(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Баччо Бандинелли — самый скандальный итальянский скульптор

Баччо Бандинелли — самый скандальный итальянский скульптор

Баччо Бандинелли, известный так же как Бартоломео Брандини, — итальянский скульптор, архитектор и художник, родившийся во Флоренции в 1488 г. и умерший в том же городе в 1560 г. Флорентийский скульптор, живописец и рисовальщик был любимцем семьи Медичи, но с подачи биографа Джорджо Вазари, его помнят больше за воинственный характер и антипатию современников, чем за его работы.

Самая известная и заметная скульптура Брандини — Геркулес и Какус (1527-1534 гг., Пьяцца делла Синьория, Флоренция), стала противовесом к работе «Давид» Микеланджело. Первоначально заказ предназначался для самого Микеланджело, но его передали Бандинелли, хваставшемуся, что работа превзойдет Давида. В итоге скульптура Бандинелли была высмеяна его врагом — известным итальянским скульптором Челлини, и его окружением за «тяжеловесность и грубость».

Бандинелли имел привычку не выполнять свои обязательства и порой не доделывал заказы, так что обвинения Челлини в некомпетентности имели под собой основания. В свою очередь, Бандинелли пытался разрушить карьеру Челлини — ранее он уже проделывал подобное с другим соперником, Амманати. 

Но все эти придворные склоки не умаляют таланта Бандинелли. До наших дней дошли его барельефы и скульптуры. Он также славился как рисовальщик. Например, очень интересен помпезный автопортрет (ок. 1545-1550 гг., Гарднер Мус., Бостон). После себя он оставил талантливых учеников, также подаривших миру великолепные произведения искусства. Наследие этого мастера стоит того, чтобы поговорить о нем подробно.

Первые шаги в качестве художника

Отец Баччо Бандинелли, Микеланджело ди Вивиано да Брандини, был известен во Флоренции как выдающийся ювелир. Его школа стала стартом для самых известных творцов эпохи Ренессанса, в их числе были Бенвенуто Челлини и Рафаэлло да Монтелупо. Семья имела большие связи с Медичи, причем настолько доверительные, что Микеланджело сохранял имущество Медичи после их отъезда из Флоренции в 1494 году. В будущем именно связи с Медичи помогли Брандини получить крупные заказы на скульптуры.

Неудивительно, что Баччо Бандинелли проявлял интерес к искусству. В результате он был направлен родителями изучать рисунок и живопись, но проявил свой талант в скульптуре, впоследствии посвятив себя только этому направлению.

О раннем становлении Бандинелли известно лишь, что он был учеником своего отца и изредка посещал мастерскую живописца Джироламо дель Буда. Возможно, там появились первые работы мастера. Автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, собиравший данные о знаменитых людях той эпохи, писал о выполненных юношей копиях работ Донателло и Верроккио и о копиях, сделанных Баччо с фресок Филиппо Липпи в хоре собора Прато. Эти работы были многообещающими и побудили Бандинелли посещать школу Джованни Франческо Рустичи. 

Это, возможно, помогло приобщить мастера к скульптуре, но не сразу — до 1512 года он также активно стремился к карьере художника. С этой целью он тщетно искал поддержки Андреа дель Сарто и Россо. К сожалению, первые картины Баччо были потеряны. Зато сохранилась фреска с Браком Богородицы, выполненная в 1511 г. в монастыре Сантиссима Аннунциата.

Амбиции Бандинелли как живописца не увенчались успехом, но до 1512 года он уже добился отличной репутации копировщика картин, войдя в число самых одаренных среди тех, кто копировал известную работу Микеланджело «Битва при Кашине». Второе десятилетие века мастер посвятил рисованию и изучению анатомии.

Вражда Бандинелли с Микеланджело — как была уничтожена «Битва при Кашине»

Баччо Бандинелли был учеником Джована Франческо Рустичи, но решающее влияние на него оказал Микеланджело Буонарроти, сделав его своим подражателем и соперником. 

