6 скульпторов-женщин, способных совершить прорыв в скульптурном искусстве
Скульптура когда-то считалась областью работы художников-мужчин, настолько же сложной физически, насколько безграничной по своим масштабам. Но в течение нескольких последних десятилетий художницы от Евы Гессе до Урсулы фон Райдингсвард отвоевали место для женщин, работающих в современной скульптуре. В последние годы именно скульпторы-женщины смогли представить на суд общественности самые амбициозные работы. Многие из них были выполнены из гипса. Благодаря своей пластичности этот материал позволяет реализовать даже самые смелые и оригинальные идеи автора.
По всему миру насчитывается несколько сотен талантливых женщин, работающих в жанре скульптурного искусства. Рассмотрим тех из них, которых эксперты считают наиболее перспективными. Все они работают в разных техниках и используют различные материалы для создания своих произведений. При этом их объединяет страсть к чистому и светлому искусству.
- Дорин Гарнер
Это молодая американская женщина-скульптор, рожденная в 1986 году в США. Сегодня художница живет и работает в Бруклине.
Тревожные скульптуры Дорин Гарнер наводят на мысль, что мастер пытается рассказывать историю сквозь разорванную плоть. Одна из самых известных работ скульптора демонстрирует силиконовые и гипсовые части тела чернокожей женщины, подвешенные на нитях и помещенные в стеклянные банки. Эта экспозиция посвящена истории Мэриона Симса. Этот белый гинеколог-садист 19-го века проводил эксперименты на телах порабощенных чернокожих женщин.
Фото: источник
Гарнер интересуется эффектом переноса, который может происходить между ее объектами и зрителями. Сама она описывает свои скульптуры так: «Я думаю, что трехмерные работы позволяют людям понять, как их собственные физические тела вовлечены в страшные повествования прошлого. Надеюсь, что моя работа помогает понять, насколько глубоки были раны жертв и как важно осознать это, чтобы начать процесс исцеления». В других ее проектах также присутствует тема физических ран, которые символизируют душевные страдания человека.
- Крис Лемсалу
Родилась в 1985 году в Эстонии. Живет и работает в Берлине и Таллине.
Крис Лемсалу привлекла внимание мировой общественности на ярмарке Frieze Art 2015 года в Лондоне. Она восемь часов подряд лежала на водяной кровати под гигантским гипсовым панцирем черепахи. Именно Лемсалу представила Эстонию на Венецианском бьеннале 2019 года. Для нее скульптура – это лишь часть истории, которую она рассказывает всеми доступными методами. В скульптурной части работ Крис Лемсалу часто комбинируется несколько материалов, включая гипс и текстиль.
Фото: источник
Ее работы отличаются странностью и глубоким аллегорическим смыслом. Одно из самых знаменитых произведений – две гипсовые собачьи головы, за которыми расположен ангел. По задумке автора он символизирует проводника в потусторонний мир. Эта странная скульптура вызывает тяжелые переживания, напоминает о жестокости жизни и смерти.
- Генезис Белангер
Родилась в 1978 году в США. Живет и работает в Бруклине, Нью-Йорк.
Чтобы наиболее полно охарактеризовать творчество Генезис Белангер достаточно вспомнить одну из самых знаменитых ее фраз: «Я никогда не встречала инструмента или материала, который бы мне не нравился». Истинное удовольствие, которое скульптор испытывает от своей работы, было главной темой ее персонального шоу, которое состоялось в 2017 году в галерее миссис Квинс в штате Нью-Йорк. Гипсовые и керамические работы, представленные на выставке, наполнены юмористической и сюрреалистической темой. При этом они возвращают зрителя во времена, когда самым популярным направлением в искусстве был поп-арт.
Фото: источник
Генезис Белангер использует самый обычные предметы и превращает их в забавных сказочных персонажей. В ее коллекции лампы, которые имеют губы, мебель, с сигаретами вместо ножек, и сумки, которые расстегивают сами себя. Сама Белангер описывает свое творчество так: «Мои объекты отражают все базовые инстинкты нашей психологии. Я показываю людей такими, какие они есть, – бесконечно наивными и немного испорченными». Работая над эскизами будущих творений, скульптор создает огромное количество различных рисунков. Затем, выбирает те из них, над которыми хочется продолжать творить. Эти изображения затем становятся основой для объектов, которые она тщательно создает вручную из гипса или глины.
- Моника Грабушниг
Родилась в 1987 году в Австрии. Живет и работает в Берлине.
Фантастические гипсовые и керамические работы Моники Грабушниг становятся отражением эмоциональных состояний человека — интимных желаний, эротических фантазий, стремлений, связей. Это абстрактные творения, в которых зашифрованы фаллические символы и чувствительные зоны человеческого тела. Мастер часто комбинирует гипс и глину с металлической арматурой, смолой и акриловыми красками в ярких или пастельных тонах. Ее последняя выставка посвящена непростому процессу построения отношений между людьми в нашу цифровую эпоху.
Моника Грабущниг была номинирована на международную Берлинскую премию искусства. Создавая свои работы, она рассматривает потребность просвещения и исследования мира, как фундаментальное стремление человека. Этот процесс скульптор описывает так: «Будучи маленькими детьми, мы создаем необычные вещи из грязи, песка или игрушечных конструкторов. Это помогает нам лучше понимать окружающий мир и людей. Затем мы взрослеем, и все становится плоским, а горизонт нашего воображения сжимается. Когда я начала работать с гипсом и глиной, возникло ощущение, будто я заново открывала для себя способ понимания мира».
- Сара Питерс
Родилась в 1973 году в США. Живет и работает в Квинсе, Нью-Йорк.
Сара Питерс с ранней молодости испытывает интерес к «чудаковатым фигуративным скульптурам», таким как Роберт Арнесон, Марисоль, Уильям Раш. Также на творчестве скульптора явно отразились работы древних греков и шумеров. Ее скульптуры – это обособленные головы, с подчеркнутыми чертами лица, необычными прическами и утопающими глазницами. Занимая промежуточное место между классической скульптурой и сюрреалистическими современными памятниками, работы Сары Питерс кажутся одновременно своеобразными и неподвластными времени.
Фото: источник
«Я удовлетворена своей работой, когда мне кажется, что скульптура упала с неба. Если это ощущение не возникает, я считаю работу хламом» — говорит о своем творчестве мастер. Созданием гипсовых слепков и глиняных исходников она всегда занимается сама, после чего скульптуры отливаются из бронзы или покрываются воском. Сара Питерс искренне верит в то, что скульптуры могут обладать особенной силой в виде талисманов.
- Джала Вахид
Родилась в 1988 году в Великобритании. Мастер живет и работает в Лондоне.
Скульптуры Джала Вахид плотские, чувственные и часто граничат с гротеском. Сделанные путем сочетания различных по своей природе и структуре материалов, они одновременно напоминают открытые раны и причудливые природные формы. Понять их суть невозможно без фантазии и глубокого проникновения в художественное повествование автора. Вахид получила большое признание в Европе благодаря недавней персональной выставке в лондонской галерее «Семнадцать», где демонстрировались ее мультимедийные работы.
Фото: источник
Своими скульптурами мастер старается вызывать у зрителя разные психологические состояния одновременно. Для этого в 2018 году был снят фильм, представляющий ее работы с соответствующим музыкальным сопровождением. Сама Джала Вахид описывает эмоциональный посыл своего творчества, как смесь токсичности, антагонизма, юмора и радости.
С каждым годом все больше женщин-художников выбирают скульптуру, как способ выражения своего творческого потенциала. Это навсегда изменило скульптурное направление и внесло поток новых оригинальных идей в современное искусство.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)