Аллегории в скульптурах и лепных композициях: разгадываем художественный код
На протяжении всей своей истории, люди использовали аллегорические формы преподнесения идей. То, что не имеет материальной формы, а существует только в виде мысли, эмоции, черты характера, стихии, художники заключали в рамки конкретного образа – человека, животного, предмета. Особенно четко аллегории прослеживаются в скульптурном и лепном искусстве. Такой подход во все времена позволял мастерам создавать не только красоту, радующую глаз, но и наполненную глубоким смыслом.
В этой статье разберем несколько традиционных художественных аллегорий, которые скульпторы часто используют при создании своих работ.
Милосердие
Аллегорические статуи Милосердия довольно часто устанавливают в зданиях, построенных с целью ведения благотворительной деятельности или как часть церковных памятников. Милосердие нередко окружают такими качествами, как Вера и Надежда. Лепные и скульптурные образы Милосердия почти всегда присутствуют в памятниках знатных особ, царей и президентов. Это подчеркивает добродетель того, кому посвящена скульптурная группа.
Милосердие, как правило, изображают в образе женщины. Это скорее взрослая женская фигура, нежели молодая девушка. Обычно женщина, символизирующая добродетель, облачена в длинные одежды, придающие ей религиозный или средневековый вид. Ее голова почти всегда покрыта капюшоном или платком.
Она может прижимать руку к груди или обнажать грудь. Художники вкладывают в это не эротический подтекст, а готовность женщины-матери накормить свое дитя. Добродетель могут сопровождать двое или более младенцев. Чаще всего женщина держит ребенка на руках или кладет одну руку на его голову. Во второй руке она может держать поднос с едой или даже давать нуждающемуся монету.
Типичный пример аллегорического изображения Милосердия можно увидеть среди добродетелей, украшающих Мемориал принца Альберта в Лондоне. Милосердие предстает перед зрителем в образе женщины в золотой короне, которая хоть и не имеет ребенка, обнажает одну грудь. В руках она держит фрукт, что символизирует готовность накормить голодных и помочь страждущим. Вторая ее рука прижата к груди.
Танец
Не стоит путать аллегорические статуи, представляющие Танец, как искусство, и простые скульптуры, изображающие танцоров. В такие работы закладывается разный смысл. Аллегорические фигуры Танца, как правило, женские, обычно гибкие, пластичные, молодые. Нередко Танец также предстает в образе пары танцующих, гармонично сплетающих свои тела в движении. Именно гармония считается особенностью танца, что и подчеркивают скульпторы.
Поскольку Танец – это движение, его скульптурные образы почти всегда динамичны. При взгляде на них, кажется, что гипсовая или каменная статуя сейчас оживет и закончит начатое па. Танец, как правило, обнаженный или, по крайней мере, слегка одетый. Любая ткань дает возможность подчеркнуть движение и скорость с помощью сложного узора складок.
Фото: источник
Танец часто встречается в аллегорических статуях викторианской эпохи, но, прежде всего, он считается характерной чертой искусства рубежа веков. Этот образ также нередко используют для иллюстрации идеалов модерна. Отличный пример статуи этого типа — скульптура «Танец» Жана Батиста Карпо. Гипсовая модель этой скульптурной группы для фасада Парижской оперы представлена в Лувре. На ней изображены обнаженные девушки, сплетающие руки в танце.
Знания и образование
Статуи, символизирующие знания и образование, широко распространены в викторианской и эдвардианской скульптуре. Чаще всего ими украшают университеты, общественные здания, ратуши и скульптуры, посвященные просветителям. Обычно художники представляют знания в образе женской фигуры, держащей в руках раскрытую книгу. Это скорее зрелая женщина, чем юная девушка. Ее тело полностью скрыто под массивной одеждой, как и положено представлениям викторианской традиции образования. Ее волосы собраны в строгий пучок.
Рядом с женщиной скульпторы часто изображают студентов. Они всегда бедны, о чем свидетельствует их рваная одежда и босые ноги. Образ бедных студентов — это филантропический идеал образования. Скульптурные группы такого типа часто дополняют свечей или лампой, что символизирует свет знаний и просвещения.
В качестве примера традиционной аллегорической скульптуры Образования можно привести работу Альфреда Друри, которая установлена на мосту Воксхолл в Лондоне. Скульптура изображает зрелую женщину в тяжелой одежде с мальчиком, стоящим немного впереди. То что мальчик несет книгу — это действительно символический, а не иллюстративный прием. Вместо того, чтобы открыть и показывать ему книгу, женщина держит его за руку, направляя по пути просвещения и саморазвития.
Трагедия и Комедия
Аллегорические статуи Трагедии, как правило, связаны с Комедией, как пара, символизирующая театральное искусство. Это характерная черта викторианской и эдвардианской эпох. В лепных композициях Трагедия часто изображается, как самостоятельный персонаж, обозначающий глубину горя и драмы героев.
Театральная аллегорическая фигура Трагедии представлена женщиной с суровым лицом. Ее поза формальная и напряженная. Женщину часто изображают мускулистой и массивной, что в сочетании с длинными и довольно непослушными волосами придает ей вид воина. Традиционно она держит в руке трагическую маску. Рот этой маски широко раскрыт, а уголки губ опущены по бокам, будто в горестном крике. Эта деталь взята из классической греческой мифологии. Некоторые скульпторы предпочитали изображать вместо маски реалистичную оторванную голову, что выглядит устрашающе.
