(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Древнеперсидское искусство и архитектура

Древнеперсидское искусство и архитектура

Персидское искусство и архитектура у многих ассоциируются с Ираном и Империей Ахеменидов 550–330 гг. до н. э. Но этот регион имеет гораздо более древнюю историю, начавшуюся в 3-м тысячелетии до н. э., задолго до прибытия персов на иранское нагорье. Персидское искусство и архитектура на этом этапе находились под влиянием более древних цивилизаций.

Ранние месопотамские произведения искусства 

Ранние древнеперсидские (протоэламские) архитектурные произведения, созданные во II тысячелетии до н. э., были основаны на геометрических рисунках. К ним добавляли изображения животных, в основном собак. Зверями часто заменяли людей, получалось что-то вроде басен, только в камне. 

Самый крупный монументальный архитектурный объект этого времени — городище Чогха Занбил. Главный элемент этого древнего храмового комплекса возрастом 3300 лет, расположенного на западе Ирана, – большой ступенчатый пирамидальный храм, посвященный эламскому божеству Иншушинаку. На его стенах из обожженных глиняных кирпичей сохранились рельефы с древними фразами, похвалами и проклятиями.

Ахеменидское искусство и архитектура 

Протоэламский период закончился со вторжениями шумер в 2099-2334 гг. до н. э. Влияние Месопотамии ощущается в статуэтках верующих, помещенных в святилищах и олицетворяющих дух общинной преданности. Позже шумер сменили ахемениды, об их искусстве ученые узнали, благодаря кладу «Сокровище Окса».

Целая серия произведений, датируемая примерно 1877 г. н. э., найдена на северном берегу реки Окс. В коллекцию входят монеты, чаши, статуэтки, посуда и ювелирные украшения. Ученые считают, что это артефакты из близлежащего храма, спрятанные во время одной из войн. Сложность дизайна демонстрирует необычайное мастерство древних мастеров.

Помимо артефактов из коллекции Окса, были найдены тарелки, чаши, сосуды для питья, амулеты и оружие в других областях нынешнего Ирана. Некоторые изделия отлиты серийно, поскольку цветочный мотив на них полностью идентичен. Возможно, во времена ахеменидов здесь торговали дорогой посудой и отливали ее по заказам богатых особ.

Архитектура времен Кира и Дария 

Кир Великий и его сын Сайрус, царствовавший в 6-7 веке до нашей эры, были озабочены укреплением своей власти и расширением территорий. Они строили дворцы, колонные залы, а свои достижения описали на поверхности глиняного цилиндра, сейчас хранящегося в Британском музее. Там же перечислен список побед царя и его предков.

Дарий I перестроил Сузы, добавив к ним дворцовый комплекс. В это время были популярны скульптуры быков или птиц, которые устанавливали на вершинах колонн. Изображения животных притягивали взгляд и подчеркивали величие зданий. 

В период правления Дария I был построен Персеполь — древнеперсидский город с храмами, богато украшенными барельефами. Самый известный изображает жителей империи, прибывших, чтобы отдать дань уважения персидскому императору. Изображения настолько детализированы, что позволяют различить национальность каждого прибывшего и принесенные им дары. Внимание к деталям характерно и для других древних цивилизаций, но в Персеполе оно особенно заметно.

Парфянский и сасанидский период 

Империя Ахеменидов пала перед Александром Македонским в 330 г. до н. э., и ее правителем стал Селевк I Никатор – один из полководцев Александра. Изменились и художественные произведения: теперь лица изображались не в профиль, в фас – лицом к смотрящему. Яркий пример – фронтальный барельеф парфянского царя, приносящего жертву богу Веретрагне – покровителю королевских династий, который в настоящее время находится в Лувре. В левой руке король держит рог изобилия, а правую держит на Огненном алтаре. 

Сасанидская империя была основана Ардаширом I (224–240 гг. н. э.), который был полководцем при парфянах до того, как сверг последнего парфянского царя и основал собственную династию. Ардашир I почти сразу же инициировал строительство зданий, которые до сих пор остаются лучшими образцами сасанидского искусства. При Ардашире I и его сыне и преемнике Шапуре I (годы правления 240–270 гг. н.э.) купол и минарет стали основными элементами архитектурного дизайна. Лица на барельефах опять стали изображать в профиль или в три четверти.

Были популярны круглые архитектурные формы, поэтому элементами многих зданий стали купола и арки. Пример – знаменитый дворец в Ктесифоне Так Касра, построенный в 531–579 гг. н. э. Здание имеет самую большую в мире однопролетную сводчатую арку из неармированной кирпичной кладки, не имеющую аналогов даже в наши дни. Сохранившиеся руины были входом в величественный императорский дворец. 

Сасаниды любили изображать на барельефах сцены охоты, танцев, вечеринок и других развлечений. Сохранились рельефы с батальными, религиозными и мифологическими сценами. Фигуры почти всегда изображаются в профиль, хотя некоторые, например, на серебряных тарелках и сосудах для питья, расположены фронтально. Самый известный пример монументального скульптурного искусства того времени – статуя I высотой 21 фут (6,7 метра), вырезанная из сталагмита в пещере Шапур в Иране. Даже в нынешнем полуразрушенном виде она дышит жизнью, а огромная высота впечатляет посетителей.

Возникновение ислама и последующее завоевание региона арабами-мусульманами привело к падению Сасанидской империи. Древняя персидская религия была подавлена и заменена арабской. Но более ранние архитектурные стили оказали свое влияние. Купола и минареты – синонимы исламской архитектуры, были сасанидским нововведением. 

Персидское искусство и архитектура неплохо сохранились. В Иране чтят традиции прошлого и совершенствуют то, что хорошо работало раньше. Персы продолжают работать с металлами, обрабатывать камень, лепить из глины и гипса, как тысячи лет назад. Местная керамика, скульптуры, золотые изделия, вобравшие все лучшее от древних цивилизаций, остаются одними из лучших в мире.

источник изображения


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96