(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: духовный стержень Северной столицы

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: духовный стержень Северной столицы

Основанная Петром Великим в 1713 году как «императорский монастырь», Александро-Невская Лавра стала уникальным симбиозом духовности, истории и архитектуры. 

Создание Лавры отражало амбиции царя-реформатора: превратить новую столицу России не только в политический, но и в духовный центр. 

Место у слияния Черной речки (Монастырки) с Невой выбрали, руководствуясь легендой о Невской битве 1240 года, хотя позже выяснилось, что сражение произошло у реки Ижоры. Историки предполагают, что решение могло быть также связано с другой победой над шведами — разрушением крепости Ландскрона в 1301 году, случившимся ближе к этим землям.

Петровская эпоха: монастырь-реформатор

Вместо уединенной обители, какой тогда полагалось быть монастырям,  в этих землях возник целый духовный центр со своей типографией, школой для священников и богадельней. В 1724 году Петр Первый перенес сюда мощи Александра Невского из Владимира, превратив монастырь в пантеон национальной славы. 

В целом, Петр Первый задумывал этот монастырь как многофункциональное учреждение, сочетающее духовную жизнь с социальными и образовательными задачами. Здесь планировались приюты для инвалидов Северной войны, лечебницы для душевнобольных, исправительные учреждения для пьяниц, а также госпиталь с обязательным участием монахов в уходе за больными. Это резко контрастировало с традиционными монастырями, сосредоточенными на аскетической практике.

Кроме того, Александро-Невская Лавра стала «кузницей кадров» для церкви и государства: здесь готовили священников для флота, миссионеров для Китая и Аляски, а также высшее духовенство. Монахи часто направлялись в другие епархии на руководящие должности, что превращало обитель в уникальный административный «инкубатор».

Еще одним новаторским отличием Лавры от традиционных обителей с постоянным населением был тот факт, что большинство монахов были «временно командированными» сюда из провинциальных монастырей на 10-летнее послушание. Это создавало уникальную ротационную систему.

Архитектурная симфония

Ансамбль Александро-Невской Лавры представляет собой уникальный сплав петровского барокко, классицизма и поздних архитектурных решений, отражающих трехвековую историю России. Его планировка, задуманная как «монастырь-крепость» на пути к новой столице, стала образцом симметричной градостроительной композиции.

Монастырский комплекс, спроектированный Доменико Трезини, изначально задумывался как строгий прямоугольник между Невой и Монастыркой. Центральная ось, совпадающая с будущим Невским проспектом, подчеркивала связь обители с городом. Внутренние корпуса образовывали замкнутый двор с церквями по углам, создавая эффект «города в городе».

Основные сооружения Лавры:

