Роскошные дворцы царской России
Российская Империя на протяжении долгих веков своего существования оставалась могущественным и богатейшим государством. Императорские семьи славились щедростью и любовью к искусству и архитектуре. Лучшие мастера со всего мира приглашались в Россию для создания шедевров мирового искусства и строительства роскошных дворцов. Сегодня дворцы царской России – центр культурного и исторического наследия, ежегодно привлекающий миллионы туристов со всего мира.
Зимний дворец
Зимний дворец в Санкт-Петербурге – главная императорская резиденция, построенная в 1754–1762 годах итальянским архитектором Б.Ф. Растрелли. Дворец выполнен в стиле роскошного барокко. Масштабы и интерьеры Зимнего дворца поражают даже самого искушенного гостя. Богатство, роскошь и великолепие этого архитектурного комплекса сделали его одной из самых посещаемых достопримечательностей Европы.
Указ о начале строительства Зимнего дворца содержал фразу, которая характеризует строение лучше всего – «для единой славы всероссийской». Художественно-композиционный замысел здания воплощен в роскошном экстерьере, богато украшенном лепниной и скульптурным ансамблем.
Фото: источник
Крышу дворца украшают 176 каменных скульптур. Их авторство до сих пор неизвестно. Сохранились лишь названия трех из них – «Аполлон», «Диана» и «Юпитер».
Внутреннее убранство дворца создавалось целой группой знаменитых архитекторов, скульпторов и художников. В интерьерах общий стиль барокко конкурирует с роскошным рококо. Буйство лепнины, барельефов, скульптур и другого декоративного убранства отражает богатство и безграничные возможности царской семьи.
Павловск
В 1784 году любимый архитектор Екатерины II Чарльз Камерон по заказу великого князя Павла построил роскошный дворец на берегу реки Славянки. Центральный корпус здания имеет три этажа и соединен с двухэтажными корпусами архитектурного комплекса колоннадой закругленных галерей. Центральный элемент экстерьера Павловского дворца – великолепная белоснежная колонна. Колонны украшают фасады центрального корпуса и поддерживают кровлю здания.
Фото: источник
Фасады здания декорированы лепниной работы скульптора В. Бренна. Лепнина изображает вензеля, гербы и короны владельцев дворца. Отдельная часть лепного декора посвящена военным трофеям и доспехам воинов. Фасад со стороны внутреннего дворика расписан фресками П. Гонзага. Над этой великолепной росписью, изображающей аркады и лестницы величественных зданий, расположилась знаменитая библиотека с арочными окнами. Проемы между окнами архитектор украсил гипсовыми бюстами философов.
Еще в качестве великого князя (в 1781-1782 гг.) Павел много путешествовал по Европе. Из каждой такой поездки он привозил в свою коллекцию великолепные произведения искусства талантливых мастеров. В коллекции Павла представлены картины и скульптуры, резная мебель и бронзовые статуи.
Все ценные экземпляры своей богатой коллекции владелец предпочитал размещать в Павловском дворце в виде украшения интерьеров и предметов роскоши. Коллекция дошла до наших дней и продолжает привлекать в резиденцию тысячи туристов ежегодно.
Екатерининский дворец в Царском Селе
Екатерининский дворец в Царском Селе – официальная летняя резиденция российских монархов, построенная в 1756 году. Многие связывают создание дворца с именем легендарной императрицы Екатерины Великой, однако заказчицей строительства выступила ее тезка Екатерина I. Возведение величественного дворца в стиле барокко доверили гениальному архитектору Бартоломео Франческо Растрелли.
Монументальное и торжественное здание построено в классическом дворцовом стиле барокко. Фасад резиденции украшен роскошными белоснежными арками и колоннадами. Огромное количество больших окон, украшенных лепным декором и скульптурной композицией, придает дворцу легкость и воздушность.
Фото: источник
Цветовое решение фасада основано на сочетании небесно-голубого и золотого цветов. Во время войны фасады Екатерининского дворца, как и интерьеры здания, сильно пострадали. Сегодня дворец полностью восстановлен и открыт для посещения туристов.
Большинство внутренних помещений дворца оформлены в стиле барокко. Растрелли богато украсил залы и покои золотой резьбой и лепниной. Когда хозяйкой резиденции стала Екатерина Великая, она внесла некоторые изменения в интерьерное убранство дворца. В те времена императрица находилась под сильным влиянием античного искусства.
Чтобы внести в интерьер модные нотки античной архитектуры, Екатерина II обратилась к знатоку в этой области Ч. Камерону. Благодаря его таланту были созданы уникальные убранства знаменитых залов – Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет.
