(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Арки: соединяя эпохи

Арки: соединяя эпохи

Арки прошли долгий путь от древнеегипетских храмов до современных интерьеров. В их эволюции, как в зеркале, отразились изменения в архитектурных стилях, технологиях и культурных предпочтениях многих поколений.

Приглашаем вас совершить небольшой, но очень познавательный экскурс в историю арок.

“Предшественники” гипсовых арок

Пожалуй, самых первых “предков” арочных перекрытий мы встретим еще на стоянках древних людей: они связывали вершины молодых тонких деревьев между собой, тем самым создавая арочный вход в свое жилище. До сих пор подобные конструкции можно наблюдать у некоторых африканских племен.

Затем арочные перекрытия, собственно, истинные арки, стали изготавливаться из камней или кирпича. Их изобретателями считают шумеров.

Первоначально арки возникли вовсе не для красоты, а из-за нехватки строительных материалов для стоечно-балочных конструкций, которые для перекрытий требовали длинной крепкой древесины или каменных блоков, чтобы создать длинные пролеты. 

У арок иначе распределяется механическое напряжение, благодаря чему такие перекрытия могут выдерживать значительные нагрузки. И это успешно применяли строители прошлого, создавая не только арочные входы, но и арочные мосты и акведуки.

Пожалуй, первыми, кто использовал эту конструкцию в декоративных целях, были римляне. Именно с ними связано появление триумфальных арок. Самая первая из них была воздвигнута в 133 году до н. э. в честь трибуна Тиберия Гракха, а самая древняя из сохранившихся до наших дней — это Триумфальная арка Тита, построенная в 81 году в честь взятия Иерусалима. Сверху арка была украшена скульптурой двухколесной колесницы, запряженной четырьмя конями — квадригой.

Арка, свод, аркада и другие термины

Есть несколько архитектурных терминов, которые стоит рассмотреть вместе с аркой, чтобы избежать путаницы. 

Сначала приведем определение самой арки.

  • Арка — это дугообразное перекрытие проема, упирающееся в опоры. Благодаря своей конструкции, она как бы “пружинит”, когда ее нагружают, и может выдерживать значительный вес.

Очень близки к этому термину следующие понятия:

  • Свод — это, по сути, арка, продолжающаяся в глубину. Такая архитектурная конструкция помогает перекрывать значительные пространства без дополнительных опор (благодаря касательному механическому напряжению как у арки).
  • Аркада — это ряд повторяющихся арок. Самый, пожалуй, известный пример аркады — римский Колизей. 
  • Слепая арка — это арка, прислоненная к стене и не имеющая сквозного пролета. Иногда ее также называют ложной аркой.
  • Аркатура — это последовательность слепых арок (аркатурный пояс). 
  • Купол — это крыша здания, по форме напоминающая полусферу или эллипс. 
  • Перспективный портал — это целый ряд последовательно уменьшающихся арок, утопленный в стену. Порталами классически украшают вход в собор, визуально увеличивая глубину и массивность стены. 

Свод — это арка, продолжающаяся в глубину

Фото: источник

Из каких частей состоит арка

  • Пята: нижняя часть арки, которая опирается на колонны или стены. Пяты обеспечивают устойчивость конструкции и передают нагрузку на опоры.
  • Замок: верхний центральный камень арки, который завершает ее форму. Замок играет ключевую (отсюда второе его название — ключ) роль в распределении нагрузки и обеспечивает целостность всей конструкции.
  • Пролет: расстояние между пятами арки, то есть ширина проёма, который она перекрывает. Пролёт определяет форму и тип арки.
  • Стрела подъема: вертикальное расстояние от пяты, до замка. Стрела подъёма влияет на форму арки и ее общий вид.
  • Архивольт: декоративное обрамление арки, которое может быть профилировано и украшено различными орнаментами. 
  • Антревольт: часть стены между архивольтом и карнизом, по форме напоминающая треугольник, которая может быть украшена дополнительными декоративными элементами.

Формы арочных перекрытий

Архитектура насчитывает несколько десятков форм этого элемента. Наиболее часто встречаются:

  • полукруглая арка (полуциркульная): наиболее распространенный тип арки, имеющий форму полуокружности. Полукруглые арки характерны для классической архитектуры и часто используются в дверных проемах и окнах;
  • стрельчатая: состоит из двух дуг, пересекающихся под острым углом. Стрельчатые арки характерны для готической архитектуры и часто используются в соборах и церквях;
  • подковообразная: арка с формой, напоминающей подкову, часто встречается в восточной архитектуре, особенно в мавританских зданиях;
  • параболическая: имеет свод в виде знакомой всем с уроков математики параболы. Эта форма была популяризирована в архитектуре Антонио Гауди (Дворец Гуэль, Дом Мила и др.);
  • килевидная: арка с остроконечной верхней частью, напоминающей киль лодки. Также известна под названием “ослиный хребет”;
  • вогнутая: имеет дуги, обращенные выпуклой стороной внутрь проема (в пролет);
  • ползучая (косая): арка с опорами, расположенными на разных уровнях, что создает эффект наклона. Еще одно ее название — “кобылья голова”;
  • треугольная: арка в форме треугольника;
  • эллиптическая: эта форма образована частью эллипса и используется для создания плавных линий.