Художник и архитектор Джорджо Вазари рассказывал, что преданность Буонарроти граничила с огромной завистью, доходящей до такой степени, что мастер в ярости уничтожил эскизы фрески битвы при Кашине — ее Микеланджело должен был изготовить в Палаццо Веккьо.

Эти эскизы были выставлены в Палаццо Медичи, и многие молодые художники пришли, чтобы изучить и скопировать их. Баччо, получив ключ от комнаты, где они хранились, понимая, что не может соответствовать выразительной силе Микеланджело, украл эскизы, разрезав их на куски и уничтожив их позже в порыве гнева, во время беспорядков, последовавших за возвращением Медичи в 1512 году.

Основные произведения, где наиболее отмечено подражание Микеланджело:

  • «Геркулес и Како» с площади Синьории (1534 г.); 
  • «Адам и Ева» — Национальный музей Барджелло; 
  • «Мертвый Христос» в базилике делла Сантиссима Аннунциата, характеризующийся подчеркнутым, но структурно слабым гигантизмом. 

Другие, более автономные скульптуры — рельефы хора Санта-Мария-дель-Фьоре, считаются его шедевром.

Вражда между великими скульпторами вылилась в шедевр — скульптурную группу «Геркулес и Какус», противостоящую Давиду Микеланджело Буонарроти перед Палаццо Веккьо, «материализуя» соперничество между двумя художниками. Безусловно, это соперничество существовало, но была ли эта вражда более предполагаемой, чем реальной, приукрашенной благодаря перу Джорджо Вазари, до сих пор неизвестно.

Вражда Бандинелли с Микеланджело

Фото: источник

Баччо Бандинелли — уже скульптор

В 1515 году, благодаря помощи Джулиано Медичи, Бандинелли получил первый важный заказ скульптуры Святого Петра для серии апостолов в соборе Флоренции. В том же году, по случаю прибытия во Флоренцию Льва X (Папа Римский), он вылепил «Великана» на площади Синьории. 

Более сложной была следующая работа: скульптору поручили изготовление новой статуи — она должна была заменить Давида Донателло во дворе Палаццо Медичи. Но первый проект Б. для нового Давида, модель которого он привез в Рим, чтобы показать Льву X, не был воплощен.

Однако через кардинала Джулио Медичи он получил контракт на скульптуру «Орфея», затем помещенную в Палаццо Медичи. Эта самая важная ранняя работа автора была намеренно смоделирована по образу Аполлона Бельведера, демонстрируя глубокое и полностью ассимилированное изучение художником древних моделей в Риме.

Точная хронология работ мастера между 1515 г. и 1520 г. неизвестна. Считается, что с 1518 года он жил в городе Лорето. Джорджо Вазари указывает, что в эти годы скульптор участвовал в облицовке Святого Дома и работал над рельефом Рождества Богородицы, но источники не сходятся во мнении, насколько рельеф — работа Бандинелли. 

Объяснить расхождения можно следующим фактом: Вазари писал, что Бандинелли поссорился с Якопо Сансовино, руководившим проектом, поэтому работа была завершена позже Рафаэлем Монтелупо. Но имя Бандинелли есть в книгах счетов за отделку Святого Дома в записях, сделанных между 1518 и 1520 годами.

Он также работал в Генуе, где ему была заказана незаконченная статуя Андреа Дориа и эскиз, оставшийся в Карраре, где он использовался для украшения фонтана гиганта на площади Пьяцца дель Дуомо. В Риме он сделал модель Святого Михаила, помещенную на вершину кастеля Сант-Анджело.

Доподлинно известно, что Бандинелли находился в Риме незадолго до смерти Льва X. Во время этого пребывания он создал для кардинала Джулио Медичи двух гипсовых гигантов для ворот Виллы Мадама. 

В 1520 году он был выбран для того, чтобы сделать точную копию скульптурной группы Лаокоона — она должна была быть подарена Франциску I. Главным заказчиком скульптур был кардинал Биббиена. Но работа была прервана из-за смерти Льва X в декабре 1521 г. и последующего избрания Адриана VI. Мастер вернулся во Флоренцию с кардиналом Джулио Медичи, и работа была возобновлена только со вступлением на престол Медичи под именем Климента VII в 1523 г.