Фото: источник
Справа от Трагедии обычно изображена эквивалентная фигура Комедии, что создает эффект очевидного контраста. Аллегорическая Комедия кажется более молодой и легкой. Ее лицо выражает полуулыбку, а волосы с более короткой стрижкой заполнены листьями и цветами. По мнению многих экспертов, это прямой намек на вакханалическое наслаждение. Она нередко полураздета, что также дает представление о Вакхическом, языческом празднике. Это существенное отличие от Трагедии, которая всегда полностью одета и скрывает свое тело.
Ее поза более расслаблена. Она тоже держит в руках маску. Интересно, что маска Комедии имеет довольно абсурдное, глупое выражение, потому что Комедия — фальшивка, в отличие от порочной и значимой Трагедии.
Примеры таких работ можно встретить на фасадах театральных зданий в разных уголках мира.
Слава и Признание
Аллегорические статуи Славы могут быть изображены в виде смертных людей или ангелов. Этот тот образ, который может представать как в виде женщины, так и в мужском обличии. Символическая деталь таких скульптур – длинная труба, издающая триумфальные звуки. Голову статуи нередко украшает лавровый венок. Отдельные детали творения зависят от повода его создания и контекста. Воинская слава нередко изображается в шлеме и доспехах. Еще одна характерная деталь – колесница, запряженная различными животными (лошадьми, слонами, верблюдами и т.д.).
Многие художники изображают Славу не как заслуженную награду за подвиги, а как искушение, вводящее героя в заблуждение и гордыню. Чтобы уравновесить эту скульптуру, рядом со Славой нередко изображают образ чистой Справедливости. Этот образ символизирует отказ от богатства и славы, чтобы не свернуть с верного пути.
Горе и Страдания
Скорбящие фигуры часто встречаются в скульптуре, особенно в оформлении религиозных памятников и строений. Такие фигуры нередко изображены склонившимися над гробом или урной погибшего человека. Их лицо почти всегда скрыто от зрителя руками или одеждой, а эмоциональное состояние передается в основном через позу. Обычно это женщина, которая оплакивает своего умирающего возлюбленного или родственника.
В скульптурном искусстве есть также небольшое количество аллегорических статуй персонифицированной Скорби, не связанной с одним оплакиваемым человеком. Такие фигуры передают эмоцию горя и страдания в целом. Большинство мастеров изображают их в образе зрелых или пожилых женщин. Они нередко согнуты вдвое, обхватывают руками свою голову или колени.
Альтернативная версия восходит к греческим амазонкам или менадам. Оплакивая свои потерянные семьи, они приходят скорее в бешенство и ярость, что и передает скульптор. В таком стиле выполнена странная фигура «Горе» на военном мемориале Лестера Бур. Художник прекрасно передал напряженные черты лица и позы.
На основе таких разных подходов к изображению Скорби, перед созданием скульптурной или лепной группы художнику необходимо разобраться, что именно будет передавать горестный образ – воинственное неприятие или смирение.
Бессмертие и Бесконечность бытия
Самая известная викторианская скульптура Бессмертия находится в Ливерпуле. Она расположена на одной из панелей сбоку от Георгиевского зала. Лепная гипсовая панель имеет длинное название — «Правосудие получает поцелуй праведности и корону бессмертия». Это великолепная работа скульптора Томаса Стерлинга Ли. Фигура Бессмертия — это ангел с правой стороны, изображенный с поднятой рукой, в которой он удерживает корону над головой Джастиса. В другой руке Бессмертия изображен вечный огонь. Тем не менее, без разъяснения эта фигура с такой же легкостью могла бы стать какой-то другой аллегорической статуей, возможно, Истиной или Верой.
Фото: источник
Бессмертие почти всегда изображают в образе ангела. Его характерная особенность – андрогинность. Традиционно Бессмертие не имеет возраста и эмоциональных реакций. Иногда ангел в скульптурных группах прислоняется к похоронному кресту. Это символ Бессмертной Души, которая нередко обнажена.
Альтернативную версию представляет скульптор Альберт Тофт в своей скульптурной группе «Таинственный кубок бессмертия». Это необычная композиция, сочетающая фигуру пожилого мужчины с его костлявыми руками и дряблой плотью с гибкой молодой женщиной. Героиня имеет мягкие округлые формы, выражающие молодость. При этом она стоит перед стариком на коленях, преклоняясь перед его мудростью. Асимметричная треугольная композиция дополнена окружением, которое придает группе ощущение интимности и сбалансированности.
Война
Скульптуры военных мемориалов настолько знакомы каждому из нас, что в первую очередь в голову приходят ассоциации со Второй мировой войной. Однако, викторианские аллегорические статуи на военных мемориалах, как правило, изображали Мир, Мужество и Победу. Именно в эти понятия закована аллегория и символизм.
Война, как и многие другие символы, изображается в виде женщины. Иногда художники используют отсылку к образам Афины и Артемиды, амазонок и воинственных ангелов. Классическая скульптура Войны несет меч и изображена в полете, ее левая рука вытянута вперед, волосы распущены, взгляд отражает жестокость и мужество. Фигура может быть закована в доспехи, но часто имеет обнаженные части тела. Телосложение женщины крепкое, а ее фигура мускулистая.
Крупнейшая аллегорическая скульптура войны расположена в Англии. Она является центральной фигурой в одной из двух групп на передней части Ватерлоо.
Скульптурное и лепное искусство пронизано аллегориями. Понимая их, гораздо легче осознать всю глубину мысли, которую знаменитые художники носят до нас сквозь века.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)