Тихий подвиг скульптора Анны Коулман Лэдд – гипсовые слепки, спасающие жизнь
Первая мировая война стала настоящей трагедией для Европы. Сотни тысяч людей погибли и остались калеками. Уровень медицины того времени не позволял раненым и изувеченным воинам вернуться к полноценной жизни. Особенно тяжелой группой пострадавших считались военные, лица которых были изуродованы в результате боевых действий.
Американский скульптор Анна Коулман Лэдд провела несколько тяжелых лет во Франции, где при помощи гипсовых слепков вернула изуродованным бойцам радость полноценной жизни в обществе.
Гипсовые слепки как лицо войны
В послевоенные годы еще не было развитой пластической хирургии и минимальных основ эстетической медицины. Если в ходе боевых действий человек терял эстетику лица, он считался изуродованным и практически изолировался от социума. Многие пострадавшие военные не могли переносить такого отношения, стеснялись своих увечий, погружались в глубокую депрессию. Личная жизнь большинства изуродованных войной бойцов расстраивалась, случаи суицида среди этой группы населения были не редкостью.
Узнав о такой проблеме, молодой американский скульптор Анна Коулман Лэдд прониклась сочувствием, солидарностью, участием к таким людям и нашла способ оказать им реальную помощь. Анна выехала во Францию, где реализовала главный проект своей жизни, который совместил скульптуру, искусство, медицину и психотерапию.
Анна Коулман Лэдд – талантливый скульптор с добрым сердцем
Анна Коулман Уоттс родилась в Брин-Мауре (штат Филадельфия). Образование бдящий мастер скульптурного искусства получила в Европе, где изучала скульптуру в Париже и Риме. В 1905 году Анна вышла замуж за доктора Мейнарда Лэдда, после чего вместе с супругом переехала в Бостон. На новом месте девушка не теряла времени и отправилась проходить обучение в Бостонской музейной школе. На протяжении трех лет учебы Анна Коулман Лэдд получала художественное образование совместно с Белой Пратт.
В 1914 году она была участницей Гильдии бостонских художников и выставлялась на открытых площадках и на передвижных выставках. В этом же году прошла ее первая индивидуальная экспозиция. Работа Анны Коулман Лэдд – фонтан Кубок Тритона, была показана на Панамо-Тихоокеанской экспозиции 1915 года в Сан-Франциско, где произвела настоящий фурор. В настоящее время скульптурная композиция фонтана установлена в Бостонском общественном саду.
В творчестве Анна постоянно бросала себе все новые вызовы. Кроме скульптурного таланта, девушка увлекалась литературой и даже написала две книги. Средневековые романы Анны Коулман Лэдд были основаны на исторических фактах, которые автор изучала на протяжении долгих лет. Она также написала две театральные пьесы, одна из которых рассказывает историю жизни скульптора-женщины, которая идет на войну. Еще один этап творчества талантливой женщины – портретное искусство. Ее портрет Элеоноры Дуз был высоко оценен как искусствоведами, так и самой актрисой.
Фото: источник
«Студия портретных масок»
В конце 1917 года Анна переехала во Францию со своим мужем доктором Мейнардом Лэддом. Супруг художницы и скульптора был назначен руководителем детского подразделения бюро Американского Красного Креста. Добродетель, сострадание и желание помогать людям сопровождали эту семью на протяжении всей жизни. Именно эти человеческие качества подтолкнули Анну к реализации идеи создания «Студии портретных масок».
Во Франции женщина заинтересовалась проблемой солдат, которые во время войны получили ожоги, ранения, серьезные деформации лица. Открытие «Студии портретных масок» позволило многим искалеченным воинам восстановить внешность, вернуться в общество и снова психологически адаптироваться в социальной среде.
Вдохновившись работой профессора лондонской Королевской академии художеств Фрэнсиса Дервента Вуда, американский скульптор предложила скрывать дефекты и деформации лица за специальной эстетичной маской. Для создания каждой маски женщина делала гипсовые слепки лиц солдат. Сделать точный, визуально соответствующий внешности человека, гипсовый слепок непросто. На каждый слепок Анна тратила десятки часов. Это позволяло добиться уникального портретного сходства.
Готовый слепок обязательно примерялся и согласовывался с заказчиком, прежде чем по нему будет изготовлена лицевая маска. На следующем этапе на основе гипсового слепка создавалась итоговая модель из гальванизированной меди. Лицевая маска была исключительно тонкой – толщина изделия не превышала толщину кредитной карты. Это позволяло сделать ее легкой и удобной. Вес такого изделия обычно не превышал 200 грамм.
Фото: источник
Чтобы добиться максимального эстетического сходства с натуральной кожей человека, после окончания формовочных работ маска покрывалась эмалью. Цвет этой эмали подбирался в соответствии с оттенком кожи заказчика. Во время ношения, изделие фиксировалось в области ушей и скрывало даже самые заметные лицевые дефекты – ожоги, ранения, деформации.
Благодаря своей работе в «Студии портретных масок» Анна Коулман Лэдд смогла сделать для пострадавших солдат больше любого психотерапевта. Маски, изготовленные при помощи гипсовых слепков, настолько реалистично восстанавливают внешность человека, что он может вновь почувствовать себя полноценным членом общества. Такие люди больше не привлекали чрезмерное внимание окружающих, могли свободно есть и разговаривать. Солдаты, использовавшие уникальные изделия Анны, единогласно отмечали появление уверенности в себе, что положительно сказывалось на личной жизни и карьерном росте.
За годы работы с искалеченными солдатами, Анна настолько прониклась этим горем, что создала монумент памяти всем жертвам этой мировой трагедии. Скульптор изобразила разложившийся труп на колючей проволоке для военного мемориала, заказанного американским легионером «Манчестер-бай-ин». В 1936 году Лэдд вернулась с мужем в Калифорнию, где и умерла в 1939 году.
В талантливых и добрых руках Анны Коулман Лэдд гипс становился не только материалом для создания скульптурных шедевров, но и шансом для тысяч людей вернуться к нормальной жизни после травмы, ранения, операции.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность