(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Путешествие в сердце буддийской философии: Боробудур

Путешествие в сердце буддийской философии: Боробудур

Боробудур — это величественный буддийский храмовый комплекс, расположенный на острове Ява в Индонезии, примерно в 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Он считается крупнейшим буддийским храмом в мире и одним из новых семи чудес света.

Боробудур был построен между 750 и 850 годами нашей эры во время правления династии Шайлендра (Сайлендра) и его название переводится как “буддийский храм на горе”.

Храм представляет собой огромную ступу, выполненную в форме мандалы, символизирующей путь к просветлению. Структура храма состоит из девяти ярусов: пяти квадратных и трех круглых, которые отражают буддийскую космологию — мир страстей (Камадхату), мир форм (Рупадхату) и мир без форм (Арупадхату).

Храм занимает площадь около 1,5 гектаров и состоит из более чем 2 миллионов каменных блоков. Он украшен 2672 барельефами и 504 статуями Будды. Каждая из ступ вокруг главного купола содержит статую Будды, а стены храма изображают сцены из буддийской мифологии и повседневной жизни древней Явы.

В течение многих веков Боробудур оставался скрытым под вулканическим пеплом и зарослями джунглей. Он был заново открыт только в начале  XIX века, когда британский губернатор Томас Стэмфорд Раффлз отправил экспедицию для его исследования. Находка оказалась настолько значимой, что в 1991 году Боробудур был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Боробудур — сплав культур

Во время строительства храма (а заняло оно по разным источникам от 70 до 100 лет) Индонезия находилась под значительным влиянием индийской культуры, что способствовало распространению буддизма и индуизма на Яве. Династия Шайлендра активно заимствовала элементы индийской архитектуры и философии. Архитектурный стиль храма напоминает стиль Гуптов, что подчеркивает его связь с индийской традицией.

Помимо этого, местные традиции и культурные особенности яванского народа также оказали влияние на строительство Боробудура. Храм стал символом яванской идентичности и культуры, объединяя местные верования с буддийскими учениями.

Внесли свою лепту и торговые отношения с Китаем. Изображенные на рельефах Боробудура корабли с парусами свидетельствуют о мореплавании и торговле, которые связывали Индонезию с Индией и Китаем. Это взаимодействие с другими культурами также повлияло на архитектурные решения и художественные элементы храма. 

Жемчужина буддийской архитектуры

Боробудур, крупнейший буддийский храм в мире, представляет собой уникальное архитектурное и культурное сооружение, наполненное глубокой символикой, отражающей буддийскую философию. Его структура и элементы дизайна являются визуальными интерпретациями ключевых концепций буддизма.

Боробудур построен в форме мандалы, что символизирует буддийскую модель Вселенной. Его девять ярусов представляют собой разные уровни существования:

  • Нижний ярус (Камадхату): скрытый ярус символизирует сферу страстей, где существа подвержены желаниям и чувственным удовольствиям (в ней находятся миры людей, животных, асуров, богов и других существ). На данный момент ярус закрыт для паломников из-за нестабильности конструкции. Согласно ранним текстам, описывающим храм, первый уровень украшали 160 барельефов, которые иллюстрировали мир страстей и процесс возникновения и развития чувственности в соответствии с законами кармы. Первые 117 панелей демонстрировали различные действия человека, которые приводили к одному результату, а оставшиеся 43 панели показывали, как одно действие может привести к 43 различным последствиям. На сегодняшний день сохранились только панели, окружающие юго-восточный угол комплекса;
  • Четыре квадратных яруса (Рупадхату): эти уровни представляют мир форм, где населяющие его жители выше страстей, эмоций и желаний. Каждый из ярусов украшен рельефами, рассказывающими о различных аспектах жизни и учений Будды. Они символизируют преодоление сомнений и страстей. Согласно буддийской космологии, сфера Рупадхату населена существами, которые имеют тела из тонкой субстанции, невидимой для жителей сферы Кумадхату. Таким образом, эта сфера еще соприкасается с материальной реальностью, но ее жители уже не страдают от боли и не ищут удовольствий;
  • Три круглых яруса (Арупадхату): эти верхние уровни символизируют мир без форм и глубокое медитативное созерцание.Ярусы Арупадхату не имеют рельефов или барельефов. Они представляют собой пространство, свободное от материальных форм и страстей. Арупадхату олицетворяет цель буддийского пути — состояние освобождения от страданий и циклов перерождений (сансары).