Это событие имело существенное значение для карьеры Бандинелли, учитывая его тесные связи с Медичи. Копия была завершена в 1525 году, но так и не была отправлена во Францию, так как Папа был настолько очарован ею, что решил сохранить ее для себя. Скульптуру поместили в Палаццо Медичи во Флоренции «в голове второго двора». Сейчас она находится в галерее Уффици — старейшем музее в Европе.

Во время понтификата (правление П. Римского) Адриана VI Бандинелли занимался не только скульптурой: его руке также принадлежит рисунок «Резня невинных», выгравированный лучшими итальянскими граверами Агостино Венециано и Марко Денте да Равенна. Эта работа, сохранившаяся в Уффици и Лувре, была одной из самых амбициозных графических композиций тех времен и принесла большую известность Бандинелли.

Папство Климента VII для мастера стало своеобразной гарантией получения заказов на амбициозные проекты. Но один из самых важных — две большие фрески для хора С. Лоренцо во Флоренции — так и не был воплощен. Композиция одной из этих фресок, «Мученичество Святого Лаврентия», сохранилась в гравюре Маркантонио Болоньезе. Бандинелли получил в награду от Климента VII орден рыцаря Святого Петра.

Скандал вокруг скульптуры Геракла: соперничество Бандинелли и Микеланджело — марионетки в руках власть предержащих

Вскоре после завершения скульптурной группы Лаокоона Бандинелли вернулся во Флоренцию, где Климент VII поручил ему изготовить из блока каррарского мрамора, добытого несколькими годами ранее, скульптуру, которая должна была выступать в качестве аналога Давида Микеланджело на площади Синьории. Выбор мастера был сделан против воли Синьории, планирующей доверить эту работу Микеланджело. 

Бандинелли, когда мрамор еще находился в Карраре, сделал модель Геракла, убивающего Какуса, очень отличающуюся от окончательной схемы и обстановки, уже придуманных Микеланджело для блока. Когда мрамор прибыл во Флоренцию (1525 г.), Бандинелли пришлось отказаться от своего проекта, несовместимого с пропорциями блока. Бандинелли тогда сделал новую гипсовую модель, но она была раскритикована за отсутствие изящества. 

В итоге политические события, последовавшие за разграблением Рима в мае 1527 года, вынудили Медичи покинуть Флоренцию, а самого Бандинелли, сторонника Медичи, укрыться в Лукке. Новое республиканское правительство попросило обработать мраморный блок Микеланджело и дало ему официальную комиссию на 1528 г., оставив ему свободу в этом вопросе. 

Падение республики в августе 1530 года привело к дальнейшим изменениям. Климент VII опять передал блок Бандинелли, продолжившему следовать своему проекту, соблюдая статичность скульптуры. Работа по разным причинам несколько раз откладывалась и была помещена на Пьяцца делла Синьория только в мае 1534 года по настоянию Папы. Скульптурная группа стала символом партии Медичи, и жестокая критика, вызванная ею, безусловно, была навеяна политическими последствиями.

Новые работы скульптора — новые скандалы: откуда взялась новая фамилия

После 1525 г. Бандинелли был занят и другими работами. Вазари описывает проекты двух картин: одна из них, «Низложение», была выполнена и выставлена в Меркато Нуово (Флоренция). 

Баччо Бандинелли — уже скульптор

Фото: источник

Климент VII, вернувшись в Рим, запланировал сложную группу фигур: они должны были быть размещены на вершине Кастеля-Сант-Анджело, и Бандинелли начал работать, хотя он так и не довел дело до конца. Он также выполнил рельеф «Низложение», впоследствии подаренный Карлу V в 1529 г. (композиция идентифицируется с рельефом, находящимся в Лувре).

В 1530 году Карл V предложил скульптору титул рыцаря Сантьяго. Чтобы предоставить доказательства дворянства — а их у мастера не могло быть, — он поручил адвокату А.Ф. Дони получить справку от клана Бандинелли из Сиены, подтверждающую, что он принадлежит к этой семье. Именно в то время он сменил фамилию. Этот эпизод принес ему несколько сатир.

