Алейжадинью — маленький калека с большой душой художника
Антониу Франсиско Лиссабон, по прозвищу Алейжадинью, — известный бразильский скульптор и архитектор колониального периода, чьи великолепные работы в стиле рококо украшают множество церквей в Ору-Прету и других городах Бразилии.
Большинство работ Франсиско Лиссабона представляют колониальную Бразилию с чертами рококо, классического и готического стилей. Первая крупная работа Алейжадинью, Церковь Святого Франциска (1766), стала самым известным украшением Ору-Прету. Мастер также спроектировал, построил и украсил церковь Бон-Жезус-ди-Матозиньюс (1757), ставшую самой известной его работой.
Антониу Лиссабон считается уникальной личностью не только из-за своего таланта. Этот человек имел настолько сильную волю и желание творить, что сумел преодолеть практически непреодолимые препятствия: рабское происхождение, клеймо внебрачного ребенка-полукровки и неизлечимое заболевание, отнявшее у него руки. Он стал примером для многих художников, доказав, что истинный талант вкупе с желанием творить может победить все.
Антониу Лиссабон — своего рода национальный и популярный герой Бразилии. Он, безусловно, был гением, а затем стал мифом, потому что его история окутана легендами и тайнами, а его первая творческая биография была написана через 40 лет после его смерти.
Алейжадинью — сын рабыни
Алейжадинью, сын португальского архитектора Мануэля Франсиско Лиссабона и африканской рабыни, родился в центральной Бразилии (провинция Минас-Жерайс) в Вилья-Рике, где его крестили под именем Антониу Франсиско Лиссабона. Существуют споры о дате его рождения, но большинство исследователей говорят, что он родился 29 августа 1730 года.
Отец выкупил сына и воспитывал его вместе с другими детьми, но рабское клеймо оставалось на нем до конца жизни. Кто бы мог подумать, что этот вечно дразнимый полукровка станет ярчайшей звездой в крупнейшей из всех иберийских колоний Нового Света. Именно благодаря ему его родина, город Вила-Рика, ныне Ору-Прету, станет столицей религиозного искусства в Бразилии.
В рабовладельческом обществе раб не считается человеком, в глазах рабовладельца это скорее инструмент. В те времена говорили, что у людей с черным цветом кожи нет души и они обречены на рабство за грехи их предка. Эти предрассудки сохранялись и поддерживались веками, поэтому несложно догадаться, как жилось человеку, чья мать была рабыней. Например, Алейжадинью, даже когда он возглавил художественное движение колонии, не разрешили подписывать ни свои работы, ни платежные книжки.
Европейцы до появления колоний очень мало знали об индейцах и африканцах. Те, в свою очередь, ничего не знали о европейцах и друг о друге. Поэтому, когда эти группы смешались, образовался этнический тип метисов. Алейжадинью стал живой метафорой смешения рас, повлиявшего на культурное становление Бразилии и Америки в целом.
Алейжадинью был не единственным метисом, прославившим Новый Свет. В один ряд с ним можно поставить, например, эквадорского скульптора, резчика, художника Бернардо де Легарда, перуанского художника Диего Киспе Тито, никарагуанского модерниста Рубена Дарио, скульптора Местре Валентима, музыканта и композитора Хосе Маурисио Нуньес Гарсия, живописца Маноэль да Коста Атаиде.
Фото: источник
Алейжадинью — уникальный талант и огромная сила воли
Мастер страдал дегенеративным заболеванием, приведшим к деформации конечностей, за что он получил прозвище, в переводе означающее «маленький калека». В итоге он не смог управлять пальцами, но до конца карьеры продолжал работать, прикрепив инструменты к запястьям кожаными ремнями.
Чем именно болел художник, неизвестно, так как во времена жизни мастера о нем ходило множество слухов. Сохранилась рукопись Родриго Бретаса, ставшего главным биографом Алейжадинью, где говорится, что у мастера был целый ряд проблем со здоровьем и первые признаки патологий начали проявляться в 1777 году. По его мнению, скульптор страдал одновременно сифилисом, цингой и проказой. Современные врачи считают, что А. Лиссабон был обречен на болезнь уже при рождении, так как патология, скорее всего, была врожденной.
В любом случае последствия заболевания были многочисленными и ужасными: мастер постоянно страдал от жестоких болей, потерял все пальцы ног и почти все пальцы рук, его лицо стало уродливым. В итоге за два года до смерти (1814) он ослеп. Трудно представить себе большую иронию судьбы: человек, создавший такие прекрасные произведения, был обречен на уродство и не мог видеть сотворенную им красоту.