  • Благовещенская церковь (1717–1724). Построенное в стиле раннего петровского барокко с голландскими влияниями, это двухъярусное здание с восьмигранным фонарем объединяет храм и усыпальницу. Оно стало первым каменным храмом Петербурга и местом захоронения Суворова и членов императорской фамилии. Интерьеры церкви украшены лепниной П.-А. Трезини. 
  • Свято-Троицкий собор (1778–1790). Однокупольный храм с двумя колокольнями, образующими трехчастную симфонию вертикалей, архитектором которого стал Иван Старов, мастер раннего классицизма. Портал украшен шестью дорическими колоннами, что отсылает к античным прототипам. Внутри посетителей встречает крестообразное пространство с коринфскими колоннами, мраморным иконостасом работы Антонио Пинкетти и росписями по эскизам Джакомо Кваренги. Барельефы Федора Шубина над порталами изображают библейские сцены, включая «Жертвоприношение Соломона». Примечательно, что первоначальный проект Троицкого собора (архитектора Теодора Швертфегера, 1727–1733) потерпел неудачу из-за ошибок в укреплении болотистого грунта, приведших к трещинам в стенах, и был разобран в 1753–1755 годах. Иван Старов решил проблему, использовав мощные пилоны и облегченные своды, распределив нагрузку через систему арок. Новый собор был освящен 30 августа 1790 года.
  • Феодоровская церковь (1742—1767). Церковь св. Феодора Новгородского (брата Александра Невского) создана в рамках Федоровского корпуса — части северной линии монастырского ансамбля. Представляет собой двухэтажное здание с верхним храмом, который был освящен в 1770 году как Феодоровский, и нижним (первоначально Златоустовская церковь), позже переосвященным в честь Феодора.
  • Духовской корпус с церковью (1717–1822). Духовской корпус, построенный в 1717 году по проекту Доменико Трезини, стал одной из первых ключевых построек монастырского ансамбля. Архитектор применил новаторский для Петербурга прием — трехуступчатую планировку, создав гармоничный переход между Благовещенской церковью и будущим Троицким собором. Изначально корпус имел два яруса открытых арок, придававших зданию воздушность, однако суровый климат города заставил застеклить их уже к 1760-м годам. Внутри размещались просторные кельи для монахов, парадные залы с коринфскими колоннами и двусветные помещения, декорированные в лучших традициях петровского барокко. В 1820-х годах часть корпуса перестроили под церковь Сошествия Святого Духа по проекту Василия Петрова. Храм, освященный в 1822 году, украсил резной иконостас и иконы работы академика Дмитрия Антонелли. Именно здесь в феврале 1881 года прошло отпевание Федора Достоевского, а в стенах церкви нашли упокоение видные церковные деятели, включая митрополитов Михаила и Серафима.

Кладбища Александро-Невской Лавры

Александро-Невская Лавра, основанная Петром I в 1710 году, стала не только духовным центром, но и местом погребения выдающихся деятелей России. Ее некрополи отражают историю Санкт-Петербурга от императорской эпохи до советского времени.

  • Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII века). Это старейшее кладбище Лавры, оно было основано в 1716 году и получило название от церкви Праведного Лазаря, построенной для погребения сестры Петра Первого — царевны Наталии Алексеевны. Изначально здесь хоронили аристократов и государственных деятелей, включая Ломоносова и Фонвизина. К XIX веку оно стало тесным, и в 1823 году рядом открыли Новое Лазаревское кладбище (будущее Тихвинское). В 1932 году Лазаревский некрополь превратили в музей, уничтожив треть надгробий, но сохранив уникальные памятники эпохи барокко и классицизма.
  • Тихвинское кладбище (Некрополь Мастеров Искусств). Возникшее в 1823 году как продолжение Лазаревского, оно стало местом упокоения купцов и мещан. После постройки в 1869 году Тихвинской церкви на средства семьи Полежаевых кладбище обрело самостоятельный статус. В 1930-х годах его практически уничтожили, но в 1940-х создали Некрополь Мастеров Искусств, перенеся сюда останки Чайковского, Достоевского, Карамзина и других деятелей культуры. Сегодня это уникальный музей под открытым небом с работами скульпторов XIX-XX веков.
  • Никольское кладбище. Открытое в 1863 году за Троицким собором как «Засоборное», оно получило имя после возведения церкви Св. Николая Мирликийского (1871). Церковь была возведена на средства купца, лесопромышленника Николая Русанова и стала своеобразным памятником купеческому меценатству. На цокольном этаже церкви расположена семейная усыпальница Русановых, что стало тогда новаторским решением для монастырских храмов. Никольское кладбище было одним из самых престижных погостов Петербурга, здесь хоронили промышленников, ученых и церковных иерархов. Среди сохранившихся памятников — захоронения философа Леонтьева и адмирала Соковина. В отличие от других лаврских кладбищ, Никольское остается действующим.
  • Казачье кладбище (Коммунистическая площадка или Внутреннее кладбище). Возникло стихийно в 1917 году после погребения казаков, погибших при разгоне демонстрации. К 1920-м стало местом захоронения революционеров и партийных деятелей, получив название «Коммунистическая площадка». Здесь покоятся писательница Дмитревская, медики Греков и Федоров, ученый Марр. После 1938 года захоронения практически прекратились, а их вторая волна пришлась на годы Великой Отечественной войны: здесь появились могилы как гражданских, так и военных: генералов, адмиралов, Героев Советского Союза. С архитектурной точки зрения Казачье кладбище представляет большой интерес из-за разнообразия форм надгробий: здесь можно встретить кресты, бюсты, стелы, саркофаги, обелиски и другие формы.