Осознание необходимости самовыражения и желание преодолеть некий барьер положения заставили Бандинелли много инвестировать в повышение своего социального статуса. Он приобретал престижную недвижимость в центре Флоренции: дворец на Виа-де-Джинори и виллу с садом на холмах Фьезоле. 

Бандинелли пытался завоевать видную роль и в городских магистратах: таким образом он стал надзирателем герцога Козимо в Opera del Duomo и впоследствии вошел как администратор в ряды капитанов партии гвельфов (своего рода министерство общественных работ). 

Самовосхваление также включает в себя похоронный памятник, построенный Баччо во Флоренции, в часовне Пацци, полученный от сервитов благодаря поддержке герцогини Элеоноры. Погребение украшено прекрасной Пьетой (1555-1559 гг.), представляющей, с выразительностью и физическим потенциалом, фигуру Христа, поддерживаемую Никодимом. 

Незавершенные работы

Описывая  в шестнадцатом веке богатую биографию мастера, Вазари и Боргини отмечают первоначальное качество и последовательность полученных заказов с последующей почти постоянной неспособностью завершить их в соответствии с первоначальным замыслом.

Например, в 1530 году Бандинелли получил заказ от адмирала Андреа Дориа на статую Нептуна, и в течение всего следующего десятилетия он спорил с семьей Дориа из-за того, что не выполнил обязательство. Новый контракт был составлен в 1536 году, но Бандинелли был занят другими заказами, и работа над статуей больше не возобновлялась.

Самый важный заказ после 1530 года — изготовление гробниц Льва X и Климента VII. Климент VII назначил мастера возглавлять работу уже перед смертью. Когда заказчик умер в сентябре 1534 г., вопрос был передан исполнителям завещания: кардиналам Ипполито Медичи, Инноченцо Кибо, Джованни Сальвиати и Никколо Ридольфи. Договор был составлен в Риме в марте 1536 года. Две наклонные гробницы предназначались для хора С. Марии в сопра Минервы. 

Но Бандинелли не доверили общий проект, он был отдан Антонио да Сангалло Младшему. Задачей мастера были две большие сидячие фигуры пап, боковые фигуры святых и рельефы с эпизодами. Бандинелли не завершил свою часть. 

В 1540 г. он попытался получить от Козимо I заказ на гробницу его отца, Джованни делле Банде Нере. Работа была поручена ему в мае 1540 г. (cfr. Milanesi), и его деятельность у гробниц Медичи в Риме резко прекратилась с отъездом во Флоренцию. Вынужденный вернуться в Рим в 1541 году, чтобы закончить работу, от которой он отказался, мастер узнал о том, что две фигуры сидящих пап уже были доверены другим художникам. Сам Бандинелли завершил четыре фигуры святых.

Примерно с 1540 года его деятельность была обусловлена стремлением взять на себя ведущую роль во Флоренции у Козимо I. Это отчасти объясняет масштабы осуществляемых проектов и отсутствие длительного интереса к ним после их реализации.

Гробница Джованни делле Банде Нере, спроектированная для часовни С. Лоренцо, так и не была завершена как унитарный комплекс для места своего предназначения. Основание, с рельефом Бандинелли, было размещено позже на площади С. Лоренцо, а сидящая фигура Джованни была добавлена только в 1851 году. 

На самом деле Бандинелли уже был заинтересован в новом проекте: создании Аудитории на северной стороне Салон де Чинквеченто (Sala dei Cinquecento) в Палаццо Веккьо, новой резиденции Козимо и его семьи. Он состоял из трибуны (24 герба на 14), доступ к ней можно было получить с помощью семи ступеней. Задняя стена была сценографически перемещена тремя углублениями: два боковых включали окна, а центральная задумывалась как ниша для большой скульптуры, окруженная с обеих сторон небольшой нишей для другой фигуры. Другие ниши должны были быть вырезаны в боковых стенах трибуны. 

