(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Жан Дюбюффе – арт-брют: инстинкт, страсть, настроение, безумие

Жан Дюбюффе – арт-брют: инстинкт, страсть, настроение, безумие

Жан Дюбюффе – французский художник и скульптор, основатель и теоретик направления арт-брют и радикально нового графического стиля Hourloupe. Он много сделал для популяризации примитивного искусства, собирая и пропагандируя работы детей и душевнобольных людей и находя прекрасное в неограненных, порой диких работах. При этом, это, пожалуй, единственный творческий человек, не симпатизировавший знаменитым живописным пейзажам, красивому цвету моря, горам и мерцающему солнцу Лазурного берега, впечатлившим величайших художников: Матисса, Шагала, Дюфи, Моне, Ренуара, Легера, Миро.

Дюбюффе часто причисляют к авангардистам, хотя его творчество вряд ли можно отнести к какому-то одному стилю. Мастер полностью отвергал классическую живопись и скульптуру и все художественные концепции.

Почему художник остался художником-самоучкой

Дюбюффе родился на севере Франции в Гавре в богатой семье торговца вином в 1901 г. Он получил неплохое образование, закончив лицей, но особого рвения к учебе не проявлял. Будущему художнику и скульптору нравились свобода и творчество, поэтому с детства в его компании были одаренные люди. Например, среди его друзей детства – писатели Р. Кено и Ж. Лимбур.

Предпочитая рисовать, Дюбюффе поступил в Гаврскую школу изящных искусств. Затем брал уроки у Э. Гинепье в Сен-Море, научившей его крупномасштабному методу свободного рисования, известному как метод Хельги.

В 1918 г. Дюбюффе переехал в Париж, чтобы изучать живопись в Академии Жюлиана, где познакомился с представителями художественной богемы: художниками Х. Грисом, А. Массоном, М. Жакобом и Ф. Леже. Но учеба продлилась всего полгода – будущего художника не устроили строгая дисциплина и академические рамки занятий. Он ушел из Академии, решив учиться самостоятельно.

Дюбюффе открыл мастерскую во флигеле семейного предприятия. Но работа и учеба не клеились, так как Дюбюффе не мог сосредоточиться и определиться: мастера привлекали и другие направления в искусстве. Ему нравились музыка и поэзия, одновременно с этим он хотел изучать древние и современные языки, а еще путешествовать.

Обучение живописи и скульптуре требовали много времени и концентрации, что никак не совпадало с планами молодого и богатого наследника. В итоге он больше никогда не предпринимал попыток получить академическое образование и по факту был самоучкой, это объясняет его стремление к дикому искусству и его бунт против музейных канонов, вызывавших у него большую неприязнь. Скорее именно поэтому родился знаменитый и скандальный арт-брют.

Интерес мастера к маргинальному обществу отчасти можно объяснить его характером. Дюбюффе многим казался непривлекательным, противоречивым, желчным и даже злым. С другой стороны, он был щедрым, о чем говорили его друзья и пожертвования, например для Музея декоративного искусства в Париже.

Что такое арт-брют

Термин art brut был введен Ж. Дюбюффе в 1945 г. для описания работ непрофессиональных художников, по его мнению, более настоящих и достойных внимания зрителей и истории.

Автор в своих теоретических трудах ссылался на репрессивный характер культуры, требующей от художников и скульпторов наличия академического образования, принадлежности к одной из школ и признанных направлений, и считал несправедливым пренебрежительное отношение к примитивистам. Дюбюффе обращал внимание на подлинность и искренность самобытных авторов и сам находил таковых, устраивая скандальные выставки их работ.

Арт-брют – направление, использующее в качестве эталона популярное непрофессиональное искусство. Авторы картин и скульптур, работающие в арт-брют, обычно не имеют художественного образования либо не придерживаются его правил, намеренно игнорируя, например, перспективу или объем. Представители арт-брют происходят из разных слоев общества, к этому направлению часто относят в т. ч. творческие работы детей, заключенных и психически больных.