Отдельного внимания заслуживает великолепная парадная лестница, занимающая всю высоту и ширину дворца. Особенно впечатляет богатый лепной декор лестницы и стен. Во времена войны именно эта часть интерьера пострадала больше всего. Сегодня лепнина восстановлена, как и мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В.П. Бродзским в 1860 году. Полностью восстановлена была и знаменитая янтарная комната, которая была вывезена в Германию во времена немецкой оккупации.
Большой петергофский дворец
Каждый знает, что торжественный и великолепный петергофский дворец был построен по указу Петра I. Однако далеко не все знают, что петровский дворец был скромным и сдержанным, как и большинство построек его эпохи. Привычный, роскошный вид Большой петергофский дворец приобрел в 1745–1755 годах после перестройки, выполненной под руководством Ф.Б. Растрелли.
Задача перестройки была сложной и многогранной. Елизавета Петровна поставила обязательное условие – сохранение стен первого петровского дворца. При этом новая императорская резиденция должна была стать жемчужиной елизаветинского барокко.
Растрелли выполнил эту задачу великолепно. К скромному первому зданию был пристроен второй этаж, а центральное пространство дворца расширено. К центральному зданию примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Главной сохраненной реликвией старого дворца стал дубовый кабинет Петра I.
Фото: источник
Растрелли выполнил интерьерное убранство дворца в стиле барокко. Однако в 60–70-х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и императрица Екатерина II приглашает архитектора Ю.М. Фельтена для коррекции интерьера. Он работает над залами петергофского дворца, трансформируя помпезное барокко в модный классицистический стиль.
В 1846 г. Николай I приглашает архитектора А.И. Штакеншнейдера для достройки третьего этажа дворца по случаю бракосочетания своей дочери Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. Эта часть дворца позже стала называться Ольгинской. Великолепие лепнины, скульптуры и художественной росписи сделало Большой петергофский дворец центром светской жизни российской аристократии. Отличительная особенность внутреннего убранства дворца – богатство золотого лепного декора.
Петергоф славится на всю Европу своим великолепным парковым комплексом с множеством фонтанов. Самый эффектный элемент садово-паркового ансамбля – фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва». Скульптурный комплекс был установлен в 1735 году в честь празднования годовщины победы над шведами под Полтавой.
Этот фонтан – одно из самых символичных творений Большого петергофского дворца. В качестве главного героя был выбран Самсон, поскольку в день победы отмечался День святого Сампсония. Поверженный лев также не случаен. Именно это животное изображено на гербе Швеции.
Большой Гатчинский дворец
Самая необычная императорская резиденция в России расположена в пригороде Санкт-Петербурга – в Гатчине. Эти земли долгое время были в спорной собственности Российской Империи и Швеции. Окончательно к России Гатчина присоединилась в августе 1702 года в ходе Северной войны.
В 1765 году Екатерина II подарила эти земли своему фавориту графу Григорию Орлову. Именно в это время начинается строительство дворца, который в будущем станет официальной резиденцией императорской семьи. В 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус.
Уникальность Большого Гатчинского дворца заключается в том, что он построен в нехарактерном стиле английского охотничьего замка. После смерти графа Орлова дворец переходит в собственность будущего императора Павла. В этот период к перестройке здания привлекается архитектор Винченцо Бренна. Для усиления сходства дворца с английским замком вокруг территории был вырыт глубокий ров и обустроено 4 моста через него.
Фото: источник
Главная достопримечательность Гатчинского дворца – великолепная фасадная и парковая скульптура. Создавался скульптурный ансамбль венецианскими скульпторами Джованни Мария Морлайтера и Джованни Маркиори.
Парадный вход во дворец символично украшен двумя аллегорическими скульптурами Благоразумия и Бдительности. Если же смотреть на вход со стороны паркового комплекса, невозможно не заметить две массивные скульптуры, изображающие Мир и Войну. Скульптуры сильно пострадали во время войны, но позже были отреставрированы скульптором И.В. Крестовским.
Бдительность воплощается в виде женщины. В руках она удерживает книгу и светильник, освещающий истину. Статуя Благоразумие имеет два лица, что носит символичный характер. Двуликость говорит о том, что для предвидения будущего необходимо всегда смотреть в прошлое. Мир изображен в виде женщины, удерживающей в руках оливковую ветвь. При этом девушка попирает военные доспехи. Скульптура Война или Сила изображает решительного юношу в шлеме, у ног которого притаился агрессивный лев.
Историческое, архитектурное и скульптурное наследие Российской Империи огромно. До наших дней дошли десятки дворцовых и садово-парковых комплексов, построенные в разные времена по указу разных императоров. Посетить роскошные дворцы России означает оценить все великолепие архитектурного наследия царского периода.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)