Задачей Бандинелли было обеспечить скульптуры. Для второстепенных ниш задней стены он выполнил статуи Джованни делле Банде Нере и герцога Алессандро. Для центральной ниши он начал фигуру Климента VII, а для ниши боковой стены — фигуру Козимо. Эта последняя статуя была завершена, но ее признали неудовлетворительной, так как она была частично испорчена самим Бандинелли. 

Фигура Льва X, начатая Бандинелли, была позже завершена Винченцо де Росси. Вазари достроил Зал аудиенций: на самом деле, как и в предыдущих проектах, Бандинелли уже не интересовался им. Он увлекся новыми работами — хором и убранством алтаря собора. 

Как Адам превратился в Вакха

Мастер спроектировал мраморное основание, украшенное рельефными фигурами вокруг восьмиугольного хора, а для алтаря — мертвого Христа с двумя ангелами с великим Вечным Отцом позади него и внизу — предела с рельефами.

Бандинелли Скульптор

Фото: источник

На крайней стороне хора должны были быть фигуры Адама и Евы и другие рельефы со сценами из Ветхого Завета. Бандинелли начал работы над этим комплексом в октябре 1547 года. Первой фигурой был Адам для группы с Искушением, но скульптор, не удовлетворившись результатом, превратил его в Вакха и отдал герцогу Козимо (сейчас он находится в Палаццо Питти). Поэтому Ева была преобразована в Цереру и передана вместе с Аполлоном герцогине Элеоноре. Сейчас обе скульптуры находятся в садах Боболи. 

Затем Бандинелли обратился ко второй группе, размещенной на месте в марте 1549 г. с приемом, описываемым Вазари как очень неблагоприятный. Даже скульптуры для алтаря собора имели ожесточенную критику. Первая идея Пьеты была оставлена и заменена группой с умершим Христом и ангелом. Вазари считал эту работу одним из лучших произведений Бандинелли, хотя и слишком большим для этого места. 

Скульптура была перенесена в часовню Барончелли в Санта-Кроче в 1842-43 гг. Перенесли также скульптуру Вечного Отца, завершенную Винченцо де Росси, сейчас она находится в Санта-Кроче. Поэтому декоративный комплекс хора собора теперь рассредоточен, но часть мраморного рельефа все еще находится на месте. 

Бандинелли спроектировал для этого основания 88 изолированных фигур в рельефе, представляющих символы Ветхого Завета. Серия оставалась незавершенной из-за смерти Бандинелли и была завершена на его рисунках учеником Джованни Бандини. Некоторые из барельефов были перевезены в Оперу дель Дуомо в прошлом веке. Большинство фигур на трех гранях западной стороны основания выполнены Бандинелли (некоторые подписаны «B.B. F. 1555»).

Последние годы жизни — враги, кругом враги

В последние годы герцог уже не был так благосклонен к мастеру: авторитет скульптора постоянно подвергался угрозе из-за появления более молодых талантливых художников. Вазари уехал из Рима во Флоренцию в 1555 году, чтобы работать на Козимо в больших масштабах, и вскоре начал угрожать положению Бандинелли. В ситуацию вмешался и скульптор Бартоломео Амманати. 

Постепенно ухудшались отношения с Бенвенуто Челлини. В 1545 году, когда последний вернулся из Франции, они превратились в открытую вражду. Бенвенуто Челлини был его злейшим врагом как в личном, так и в художественном плане. Между ними часто возникали ожесточенные споры с оскорблениями. Так, Бандинелли в порыве гнева, находясь в Палаццо Веккьо, обвинил соперника перед великим герцогом Козимо I в гомосексуальных отношениях.

Челлини в ответ сделал ряд критических замечаний в адрес скульптуры Геркулеса и Како, сравнивая ее, среди прочего, с «мешком дынь, прислоненным к стене». Вскоре после того, как Баччи вылепил бюст Козимо I (1540 г.), Челлини поставил перед собой ту же задачу, сделав великолепный бронзовый бюст. Обе работы сейчас находятся в Национальном музее Барджелло (Флоренция).