Жемчужина буддийской архитектуры

Фото: источник

Скульптуры Будды

В Боробудуре расположены 504 статуи Будды, которые размещены в нишах на стенах храма и на верхних ярусах. Эти статуи представляют собой татхагат — эманации высшего Будды Вайрочаны. Все скульптуры изображают Будду в сидячей позе с полузакрытыми глазами, что символизирует состояние медитации и отрешенности, но отличаются жестами рук (мудрами). Это подчеркивает различные аспекты учений Будды и символизирует единство всех существ. При этом, Каждая статуя воплощает различные качества Будды и его учения. 

Скульптуры расположены по четырем сторонам Боробудура, что ассоциируется с распространением Дхармы по всем сторонам света:

  • Будда Акшобхья на восточной стороне с жестом бхумиспарша-мудра (жестом достижения просветления);
  • Будда Амитабха на западе с самадхи-мудрой (жестом медитации);
  • Будда Ратнасамбхава на юге с варада-мудрой (жестом дарения);
  • Будда Амогхасиддха на севере с абхая-мудрой (жестом защиты).

На вершине Боробудура, на трех круглых ярусах Арупадхату находятся 72 малые ступы (дагобы), каждая из которых содержит статую Будды внутри. Вайрочана изображен в сидячей позе с жестом дхармачакра-мудра, который ассоциируется с проповедью Дхармы. Эти изображения Будды Вайрочаны в ступах символизируют достижение высшего состояния сознания и освобождение от страстей. Среди туристов и паломников считается добрым знаком прикоснуться к этим скульптурам.

Барельефы Боробудура

Боробудур украшен 2672 барельефами, общая длина которых составляет около 5 километров. Эти рельефы охватывают различные темы, включая буддийские легенды, моральные учения и сцены из повседневной жизни древней Явы.

Барельефы расположены на стенах галерей, обрамленных прямоугольными рамками с узорами из стилизованных цветов лотоса и лиственных побегов. Их тематику можно условно разделить на четыре группы:

  • Жизнь Будды: эти рельефы иллюстрируют ключевые моменты из жизни Сиддхартхи Гаутамы: его рождение, просветление, первые проповеди, а также другие его воплощения;
  • Моральные уроки: эти барельефы содержат аллегорические сюжеты, которые передают моральные уроки и кармические последствия действий человека. Они показывают, как поступки влияют на его судьбу;
  • Повседневная жизнь: некоторые рельефы изображают сцены из жизни людей в VIII веке на Яве, включая придворную жизнь, занятия сельским трудом и торговлю;
  • Символика: такие барельефы наполнены символикой, отражающей буддийские представления о мире. Например, изображения небожителей или обитателей нижних миров.

Барельефы Боробудура

Фото: источник

Мифы и легенды “буддийского храма на горе”

  • Легенда о Кусумо. Это одна из наиболее известных легенд, и она связана с правителем по имени Кусумо, который построил Боробудур в честь Будды. Согласно этой истории, Кусумо сильно оскорбил своего придворного, что привело к злобной мести. Вскоре после этого его двухлетняя дочь исчезла, и никто не мог ее найти. В результате Кусумо построил храм, чтобы вернуть свою дочь и умолить Будду о помощи. В этой легенде также упоминается, что жена и дочь Кусумо были превращены в статуи и заключены в отдельном храме, связанном с Боробудуром.
  • Легенда о любви и отказе. Этот миф о том, как правитель княжества Боро попросил руку дочери правителя княжества Мендут для своего сына. Мендут согласился при условии, что сын построит храм. После завершения строительства дочь Мендут сказала своему жениху, что статуи в храме мертвы и не могут любить, и оставила его вместе с храмом.
  • Легенда о Гунадхарме. Некоторые легенды указывают на зодчего Боробудура по имени Гунадхарма, чей дух якобы обитает в близлежащей горе Менорох. Эта история связывает архитектурное наследие храма с местными верованиями и духами природы.
  • Мифы о магических силах. Согласно им Боробудур был создан благодаря волшебным силам. Местные жители верят, что посещение храма может принести удачу и исцеление.

Забытый храм

Так распорядилась история, что Боробудур был забыт почти на тысячу лет. В 1006 году произошло мощное извержение вулкана Мерапи, которое привело к значительным разрушениям в окрестностях. Это извержение заставило местное население покинуть свои земли и искать более безопасные территории. В результате храм оказался погребенным под слоем вулканического пепла и постепенно покрывался растительностью.  Со временем Боробудур оказался полностью скрытым под слоем пепла и зарослями джунглей. Он стал выглядеть как простой зеленый холм с едва заметной центральной ступой. 

Кроме того, еще до извержения вулкана, начиная с 928 года, центр яванской цивилизации начал смещаться в долину Брантас. А в XV веке ислам стал доминирующей религией на Яве, и Боробудуру суждено было оставаться погребенным под пеплом и растительностью еще несколько сотен лет.

Реставрация и новая жизнь 

В начале XX века (1907-1911 гг.) была проведена первая капитальная реставрация Боробудура под руководством Теодора ван Эрпа. Работы включали укрепление структуры храма и восстановление некоторых рельефов. 

Затем, в 1973-1984 годах, под эгидой ЮНЕСКО была проведена масштабная программа реставрации, которая включала полный разбор сооружения, укрепление фундамента и установку дренажной системы. В результате этих работ было восстановлено более 1,5 миллионов каменных блоков. А в 1991 году Боробудур был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, что способствовало новой волне международного внимания и финансирования для его защиты и дальнейшего восстановления.

В последние годы для изучения и восстановления рельефов используются современные технологии, такие как 3D-моделирование и искусственный интеллект, что позволяет более точно восстанавливать утраченные элементы и улучшать понимание архитектуры храма. 

Например, в рамках восстановления Боробудура, японские ученые разработали нейронную сеть, которая на основе 134-летней фотографии смогла создать трехмерную цифровую реконструкцию рельефа, ранее недоступного для изучения. Использование нейронной сети дало возможность оценить глубину и детали рельефов, улучшая качество восстановленных изображений.

Один из восстановленных рельефов находился на первом этаже храма. Он был скрыт во время предыдущих работ по реконструкции, когда его перекрыли железобетонными стенами. Благодаря современным технологиям этот рельеф стал доступен для исследования.

Паломничество

Фото: источник

Паломничество

Боробудур является одним из самых значимых мест паломничества для буддистов. Паломники начинают свой путь с нижних уровней храма и поднимаются по ступеням к верхним ярусам. Каждый уровень символизирует разные стадии духовного развития, начиная с Камадхату (мира страстей), через Рупадхату (мир форм) и заканчивая Арупадхату (мир без форм). Это восхождение отражает путь к просветлению. 

Традиционно паломничество начинается с восточного входа, который считается основным. С него начинается повествование, отраженное в настенных барельефах. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне, что является важным ритуалом. Это движение символизирует гармонию с космосом и помогает сосредоточиться на духовной практике. Прикосновение к каждой статуе Будды на верхнем ярусе считается благоприятным и приносит удачу. На верхних ярусах храма часто медитируют монахи и паломники.

Для многих верующих Боробудур является «местом силы», где они могут найти новые смыслы и открыть возможности для духовного роста.

Помимо духовных искателей храм посещает множество туристов, что способствует развитию инфраструктуры острова. Сейчас Боробудур посещает 1,4 миллиона туристов в год (по некоторым оценкам — в два раза больше).

 

Боробудур является не просто архитектурным памятником, он представляет собой сложную модель буддийской философии и космологии, служащую местом паломничества и медитации для верующих со всего мира, и точкой интереса для туристов. Храм пережил почти тысячелетнее забвение и сотни набегов вандалов, чтобы вновь вернуться и стать культурным достоянием всего мира.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96