камень, бронзу, серебро, золото, дерево, мрамор, слоновую кость. Среди его самых известных работ — статуя Афины высотой почти 40 футов. Скульптура выполнена из гипса с пластинами из слоновой кости и украшена чистым золотом. Кроме того, его Статуя Зевса в Олимпии, сделанная из слоновой кости и золота, была причислена к одному из семи чудес древнего мира.
Афинский государственный деятель Перикл заказал несколько работ Фидия, в том числе скульптуры, чтобы отпраздновать победу Греции в битве при Марафоне. Фидий — один из скульпторов, связанных с ранним использованием теории «Золотого сечения». Интересно, что мастер завершил свою жизнь в тюрьме, куда был помещен за попытку присвоить чужое золото. Информация об этом факте была найдена в трудах Плутарха.
Фото: источник
Поликлет из Аргоса (V в. до н.э.)
Поликлит создал статую Геры из золота и слоновой кости для храма богини в Аргосе. Античный историк и географ Страбон назвал это самым прекрасным изображением Геры, которое он когда-либо видел. При этом большинство древних писателей считало скульптуру одним из самых красивых произведений всего греческого искусства.
Все остальные работы скульптора были созданы из бронзы. Поликлит также известен своей статуей Дорифора (Копьеносца), которая иллюстрировала его книгу под названием канон. Это важная теоретическая работа по идеальным математическим пропорциям частей человеческого тела и по балансу между напряжением и движением, известным как симметрия. Его работы были также представлены в коллекции атриума Императора Тита.
Пракситель (400–330 гг. до н.э.)
Пракситель был сыном скульптора Кефизодота Старшего и современником Скопаса, известного как создателя своей школы и оригинального направления в развитии скульптуры. В качестве прототипов для своих скульптур он брал различных людей и богов, как мужчин, так и женщин. Говорят, именно он был первым, кто ваял женскую фигуру в натуральную величину. Для первичной работы мастер использовал гипс. Далее Пракситель в основном выбирал мрамор из знаменитых карьеров Пароса или использовал бронзу.
Два примера работы Праксителя — это Афродита Книдосская и Гермес с Младенцем Дионисом. Одна из его работ, которая отражает изменения в позднем классическом периоде греческого искусства, — это фигура бога Эроса с печальным выражением лица. Такое откровенное изображение многие ученые считают началом периода чувственного искусства в Афинах.
Фото: источник
Скопас (395-350 гг. до н.э.)
Скопас был архитектором храма Афины-Алеи в Тегее. Здесь он использовал все три греческих архитектурных ордера — дорический и коринфский снаружи, и ионные внутри . Скульптор создал уникальные скульптуры для Аркадии, которые позже были описаны Павсанием. Скопас также работал над барельефами, которые украшали фриз Мавзолея в Галикарнасе в Карии. По легендам он возможно, создал одну из скульптурных колонн в храме Артемиды в Эфесе после его пожара в 356.
Из сохранившегося наследия этого мастера – копия скульптуры менады. Так в те времена называли женщин, принимавших участие в безумных мистериях бога вина Вакха (Диониса).
Лисипп Сиционский (IV в. до н.э.)
Лисипп учился скульптуре, изучая природу, анатомию и канон Поликлита. Благодаря этому работа Лисиппа характеризуется реалистичным натурализмом и тонкими пропорциями. Современниками это было описано как импрессионизм. Лисипп был официальным скульптором Александра Великого.
О Лисиппе говорят, что «в то время как другие создавали людей такими, какими они были, он изображал их такими, какими они хотели бы быть». Считается, что у Лисиппа не было формального художественного образования. Однако он был талантливым и продуктивным скульптором, оставившим богатое творческое наследие.
Древнегреческие скульпторы во все времена считались главными мастерами скульптурного и рельефного искусства. Даже художники эпохи Возрождения стремились повторить шедевры Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса и Лисиппа.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)