С наступлением инвалидности Алейжадинью отошел от общества, его боялись, им брезговали. В то время больные с такими уродствами могли выжить, только занимаясь попрошайничеством. Но скульптору повезло: церковь была великим покровителем искусств, и творчество А. Лиссабона имело неоспоримую ценность. Мастер находил утешение и вдохновение в Библии, и его работы также вдохновляли других, заставляя забывать о несовершенстве самого скульптора.
Но, видимо, правду говорят, что человеку не дается непосильная для него ноша. Этот тяжелый крест в виде деформаций рук и ног сделал творчество мастера легендарным. Драматическая история его жизни отразилась в каждой его работе. Творчество мастера впоследствии было подхвачено модернистами: драматическая, реалистическая и гротескная жилка делает его в определенном смысле вдохновителем художественных течений ХХ века.
Алейжадинью стал примером несгибаемой воли для всех следующих поколений творческих людей. При беспомощных руках самыми сложными направлениями искусства можно считать живопись и скульптуру, и именно от них он не отказался, даже когда лишился пальцев. Теперь не редкость, когда художники с ограниченными возможностями пишут с помощью пальцев ног или зажав кисть зубами. Например, французская художница и писательница Дениз Легрикс, родившаяся без рук и ног.
Направления творчества
В школе А. Лиссабон получил только начальные знания, изучая первые тексты, латынь и музыку со священниками Вила-Рики. Часть художественных навыков была получена от отца, познакомившего его с профессией, вырезая по дереву религиозные образы, и художника Ж. Батисты. Пробелы в образовании компенсировали талант и целеустремленность. Недостаточное образование переводило Алейжадинью в категорию мастеров-ремесленников, но он сумел преодолеть и эту границу. Его ценность как художника была признана при жизни.
Алейжадинью был скульптором, резчиком и архитектором. Все проекты церквей, резьбы и статуй, созданные мастером, имеют религиозный характер, посвящены библейским вопросам и соответствуют принципу, что Бог — Высший Художник и величайший представитель совершенства — именно к нему должно быть направлено искусство.
Религиозность была основным направлением всех видов искусства того времени, и все работы бразильских мастеров строились на устоявшихся канонах, поэтому многое было похожим и несколько скучноватым, даже грубоватым. А. Лиссабон был первым бразильским художником, использовавшим, помимо барокко, французскую пластику стиля рококо, характеризующуюся эклектичной утонченностью.
При этом творчество Алейжадинью не вписывается жестко ни в один из стилей своего времени. Его художественный язык универсален, трансцендентен по отношению к географии и истории. Мастер превзошел многих в языке рококо и сумел избежать ограничения этого стиля. Его работы характеризуются большей легкостью, элегантностью, яркостью и упрощением от чрезмерных излишеств, золота и полноты многих колониальных барокко. Классическое барокко подразумевало прославление мощи церкви, Лиссабон же ушел от этого, показывая другую, более человечную сторону религии.
Некоторые искусствоведы относят его к доромантическим мастерам за оригинальность и уникальность выражения предмета, отражающего индивидуальность и душу художника.
Лучшие работы Лиссабона представлены скульптурным изображением священных персонажей, а сюжеты основаны на решениях, принятых в XVI веке во время Тридентского собора, относительно новых правил искусства, применявшихся в католических странах Европы и в их колониях, сосредоточенных в основном в испаноязычной Америке.
Фото: источник
Как писали искусствоведы XX века, Алейжадинью стал помощником Контрреформации и защищал то, на что в те времена нападал протестантизм: Богородицу, святых, папство, образы, таинства, дела милосердия и молитвы за умерших. Работы Лиссабона отличали ярко выраженные чувства и новые формы преданности Церкви.
Алейжадинью изображал парадоксальную природу, характеризующую постренессансное центристское искусство. Его статуи рождались из непрерывного диалога с материей, благодаря чему скульптор придает форму. В его каменной поэме все вибрирует, все страдает, все живо. Вообще трехмерная скульптура — это искусство, наиболее близкое к природе, так как все природные существа имеют объем. Отсюда сходство между лепкой и божественной прерогативой дарования жизни.
Напрашивается вопрос: каким образом мастеру удалось уйти от устоявшихся религиозных канонов? Был ли у него сильный покровитель или сами небеса позволили таланту создавать столь прекрасные произведения? Историки считают, что здесь большую роль сыграли обстоятельства: блестящая работа Алейжадинью могла достичь высокого уровня свободы выражения потому, что провинция Минас-Жерайс жила в относительной изоляции от центральной власти католической церкви.