Если вы хотите еще более основательно погрузиться в вопросы формы арочных перекрытий, приведем несколько названий, которые вы сможете найти и изучить самостоятельно: обратная, зубчатая, аравийская (мавританская), диагональная, ланцетоподобная, опрокинутая, митровая, плоская, многолопастная, подпружная, лежачая, притупленная, ступенчатая. И это все еще не исчерпывающий список.  

Слепая арка

Фото: источник

Какие архитектурные стили наиболее часто используют гипсовые арки

Зародившись как вынужденное решение по причине нехватки строительных материалов, арка со временем так прочно вошла в архитектуру, что арочные проемы стали делать для красоты. А где дело доходит до эстетики интерьеров и фасадов, — там всегда найдется место гипсовой лепнине. Так произошло и с арками. Каждый архитектурный стиль внес свои особенности в облик этого элемента.

  • Готический стиль, который развивался с XII по XVI века, известен своими высокими стрельчатыми арками и сложными конструкциями. Готические соборы, такие как Нотр-Дам и Шартрский собор, используют гипсовые элементы для создания витков и декоративных деталей, что подчеркивает вертикальность и легкость зданий, их стремление ввысь;
  • Стиль рококо возник в XVIII веке и характеризуется асимметричными узорами, плавными линиями и обилием декоративных элементов. Гипсовые арки в этом стиле оформлялись сложными орнаментами, призванными создать легкость и игривость в интерьере (например, дворец Сан-Суси в Потсдаме).
  • Ампир, который процветал в начале XIX века во время правления Наполеона, также использовал гипсовые арки. Этот стиль отличает монументальность и обилие декоративных элементов, включая позолоту и военные символы. 
  • Стиль Ар Нуво, популярный в конце XIX — начале XX века, использовал гипсовые арки для создания органических форм и цветочных мотивов. Этот стиль акцентирует внимание на плавных линиях и природных формах.
  • Ар Деко, возникший в 1920-х годах, отличался более резкими линиями и геометрическими формами. Хотя гипс здесь использовался реже, он все же встречается в интерьерах, добавляя элемент роскоши. Гипсовые арки отличаются геометричностью декора, лаконичным ботаническим и зооморфными орнаментом. 

Перспективный портал

Фото: источник

Сочетание арок с другими лепными элементами декора

  • Колонны и пилястры: колонны могут поддерживать арки и придавать им дополнительную устойчивость. Пилястры, представляющие собой выступающие элементы стены, также могут обрамлять арки, добавляя декоративный акцент.
  • Балюстрады и балясины: используются для ограждения лестниц, террас и балконов. Балясины могут быть установлены вдоль верхней части гипсовых арок, создавая гармоничное сочетание форм.
  • Фронтоны: треугольные элементы, расположенные над арками, которые завершают фасад здания. Они могут быть украшены лепниной и другими декоративными деталями.
  • Молдинги: декоративные накладные элементы, используемые для оформления стен и оконных проемов. Молдинги могут обрамлять гипсовые арки, подчеркивая их форму и добавляя выразительность.
  • Антаблемент: верхняя часть архитектурного ордера, которая может находиться над арками и состоит из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент придает зданию завершенность и структурную целостность.
  • Консоли: служат опорой для балконов или карнизов и могут быть размещены под гипсовыми арками для создания визуального эффекта легкости.
  • Аркады: непрерывные ряды арок, которые могут поддерживаться колоннами. Аркады создают открытые галереи и визуально соединяют пространство.
  • Кариатиды и атланты: скульптурные элементы, представляющие собой фигуры женщин или мужчин, которые служат опорами для перекрытий или антаблементов. Они добавляют гипсовым аркам художественный акцент.

Как видите, история арочных элементов насчитывает много столетий. За это время разные поколения разных народов вносили свою лепту в их облик и варианты их применения. А теперь мы можем видеть это разнообразие в памятниках архитектуры по всему миру и “поселить” частичку этого разнообразия у себя дома или на загородном участке.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96