(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Новейшие методы химического анализа открывают секреты древних статуй

Новейшие методы химического анализа открывают секреты древних статуй

Появление новых научных методов позволило получить больше информации о старинных гипсовых статуях. Минерало-петрографический и микроэлементный анализы, изотопные измерения, использование индуктивно-связанной плазмы и ИК-спектроскопия показали, что некоторые древности имеют другое происхождение, чем считалось раньше.

Скульптуры в античной композиции оказались из разного материала

Ученые исследовали гипсовые статуи Богородицы и ангела Гавриила, стоявшие до 1878 года в церкви недалеко от французского города Труа. Позже Богоматерь была передана в Лувр, а Архангел – в музей Кливленда, США. Много лет ученые считали, что материал для их изготовления совпадает, а сами скульптуры не реставрировались. Но изотопный анализ показал, что гипс, из которого сделаны статуи, имеет разное происхождение.

Было проведено исследование, во время которого взяли образцы с разных частей скульптур. Обнаружилось, что Богородица состоит из разного материала, поскольку была реставрирована в XVII веке. Ее нижняя часть сделана из тосканского гипса, легко узнаваемого по большой примеси серы. Основной материал оказался добытым в Альпах и на 400 лет древнее используемого для реставрации. Предположительно реставратор жил в Авиньоне, где в XVII веке было развито производство гипсовой лепнины. Другая статуя таким изменениям не подвергалась, но зачем понадобилось восстанавливать одну из двух скульптур, до сих пор неизвестно.

Ученые исследовали гипсовые статуи Богородицы и ангела Гавриила

Фото: источник

Химический анализ показал местонахождение мастерской древнего скульптора

С помощью новых научных методов удалось узнать, где творил скульптор XV века Римини, прозванный учеными Длинной Рукой из-за большого географического разброса произведений. Гипсовые скульптуры мастера обнаружены в разных странах, его клиентами были Малатесты, Борромео, богатые аббаты. Но до сих пор был неизвестно, где творил Римини. Искусствоведы отталкивались от стиля его статуй, поэтому согласно разным версиям он был фламандцем, французом, итальянцем. В последнее время его считали голландцем. Но новейшие методы химических исследований перечеркнули эту версию.

Выяснилось, что используемый Римини алебастр добывался в Германии в окрестностях Вюрцбурга и Нюрнберга. Причем из такого же материала сделаны произведения другого мастера – Тильмана Рименшнайдера. Но в Голландии было много своих карьеров. Зачем тогда скульптор брал материал за 600 км от дома, учитывая, что в те годы перевозить гипс на такое расстояние было очень сложно.

Ученые выдвинули новую гипотезу – скорее всего, скульптор какое-то время жил в других европейских странах и вдохновился изделиями местных мастеров. Затем он уехал в Германию и стал творить в такой же стилистике рядом с гипсовым карьером. Его произведения покупали торговцы и продавали богатым людям эпохи Возрождения.

Откуда древние скульпторы брали гипс

Этот вопрос давно не давал покоя искусствоведам парижского Лувра. Было проведено крупное научное исследование. Частички 60 известных статуй подвергли химическим, физическим, спектрометрическим исследованиям, сравнили между собой и с другими образцами.

Оказалось, что материал для таких шедевров, как Дева Мария, Ангел, убивающий демонов, и других скульптур поступал из карьеров, находящихся в Англии, Франции и Испании:

  • пятнадцать статуй были сделаны из гипсового материала, добытого в английском Мидленде;
  • двадцать – из гипса, залегающего в Альпах, там, где сейчас находится коммуна Нотр-Дам-де-Мезаж;
  • три скульптуры – из испанского материала.

Остальные произведения имели самое разное происхождение, и сгруппировать их по месторождениям не удалось.

Но как английские произведения попали во Францию? Причину подсказали историки. Выяснилось, что в период отделения англиканской церкви от римско-католической в Британии были запрещены иконы и скульптуры на религиозную тему. Произведения нередко разбивали и разрушали, поэтому европейские страны, чтобы сберечь шедевры, забрали их себе.

Оказалось, что в области Нотр-Дам-де-Мезаж, расположенной во французских Альпах, гипс добывали более 500 лет и сделали из него многие знаковые произведения искусства. И сейчас из альпийского сырья отливают гипсовые карнизы, розетки, фризы, делают статуи, панно, элементы каминов и другой декор.

Гипсовые ванны Ирода оказались не египетскими, а израильскими

Много лет считалось, что сосуды из гипса, найденные в Южном Леванте, имеют египетское происхождение. В том числе ванны Ирода из Иродиона и Кипроса. Но результаты исследования, опубликованного в журнале Scientific Reports, говорят о другом. Гипсовые артефакты были сделаны из израильского материала.

Гипсовые ванны Ирода оказались не египетскими, а израильскими

Фото: источник

Эта версия высказывалась учеными и раньше, но на территории древней Иудеи не находили гипсовых месторождений. Историки пытались разгадать загадку перевозки тяжеловесных ванн в древних условиях. Но недавно в пещере возле города Бейт-Шемеш нашли древнюю каменоломню, где видны следы добычи гипса.

Радиоизотопное датирование показало, что в период правления Ирода там добывался гипс, из которого могли сделать ванны и другие артефакты. Тогда ученые взяли образцы гипса из этой пещеры, из египетских месторождений и частички ванн. Оказалось, что материал был израильским и из Египта никогда не вывозился. Такой же результат показали исследования других древних артефактов, тоже считавшихся египетскими.

Ученые предположили, что добыча гипса в древней Иудее была хорошо развита, а сам материал имел высокое качество. Поэтому Ирод Великий, получавший гипс из любой близлежащей страны, предпочел именно его.

Современные методы исследования только набирают обороты, и по мере их развития мы узнаем новые интересные факты о древних произведениях искусства. Гипс – традиционный материал, известный с античных времен, поэтому произведения из него таят множество загадок.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96