Лучшие работы Алейжадинью
Работы мастера распространены по всему Ору-Прету, бывшей Вила-Рике, а также в городах Тирадентис, Сан-Жуан-дель-Рей, Мариана, Сабара, Морру-Гранди и Конгоньяс-ду-Кампу. Известны во всем мире:
- Церковь Святого Франциска Ассизского (1766-1794). Эта церковь считается шедевром бразильского барокко. Ее строительство началось в 1776 и завершилось в 1794 году. Помимо элементов барокко, именно в этой работе хорошо заметно влияние стиля рококо. Алейжадинью обогатил криволинейные архитектурные поверхности роскошным скульптурным убранством. Особенно интересны: резьба и скульптура фронтисписа, купель для крещения, изображения Святой Троицы и двух ангелов, украшающих главный алтарь. Фасад украшен медальоном с изображением святого Франциска Ассизского.
- Монастырь Носса-Сеньора-ду-Карму (1767-1780) в Ору-Прету. Здесь реализована коридорная система, характерная для бразильских церквей.
- Церковь Бон-Жезус-ди-Матозиньюс (1796-1805) в Конгоньяс-ду-Кампу. Церковь Святилища, имеющая форму террасы, украшена 12 статуями пророков, немного превышающими их естественные размеры. Формы имитируют костюмы времен пророков согласно библейским изображениям.
- Церковь Сан-Франциско в Сан-Хоао-дель-Рей. Имеет эллиптический неф с плоским фасадом и цилиндрическими башнями.
Конгоньяс — лебединая песня Алейжадинью
В бразильском городе Конгоньясе, древнем центре добычи полезных ископаемых, находится знаковая работа скульптора Алейжадинью: святилище Бон-Жезуш-ду-Монти, ставшая одной из главных художественных сокровищ Бразилии. Святилище состоит из 6 часовен с 66 деревянными статуями (1796), вырезанными из кедрового дерева, и 12 каменными (1800).
На зигзагообразном пути к церкви Алейжадинью сделал несколько небольших сооружений и выполнил для них 64 деревянные скульптуры в семи группировках, представляющих эпизоды в Страстях Христовых. Большие, изысканно детализированные скульптуры двенадцати пророков, вырезанные из мыльного камня, выстилают парапеты вдоль внешней лестницы.
Скульптуры пророков выполнены в натуральную величину и имеют измученные лица, скорее всего, отражающие переживания самого художника. Жемчужины искусства барокко, скульптуры Алейжадинью, украшающие святилище, — это выражение страсти и преданности этого великого художника религии на пике его творчества.
Фото: источник
Эти статуи пророков Ветхого Завета искусствовед Ж. Базен считает достойными быть среди великих чудес света. По его словам, «множество скульптур пророков и базилика образуют одно из красивейших мест на Земле». В этом жанре это одно из наиболее полных произведений, созданных западным христианским искусством. Взяв за тематический центр фигуру Христа, скульптурный ансамбль связан с топосом христианского искусства: полным соответствием Ветхого Завета и Нового.
Физические возможности мастера не всегда соответствовали таланту и привносили в его статуи разнообразные несовершенства, особенно в том, что касается анатомических пропорций. Но это не ставит под угрозу величие его скульптурных работ. Алейжадинью придавал материалу свой собственный ритм, скульптуры не были однотипными, они были узнаваемыми. На одном лице мы видим длинную бороду, взгляд в экстазе: это Исаия. В другой статуе хорошо читается изящество одежды, легкое движение правой руки: это Иезекииль. Молодое лицо, глаза подчеркнуто азиатские: это Даниил. Правая рука расположена вертикально, указательный палец указывает на небо: это Абдий.
Часто этот ансамбль называют лебединой песней и самой выразительной работой мастера. Считается, что скульптуры создавались на пике страданий, причиняемых болезнями. Возможно, фатальность косвенно способствовала тому, что Антониу Лиссабон совершенствовал себя как художника, и это не единственный подобный случай в истории.
Например, можно вспомнить Бетховена с глухотой, не ставшей препятствием для творчества, напротив, в момент кризиса он создал ярчайшие симфонии. В частности, его последняя Симфо́ния № 9 Ре минор вызвала такой восторг у зрителей, что многие плакали и не хотели расходиться. Зал пришлось освобождать с помощью полицейских. Бетховен же, будучи практически глухим, не слышал аплодисментов. О том, что это величайший успех, он узнал только тогда, когда его повернули лицом к залу.
Алейжадинью умер 18 ноября 1814 года в родном городе и был похоронен в Церкви Божией Концепции Антониу, рядом с алтарем Братства Богоматери Доброй Смерти.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность