(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Барельефы Персеполя

Барельефы Персеполя

Кроме древнеримских и древнегреческих барельефов, существует множество других рельефных изображений не столь известных, но не менее интересных. Например, такие каменные картины украшают персидский царский дворец в Персеполе – древнем городе, расположенном в 60 км к северо-востоку от иранского Шираза.

Рельеф на лестницах здания – образец искусства Ахеменидов. Так называлась царствующая династия, названная в честь ее основателя Ахименеса. Цари, самым известным из которых был Дарий I, управляли Персидской империей, основанной Киром Великим, а изображения на барельефах олицетворяли их могущество.

Барельефы – символ могущества

Барельефы Персеполя были созданы в период расцвета Персидской империи – в 559 г. до н. э. Государство, простирающееся от Балканского полуострова на западе до долины реки Инд на востоке, отличалось сильной вертикалью власти. Во главе стоял царь, которому подчинялись региональные губернаторы.

Ряд ранее независимых государств, расположенных на территории от Центральной Азии и Афганистана на востоке, до Малой Азии, Египта, Ливии и Македонии на западе оказались подчиненными Персидской империи. Персы пытались расширить свои владения дальше, но безуспешно.

Великому государству нужна была столица, поэтому в 515 г. до н. э. был построен Персеполь – мегаполис в горах современного Ирана. Удаленное расположение города затрудняло выполнение административных функций, поэтому он стал грандиозным церемониальным центром, где принимали иностранные делегации и праздновали Навруз – персидский Новый год. Император поручил мастерам построить дворец и украсить его барельефами, рассказывающими о славе и могуществе империи.

Сейчас от здания остались две монументальные лестницы и 14 из 72 колонн на огромной платформе. Венчающие их капители сделаны в форме двуглавых быков, орлов и львов, символизирующих королевскую власть.

Что можно узнать при изучении барельефов

На барельефах изображены царь, его сын, богато одетые дворяне и военные. Представители двадцати трех наций, каждую из которых возглавляет сопровождающий, приносят им дань. Посланцы одеты в костюмы, напоминающие о стране их происхождения. Видны различия в фасонах одежды, головных уборов, причесок, форме бород. По этим признакам историки опознали египтян, парфян, арабов, вавилонян, нубийцев, армян. Барельефы Персеполиса – прекрасный материал для изучения костюмов и причесок того времени.

Делегации несут подарки, достойные царя Персии. Это серебряные и золотые сосуды, оружие, ткани, украшения. Армяне привели жеребца, что подтверждает запись греческого писателя Страбона о передаче Арменией персам 20.000 жеребят. Индусы привезли золото и буйволов, нубийцы – слоновьи бивни и окапи. Арабы преподнесли одногорбых верблюдов, а северные персидские провинции – двугорбых.

Но самую экзотическую дань преподнесли сузианцы – львицу и двух ее детенышей. Лев считался символом королевской власти, изображения этих грозных хищников можно встретить на всей территории Персии. Частый сюжет – битва льва с быком считалась символом вечности, сменяемости времен года.

На центральном барельефе, выставленном сейчас в Археологическом музее Тегерана, изображен Дарий, восседающий троне, и его сын Ксеркс. В руках правителя цветок лотоса, символизирующий вечность. У цветка двенадцать лепестков, указывающих на количество месяцев в году. Властитель и будущий наследник принимают дары от посланников.

Что можно узнать при изучении барельефов

На этом рельефе есть еще несколько человек, один из которых посылает царю воздушный поцелуй. Скорее всего, это визирь (хазарапатиш), имевший право носить трость и золотые серьги. За ним следуют двое солдат, один из которых несет необычный предмет. Ученые долго не знали, что это, пока не обнаружили такой же во время раскопок в иранском Азербайджане. Это оказалась сумка для благовоний, которые зажигали во время церемонии.

Еще на одном рельефе изображен человек в тюрбане. Это великий маг, специалист по жертвоприношениям и верховный религиозный лидер древнего Ирана. Ткань на нижней части тюрбана он разматывал, чтобы закрыть рот и не осквернять своим дыханием священный огонь.

Ученые сделали анализ известняковых рельефов в Персеполе, и обнаружили, что изображения были цветными. Им удалось идентифицировать пигменты, полученные из малахита, гематита, египетской синевы, лазури, киновари, желтой охры и редкого зеленоватого минерала тиролита. Какими бы впечатляющими были скульптуры сегодня, если бы им удалось сохранить цвет!

Величие и пропаганда

Персидские правители на барельефах демонстрируют терпимость, не свойственную тому времени. Если греки и римляне изображали своих лидеров, сокрушающими другие народы, то персидские придворные на барельефах демонстрируют дружелюбие. На одном рельефе изображен мидянин, узнаваемый по тунике с поясом и закругленной войлочной шапке, которого ведет за руку местный вельможа.

Это была мощная, но правдивая пропаганда. Персы создали империю, объединяющую завоеванные народы, где сохранялось уважение к другим культурам и религиям.

Падение Персеполя

Город пал с приходом Александра Македонского. Греческие войны были злы на персов за разграбление Афин, гибель пленных и жертвы, понесенные их армией в битве у Персидских ворот. Поэтому неудивительно, что церемониальные здания загорелись. Есть легенда, что пьяных македонцев подстрекала местная куртизанка. Говорят, что Александр сожалел о гибели города, но было поздно.

На поверхности камней, найденных в Персеполе, остались следы от пламени и высокой температуры. Частицы угля обнаружены там, где находился пол. Но как ни странно, пожар помог сохранить исторические ценности. Обрушившееся здание похоронило под собой архив, состоящий из глиняных табличек. Без защиты обломков старинные артефакты были бы разграблены в течение следующих лет, а так они были откопаны и изучены. По непонятным причинам часть рельефа была перенесена в сокровищницу, где ее обнаружили археологи, передавшие древности в музей Тегерана.

источник изображений


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96