Лаврские некрополи сегодня — это уникальный синтез истории, искусства и памяти. Лазаревское и Тихвинское кладбища, ставшие музеями, сохраняют шедевры русской скульптуры, а Никольское продолжает служить местом упокоения. Казачье кладбище, хотя и утратившее первоначальный облик, остается свидетельством революционной эпохи. Вместе они образуют «город мёртвых», где камень и бронза рассказывают историю Петербурга лучше любых учебников.

Советский период: испытания и закрытие

После революции 1917 года Лавра стала ареной противостояния церкви и новой власти. В январе 1918 года вооруженный отряд попытался реквизировать ее имущество, но столкнулся с сопротивлением горожан. Массовый крестный ход с участием 500 тысяч человек временно защитил монастырь. Однако в 1922 году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей была вскрыта серебряная рака Александра Невского, а мощи переданы в музей атеизма. К 1932 году большинство монахов арестовали, а в феврале 1933 года Лавра официально закрылась. Богослужения в последней действующей Духовской церкви прекратились в 1936 году.

На территории разместились мастерские, общежития и даже овощехранилище. Некрополи превратились в музей городской скульптуры, куда свозили уцелевшие памятники с других кладбищ. Во время блокады Ленинграда в зданиях монастыря устроили бомбоубежище, госпиталь и военные склады. Никольское кладбище лишилось деревянных крестов, которые пошли на дрова.

Первые признаки возрождения появились в 1957 году, когда Троицкий собор вернули верующим как приходской храм. Мощи Александра Невского торжественно перенесли в собор 3 июня 1989 года. Однако полноценное восстановление началось лишь в 1990-х: в 1996 году Лавра получила статус ставропигиального монастыря (православной обители, находящейся под непосредственным управлением Патриарха), а в 1997-м — возобновила монашескую жизнь.

Современная жизнь Александро-Невской Лавры

Сегодня Лавра — это синтез духовности, истории и искусства, где под сводами барочных зданий звучат молитвы, а в мастерских рождаются иконы, продолжающие традиции Русской Православной Церкви.

По 10-летнему плану реставрации (до 2030-х) планируется восстановление интерьеров, инженерных систем и подпорных стен. Особое внимание уделяется музеефикации объектов, включая создание экспозиций по истории монастыря. 

Лавра остается действующим мужским монастырем с ежедневными богослужениями, включая ранние и поздние литургии, молебны у мощей Александра Невского и вечерние службы. Здесь хранятся почитаемые святыни: мощи князя, иконы Казанской и Тихвинской Божией Матери, а также список образа «Господь в белом хитоне».

Монастырское хозяйство включает сыроварню, сад с сирингарием (коллекцией сирени) и просфорную пекарню.

Посетить Александро-Невскую Лавру можно как самостоятельно, так и в составе туристической или паломнической группы. Мероприятия организуют Паломнический центр Александро-Невской Лавры, а также частные турфирмы, поэтому во всем многообразии предложений вы точно сможете выбрать то, что подходит именно вашим целям и интересам, а мы рекомендуем обратить особое внимание на фасады и внутреннее убранство церквей, на разнообразие декора некрополей и усыпальниц. Здесь вы получите и эстетическое удовольствие, и глубокий духовный опыт, ведь Александро-Невская Лавра — это не просто музей под открытым небом, а место, где история продолжает писаться. Ее стены, пережившие имперский блеск, советское запустение и современные споры о реституции, остаются пространством диалога между вечностью и временем.

источник обложки © 2006 Rob Lee, CC BY-ND 2.0


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96