(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

6 скульптур, которые изменили представление о паблик-арте

6 скульптур, которые изменили представление о паблик-арте

Все любят искусство, но не у всех есть время и деньги, чтобы посетить художественные галереи, музеи, выставки. Паблик-арт (публичное искусство) – это творения креативных скульпторов, художников, режиссеров, которые доступны всем и совершенно бесплатно. Чаще всего такие произведения выставляются в местах, доступных широкой общественности.

Развитие тенденции паблик-арт в мире

В наше время правительства большинства развитых стран осознают насколько важно обеспечить возможность каждому члену общества иметь доступ к публичному искусству. Это вдохновляет людей, объединяет культурные группы, позволяет следить за творческими тенденциями. Кроме того, выигрывают скульпторы и художники, ведь они получают престижные и высокооплачиваемые правительственные контракты.

Изначально паблик-арт должен был нести идеалы правды, красоты и демократии. Однако, к сожалению, многие общественные художественные проекты приобретают политический, националистический, провокационный подтекст. Все это указывает на большое влияние, которое оказывает искусство на общество, меняя его настроения и формируя ценности.

Один из самых ярких примеров ангажированности в публичном искусстве был зафиксирован еще в 1504 году. Тогда выдающийся Леонардо да Винчи попытался использовать свое влияние, чтобы вытеснить из публичного пространства шедевр своего соперника Микеланджело – знаменитую скульптуру Давида. Ему удалось добиться того, чтобы скульптура была представлена общественности в тихом углу площади Синьории во Флоренции. Историки считают, тот факт, что одна из самых талантливых и великих скульптур в мировом искусстве была презентована широкой публике скромно и незаметно, подтверждением того, что власть и политика, а не творчество, управляют паблик-артом.

Главной сложностью публичного творчества, эксперты считают то, что работы создаются не для определенной аудитории зрителей, а для всех и каждого. Ниже приведено несколько примеров противоречивой публичной скульптуры, а также несколько различных взглядов и мнений о паблик-арте в целом. Рассматривая эти работы, постараемся ответить на несколько важнейших вопросов публичного искусства.

Огюст Роден, памятник Бальзаку (1897 год) — Имеет ли автор право на свой взгляд?

Огюст Роден, известный как один из самых талантливых скульпторов-портретистов в истории, создал такие знаковые произведения искусства, как «Поцелуй» (1880–1881), «Мыслитель» (1881–1882) и «Бюргеры Кале» (1884–1895). Используя глину, гипсовые формы и длительный творческий процесс, который предполагал многочасовое позирование живых моделей, Роден создавал скульптуры, которые были инновационными в своем внимании к деталям и реализме.

Вдохновленный соблазнительными женскими формами и литературой (от Данте до Бодлера), Роден был особенно искусен в передаче напряжения и эмоций через язык тела. Скульптор создал большую коллекцию скульптур мужчин и женщин в любовных, чувственных позах.

Огюст Роден, памятник Бальзаку (1897 год)
Фото: источник

«Памятник Бальзаку» — произведение, которое поглощало творческое внимание художника на протяжении долгих лет. После смерти великого французского романиста Оноре де Бальзака в 1850 году парижское общество литераторов начало планировать создание статуи в честь литературного наследия выдающегося автора. Однако только в начале 1890-х годов Роден, который в то время был за шаг до мировой славы, получил окончательный заказ на создание статуи романиста. При этом заказчики требовали обязательного портретного сходства творения с Бальзаком.

Проект Родена был одновременно публичным и крайне частным. Скульптура представляла собой гордое, величественное произведение, которым можно было бы поделиться со всем Парижем, — достойный памятник автору легендарного романа «Человеческая комедия». Однако, когда Роден погрузился в жизнь и работу Бальзака, он все меньше и меньше интересовался буквальным представлением и вместо этого стремился передать творческий дух этого великого человека.

Предварительное гипсовое изваяние, которое Роден представил в комиссии в 1898 году (более чем через пять лет после того, как истек первоначальный срок), не имело почти ничего, что помогло бы идентифицировать его как сходство с Бальзаком. Ответ комиссии был предсказуемо резким. Настолько резким, что планы воссоздать гипсовую работу Родена в бронзе были разрушены.

И только в 1939 году, спустя более 20 лет после смерти художника, полноразмерный бронзовый Бальзак был наконец выставлен в самом сердце Парижа. Таким образом, скульптура Родена стала образцом оригинальных общественных скульптур, предлагая своеобразный, личный взгляд на знаменитую фигуру, место или событие.

Ричард Серра, Наклонная Арка (1981 год) – Может ли общественность диктовать условия творцам?