Мастеру, чтобы сохранить свои позиции при дворе, все больше и больше приходилось опираться на герцогиню Элеонору. Новой возможностью проявить себя стал в конце его жизни фонтан Нептуна на площади Синьории. Именно с поддержки герцогини Бандинелли получил комиссию на его строительство, несмотря на возражения Челлини и Амманати. Бандинелли хотел привлечь в качестве помощника Винченцо де Росси, но его планы были прерваны смертью.

Бандинелли умер во Флоренции в феврале 1560 г. Вазари писал, что смерть скульптора была ускорена его деятельностью по обустройству часовни своей семьи в церкви Аннунциата. В качестве памятника он адаптировал Пьету, начатую (но так и не законченную) его сыном Климентом. Скульптурная Группа все еще находится на месте.

Бандинелли Скульптор

Фото: источник

Сын тоже был талантливым

У Бандинелли было несколько детей, в том числе незаконнорожденный Климент, родившийся вскоре после смерти Климента VII (1534 г.) и по этой причине названный так же. Сын был посвящен в скульптуру в мастерской своего отца и с ранних лет показал себя очень одаренным. Однако, по описаниям Вазари, в результате жестокого обращения отца он уехал в Рим в 1555 году и умер там в том же году.

Вазари перечисляет следующие работы Клемента: 

  • голова герцога КоСимо;
  • модель для новой головы к испорченной статуе его отца в Аудиенции; 
  • бюст Козимо, оставленный незаконченным во Флоренции и завершенный его отцом;
  • незаконченная группа Пьета с Христом и Никодимом, завершенная его отцом и помещенная в семейную часовню в Аннунциате в качестве погребального памятника.

Знаменитые ученики Бандинелли

  • Винченцо Де Росси. Скульптор (Фьезоле, 1525 — Флоренция, 1587). 
  • Джованни Бандини, известен как dell’Opera. Скульптор (Кастелло, Флоренция, 1540 — Флоренция, 1598). 

Бандинелли как художник и человек

В 1552 году он начал писать мемуары. Их главный интерес заключается в том, что он представляет себя больше как человека с социальными амбициями, чем как художника. В них он говорит о своих теоретических трудах, впрочем утерянных.

Искусство Бандинелли сложно и многогранно и, с точки зрения влияний, строится на нескольких элементах. Во всем его творчестве проявляется стиль скульптур, изученный еще в юношестве. В действительности ему так и не удалось приспособиться к более современной форме выражения. По мнению искусствоведов, многие его работы слишком подражательны. Например, герцог Алессандро в «Аудиенции» имеет черты работ С. Донателло. 

Еще более важным для мастера было изучение античного, особенно эллинистического периода: родство Бандинелли с этим стилем демонстрирует копия Лаоконта. Другой пример — Орфей: для Бандинелли древний источник был лишь объектом подражания и чистой археологической эрудиции без возможности переделывать его в новое творение.

Во всесторонних скульптурах его наклонности проявляются в отношении веса, массы и положения покоя: эти элементы все более и более чужды любителям искусства середины XVI века. В таких фигурах, как Адам и Ева в Барджелло, мы видим, как Бандинелли пытается найти компромисс с более идеальным и декоративным стилем, всегда остававшимся чуждым его темпераменту. 

Мастер лучше проявился в работах небольших размеров. Мраморный бюст Козимо I (Барджелло) хорошо построен и впечатляет. Интересны также фигуры в основании хора собора Флоренции, где мастер добился правильной гармонии между формой и содержанием с абсолютно личной нотой.

Необходимо пересмотреть деятельность Бандинелли как художника. Он был трудолюбивым и плодовитым на протяжении всей своей жизни и смог коснуться высоких уровней, например в рисунках для гравюры «Резня невинных», достигнув значительной репутации и получив большое количество студентов, сформировавших «Академию рисования». Среди них лучшими были скульпторы Винченцо де Росси и Джованни Бандини.

Художественная репутация Бандинелли страдала на протяжении всей его жизни и даже после его смерти. Враждебность, вызываемая им, очевидна в «Жизнеописаниях Вазари». Но о мастере до сих пор помнят. Это противоречивая фигура, чье творчество находилось на грани между неудачами, связанными с честолюбием, и большим художественным талантом.

Современное отношение к работам Баччо Бандинелли — большой скандалист или большой талант?