Одной из отличительных черт публичной скульптуры считается ее специфичность — ее способность дополнять элементы локации, строго соответствовать месту, в котором она выставляется. Монументальные скульптуры Ричарда Серры, одного из выдающихся скульпторов 20-го века, меняют представления зрителей о пространстве и пропорциях. «По сути я занимаюсь централизацией пространства» — говорил он.

Вдохновленный в начале своей карьеры современным танцем и японскими садами дзен, художник стремился создавать произведения, которые побуждают зрителей к движению. Серра, который учился в Йельском университете, описывался однокурсниками целеустремленным, суровым, таким же хитрым и бескомпромиссным, как и его работы. «У меня в характере есть определенное упрямство, определенное своеволие, что доставляло мне неприятности, но также и помогало справиться с ними », — сам о себе говорил талантливый скульптор.

Ричард Серра, Наклонная Арка (1981 год)
Фото: источник

Наклонная арка (Tilted Arc) — это слегка наклоненная стальная пластина высотой 3,5 м и длиной 38,6 м, проходившая через Федеральную площадь Манхэттена. Тот факт, что столь монументальная конструкция была создана и установлена с 1981 по 1989 год, — делает работу еще более блестящей. В течение большей части 1980-х годов скульптура заставляла прохожих нелепо, порой неудобными путями пересекать площадь. К 1985 году более 7000 человек, многие из которых работали и жили в близлежащих зданиях, подписали петицию, призывающую к сносу наклонной арки. Позднее в том же году присяжные встали на сторону этих людей.

Однако битва за Tilted Arc только началась — решение присяжных вступило в силу после четырех лет апелляций. В 1985 году скульптуру демонтировали. Для Серры этот инцидент стал символом нечувствительности судов к художественному выражению. В то же время для других людей это — символ нечувствительности художников к вкусам и практическим потребностям публики, для которой они творят. В дебатах по поводу Наклонной, которые продолжались в течение почти десятилетия, часто указывалось, что работа Серры финансировалась из денег налогоплательщиков Соединенных Штатов.

В наше время эта тема снова актуальна для общественной дискуссии. Выходит, что если люди платят за публичное искусство, даже косвенно, то они должны оказывать непосредственное влияние на форму, которую это искусство приобретает. Довольно сложно представить мир, в котором публичные художественные проекты действительно подчиняются этому постулату, ведь талантливые люди тем и выделяются из общей массы, что имеют свой уникальный взгляд на творчество.

Гуцон Борглум, Национальный мемориал на горе Рашмор (1927–1941 гг.) – Может ли общественная скульптура быть пропагандой?

Многие из самых известных общественных скульптур открыто занимаются мифологизацией прошлого. Поскольку они часто финансируются правительством и теоретически доступны для всех, они могут функционировать как пропаганда. Такие проекты продвигают одобренный государством проект истории, который должен знать каждый лояльный гражданин.

Чтобы это не звучало голословно, рассмотрим шедевр скульптора Гутцона Борглума — Национальный мемориал на горе Рашмор. Строительство монумента началось вскоре после окончания Первой мировой войны и завершилось накануне вступления Америки во Вторую мировую. Четырехглавая скульптура высотой более 18 метров была впервые санкционирована Конгрессом при администрации Кулиджа, всего через шесть лет после смерти одного из героев работы — Теодора Рузвельта.

Гуцон Борглум, Национальный мемориал на горе Рашмор (1927–1941 гг.)
Фото: источник

Американский скульптор Борглум выбрал в качестве героев, которых решил увековечить Рузвельта, Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Авраама Линкольна не только из-за их величия, но и из-за их роли в расширении страны. Говоря более откровенно, все американские президенты присоединяли или «крали» земли коренных американцев, однако эти четверо были наиболее успешными и изощренными в этом вопросе. Сама гора Рашмор была украдена под дулом пистолета у племени Лакота во время Великой войны сиу в 1876 году, в том же году, когда США праздновало свое столетие.

Разумеется, сам национальный монумент Маунт-Рашмор ничего не говорит об этих не самых справедливых, по мнению большинства историков, событиях. Вместо этого четверо выдающихся мужчин, высеченные в гранитной скале, смотрят в сторону славного будущего Америки.

В 1970 году активисты коренных американцев заняли памятник и дали ему новое имя — Сумасшедшая гора. Этим они хотели почтить память тех, кто пал в борьбе с захватчиками и глобалистами.

Давид Черни, Розовый танк (Памятник советским танкистам, 1991 год) – Может ли вандализм быть паблик-артом?

Не вся публичная скульптура настолько националистична и сохраняет первоначальное значение на протяжении всей своей жизни. В Праге, вскоре после окончания Второй мировой войны, советские солдаты оставили пехотный танк в качестве памятника Красной Армии. Большинство чехов считали, что Красная Армия вытащила город «с фашистской сковороды для того, чтобы бросить его в огонь коммунизма». Памятник оставался символом империализма эпохи холодной войны до ночи 27 апреля 1991 года. В эту ночь молодой студент-искусствовед по имени Давид Черни, покрасил танк в шокирующий розовый цвет.

Давид Черни, Розовый танк (Памятник советским танкистам, 1991 год)
Фото: источник

Несмотря на то, что памятник был снова перекрашен, а Черны немедленно попал в тюрьму, сотни людей повторяли подвиг молодого человека, в знак солидарности, повторно нанося на танк розовую краску. К концу года танк был передан на хранение в Военно-технический музей в чешском городе Лешаны, что до сих пор считается символом победы либерализации Восточной Европы после распада СССР.

Работа Черни была не столько буквальной скульптурой, сколько смелым актом политического сопротивления, удваивающим искусство. Но с другой стороны, это пример публичной скульптуры в ее самом остром восприятии, доходящем до вандализма. Черни, вооруженный только краской, воспринимал советскую оккупацию как нечто нелепое. Именно поэтому розовый цвет, меньше всего ассоциирующийся с военной агрессией, был выбран им для своей деятельности. Позже события Пражской весны будут признаны одной из самых бессмысленных внешнеполитических акций СССР, лишь подтверждая правоту Черни.

Джефф Кунс, Букет тюльпанов (2017 год) – Может ли паблик-арт быть противоречивым?

После трагедии знакомые и родные часто посылают цветы в качестве тихого, безмолвного выражения сочувствия. После терактов 2015 года в Париже Джефф Кунс решил реализовать этот подход в оригинальной форме. В ноябре того же года он объявил, что подарит Франции ​​публичную скульптуру в надежде, что она будет установлена возле Токийского дворца.

Джефф Кунс, Букет тюльпанов (2017 год)
Фото: источник

Скульптура, созданная на частные пожертвования, представляет собой огромную руку, сжимающую яркую гроздь тюльпанов. Сказать, что предложение Кунса оказалось спорным, означает не сказать ничего. Десятки видных парижских деятелей подписали письмо, в котором это произведение искусства называлось «шокирующим», «оппортунистическим» и даже «циничным». Оно, как и все творчество Кунса, построено на противоречиях.

Если министерство культуры все же одобрит инициативу, установка самой инсталляции высотой более 12 метров и весом в 30 тонн обойдется Франции в 3,5 миллионов евро. Однако многие эксперты считают, что установка «Букета тюльпанов» станет лишь политическим актом дружбы между Францией и США.

Аниш Капур, Облачные Врата (2004–2006 год) – Может ли публичная скульптура отражать окружающую действительность?

С 2006 года 110-тонная светоотражающая скульптура Аниша Капура «Облачные врата» (ее еще называют «Боб») собрала миллионы фотографий посетителей Чикагского Миллениум-парка. Это одна из очевидных и самых ярких демонстраций того, как работает публичное искусство. Красота скульптуры Капура не ограничена ее формой. Что действительно примечательно в Облачных Воротах, это то, как они взаимодействуют с окружающей средой, искажая горизонт Чикаго и лица туристов, которые тысячами приезжают сюда, чтобы увидеть их.

Аниш Капур, Облачные Врата (2004–2006 год)
Фото: источник

Работая над скульптурой, автор вкладывал в нее идеи гуманизма и нейтральности. Однако в прошлом году Национальная стрелковая ассоциация использовала изображение этой уникальной скульптуры в своем ролике, пропагандирующем свободное ношение оружия. Капур немедленно потребовал убрать Облачные Врата из этого ролика, однако ассоциация несколько раз проигнорировала требования скульптора. После этого индийско-британский мастер подал в суд, требуя наказать Национальную стрелковую ассоциацию за «призыв к вооруженному насилию».

Этот факт многие считают противоречивым, ведь изначально скульптура задумывалась как зеркало, которое отражает окружающий ее мир. Жестокость, насилие, оружие – это тоже часть нашего мира, а значит, эти аспекты жизни не могут не отражаться в зеркальной поверхности «Боба».

6 описанных выше публичных скульптур – яркие примеры протеста, пропаганды и философии, которые реализуются через творчество. Паблик-арт имеет миллионы поклонников по всему миру. Это направление искусства дает современным скульпторам реальную возможность реализоваться в творчестве, найти своих последователей и единомышленников.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696