Автобиографом мастера стал Джорджо Вазари, именно из его описаний нам известны скандальные подробности жизни скульптора. Можно ли им верить? Не было ли отношение Вазари предвзятым, а описанные события преувеличенными?

Современные искусствоведы имеют свой взгляд на работы Бандинелли. Самые известные выставки обязательно включают наследие Бандинелли, подтверждая его достойное положение в панораме итальянской скульптуры и восстанавливая правду о художнике, обреченном на остракизм критиками.

На самом деле отношение к творчеству Б. менялось с веками. Описание жизни Бандинелли — после биографий Микеланджело, самого Вазари и Рафаэля (самое обширное из «Жизней» — Вазари). Если фигура мастера ничего не значила, то с какой стати знаменитейший биограф того времени посвятил ей столько сил и времени? Сочинение ярко описывает ненависть между двумя художниками, но в итоге Вазари все равно признает величие Баччо. 

Сложный персонаж Бандинелли, вслед за Микеланджело, считается самой важной фигурой своего времени в области итальянской скульптуры. В конце шестнадцатого века восхищение художником явно выражено в «Красотах города Флоренции» Бокки (1591 г.), а затем растет на протяжении всей эпохи барокко, достигнув своего пика во время неоклассицизма, между восемнадцатым и девятнадцатым веками. 

Современное отношение к работам Баччо Бандинелли

Фото: источник

В девятнадцатом веке все изменилось. Первым негативно высказался о мастере историк культуры Якоб Буркхардт, затем на Б. посыпались негативные и даже презрительные суждения искусствоведов Беренсона, Поуп-Хеннесси и многих других. 

В эпоху барокко и во всем неоклассицизме Бандинелли и Микеланджело считались величайшими скульпторами своего времени, и неоспоримо, что во флорентийской скульптуре шестнадцатого века вместе с Я. Сансовино и Б. Челлини он — самая важная фигура. Его основными клиентами были сначала два Папы дома Медичи – Лев X и Климент VII, а затем герцог Козимо I. Представьте себе уровень художника, получавшего такие заказы.

Талант и мастерство позволили Бандинелли превзойти всех конкурентов с очень громкими именами и произвести во Флоренции и за ее пределами грандиозные художественные работы. 

Лучшие работы Баччо Бандинелли из доступных

Современные выставки представляют все произведения скульптуры и живописи автора, поддающиеся перемещению. Это рисунки и гравюры его изобретения, бронзовые изделия, гипсовые и восковые модели.

К сожалению, на выставках можно увидеть работы, связанные только с рисованием, гравюрой и небольшими скульптурными элементами, тогда как Б. был в первую очередь скульптором. Сам Леонардо поощрял молодого Баччо к скульптуре — на нее художник окончательно и ориентировался.

Настоящие шедевры мастера можно увидеть в известных исторических центрах Италии и Франции. Например, «Бахус» находится в Палаццо Питти — самом большом дворце Флоренции. Много работ выставлено в Национальном музее Барджелло. Сохранились рельефы хора в Сиенском соборе. Бюсты — портрет Козимо I и великолепный юношеский «Меркурий» — хранятся в Лувре. 

Из картин до нас дошли «Леда и лебедь» — картина Бандинелли с автографом — и знаменитый «Портрет Баччо Бандинелли», хранящийся в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Много рельефов, выполненных в мраморе, лепнине и бронзе, разошлись по зарубежным музеям. 

Чтобы полностью оценить творчество этого мастера, нужно посмотреть и другие его работы: колоссальный «Лаокоон» в Уффици, «Пьету», хранящуюся в склепе базилики Санта-Кроче, скульптурный комплекс Ercole e Caco перед Палаццо Веккьо. Именно последний комплекс был самым желанным заказом: его Бандинелли сумел вырвать у Буонарроти, а затем он был объектом насмешек и источником горечи для художника, но теперь он так восхищает нас.

Напоследок вспомним слова Вазари о том, что Бандинелли достоин находиться в одном ряду с Микеланджело, Рафаэлем и Челлини — самыми великими творцами целой эпохи.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96