В art brut спонтанность и инстинкт преобладают над разумом и техникой автора. Поэтому такие работы называют наивными, дикими и даже низкими. Наивное искусство часто имеет истоки в народном творчестве, не вписывающемся ни в какие каноны. Эстетика арт-брют абсолютно свободна от давления моды и социального контекста.

Творчество самобытных мастеров характеризуется экспрессивностью и оригинальностью приемов. Картины и скульптуры выражают внутренние дилеммы, и часто это единственная форма контакта с внешним миром.

Пример работ в стиле арт-брют – всемирно известные картины выдающегося испанского живописца Антони Тапиеса. Ключевой музей, представляющий это направление искусства: Лозанна в Швейцарии.

Искусство или торговля? Вопрос денег и настроения!

Талантливые люди обычно занимаются творчеством всю жизнь, даже если это не приносит прибыль. Но все, что касается большинства людей, никогда не касалось Дюбюффе. Он много раз бросал кисти, уходя с головой в бизнес, а затем вдруг возвращался, принимаясь за лепку, архитектуру, сочинение музыки и прозы, и продюсировал других авторов.

Жан Дюбюффе – французский художник и скульптор

Фото: источник

Впервые он ушел из мира искусства в 1925 г. После поездки в Италию, Швейцарию и Бразилию мастер заявил, что западное искусство умирает под влиянием академизма и не стоит его внимания, поэтому все это не для него. Он остепенился, вернувшись к семейному бизнесу и организовав небольшой винный бизнес в Париже. Торговлей он занимался десять лет и возобновил занятия живописью только в 1934 г.

Почувствовав творческий прилив, Дюбюффе передал свою компанию в управление и посвятил себя художественным экспериментам, сделав большую серию портретов, кукол и масок на основе лицевых оттисков из гипса. И опять интерес Дюбюффе к творчеству угас, как только он столкнулся с финансовыми проблемами. Мастер забросил живопись и продолжил развивать свой винный бизнес в Берси во время немецкой оккупации Франции.

В 1939 г. скульптор был мобилизован министерством авиации в Париже. Но и там продержался недолго, его отправили в Рошфор за недисциплинированность. Он, переждав тяжелые времена, возобновил свою деятельность в Париже в 1940 году.

В 1942 г., получив хороший доход, Дюбюффе решил снова посвятить себя искусству, начав по-настоящему активно творить в возрасте 41 года, после пребывания в армии и успешной карьеры торговца вином. С годами он становился все более и более успешным, выставлял свои работы во Франции и за границей.

Талантливый, яркий и скандальный

Наличие денег позволило автору заниматься чем угодно и как угодно, не считаясь с моралью, вкусом окружающих, требованиями и нормами академического общества. Все, что он делал, создавалось для собственного удовольствия. Дюбюффе писал стихи и тексты, играл джаз, экспериментировал с материалами и техниками, практиковал живопись, рисунок, графику, широкоформатную скульптуру на открытом воздухе.

Произведения Дюбюффе очень отличались от работ современников, характеризуясь бунтарским отношением к культуре и красоте и ярким психологическим воздействием на зрителя. Он одним из первых современных художников отказался от традиционных материалов и техник, комбинируя песок, гипс, солому для усиления рельефности масляных красок. Автор использовал нетрадиционные приемы, например окрашивал камни, делал отпечатки фруктовых корок и листьев, применял технику монтаж – asamblage (коллекция форм, материалов или фрагментов других произведений искусства).

Темами его работ были повседневные сюжеты. Например, гуляющие люди или пассажиры в парижском метро. На многих картинах были люди, помещенные в замкнутое, тесное пространство. В основе картин лежали сильные, непрерывные мазки и краски, близкие к фовизму – авангардному течению – французскому постимпрессионизму начала XX века. В 1962 г. он сделал серию картин, окрашенных только в красный, белый, черный и синий цвета.

С 1960 года Дюбюффе активно занимался скульптурой и музыкой. А с 1966 г. мастер посвятил себя в основном созданию крупных скульптур и ассамблей, некоторые из которых до сих пор можно увидеть в разных городах Европы. Для этих работ он использовал бросовые материалы – им, по его собственному утверждению, он намеревался придать новую ценность и достоинство.

Вначале все работы мастера вызвали большой скандал, но в конце жизни Дюбюффе пользовался мировым признанием и вниманием. В последние годы своей жизни, и в основном в живописных работах, мастер создавал менее агрессивные композиции с более спокойными цветами, содержащие некоторый лиризм.

Знаковые работы Жана Дюбюффе

Впервые Дюбюффе, будучи неизвестным, выставил более 50 картин маслом и более 20 литографий в 1944 г. в освобожденном Париже в галерее Р. Друэна. Это были, как писали критики, «красочные картины с варварским и бредовым видом, увлекающим редких энтузиастов». Большая же часть публики пришла из любви к провокациям. В галерею поступали анонимные письма, гостевая книга содержала множество оскорблений. Столь же неоднозначны были и следующие выставки.

Произведения Дюбюффе очень отличались от работ современников

Фото: источник

Автор отвечал критикам: «Это правда, что мой способ рисования картин свободен от условностей, свойственных картинам профессиональных художников… и что многие люди сначала испытают чувство страха и негодования, столкнувшись с этими образами…»

Всего через 15 лет Дюбюффе уже официально находится в авангарде художественной сцены благодаря ретроспективе 400 картин и скульптур в парижском Музее декоративного искусства.

Важная работа, раскрывающая взгляд Дюбюффе на искусство, – картина «Роды» (1944 г.), ставшая метафорой творческого акта рождения художника. В центре картины изображена рожающая женщина – ее образ стал наиболее тревожным аспектом. Фигура матери сплющена и изображена фронтально. Руки женщины подняты, что символизирует бессилие, в глазах – страх. Плоскости окрашены в бледные цвета, фигуры четко окантованы, что еще повышает градус тревожности.

Эта новаторская работа, с одной стороны, шокирует зрителя абсолютно нехудожественным примитивным видом, с другой – заставляет бесконечно рассматривать, изучать детали, вызывая противоречивые чувства. Автор, создавая работу, использовал линеаризм, уплощение форм, концепцию обрамления и перевернутую перспективу.

В 1947 году художник устроил выставку портретов друзей, сделанных в 1945-47 гг. В частности, ему позировали Ф. Понжа, Ж. Полана, Ж. Лимбура, П. Леото, Ж. Фотрие, А. Мишо, А. Арто, А. Дотель, Ш. Сингрия, М. Тапье, Ж. Буске, А. Кале, Ж. Сюпервьель и многие другие. Дюбюффе считал, что портрет не обязательно должен отображать характеристики натурщика, поэтому не соблюдал точность линии и даже использовал приемы, предотвращающие сходство. Такие портреты быстро вошли в моду, и от желающих заказать портрет не было отбоя.

Весной 1950 г. художник начал серию картин под названием «Корпус дамы», где изображал искаженное женское тело. Эти картины напоминали работы голландца Виллема де Кунинга. Женщины, изображенные на картинах, обнажены, сплющены и искажены настолько, что зритель может рассмотреть и переднюю и заднюю часть тела. По мнению критиков, это выглядит парадоксально, шокирующе и одновременно органично. Важный момент – поверхность картин имеет непривычную фактуру, созданную с помощью добавления пасты, вызывающей отслаивание краски после высыхания.

С 1966 года Дюбюффе увлекся объемными проектами. Изначально это были стулья, телефоны, деревья с ящиками, столы. Затем постройки: Кастель-л’Урлуп, Голубой замок, Зимний сад. Скульптуры и инсталляции представляют собой «монументальные картины»: L’Aléatoire (1967), Стул III (1967), столбик Logos V (1966).

В 1967 г. Дюбюффе приступил к строительству логологического кабинета, установленного позднее на вилле Фальбаля. Обе работы внесены в список памятников. В следующем году он построил модель Эмалированного сада, а затем скульптуру «Группа четырех деревьев», заказанную Д. Рокфеллером для украшения Chase Manhattan Plaza.

В этот же период, с 1968 по 1970 год, он работал над Зимним садом, живой скульптурой, размещенной в Национальном центре искусства и культуры Жоржа-Помпиду.

В 1978 г. Дюбюффе создал три картины под общим названием «Мнемоника», обозначающим способы и приемы быстрого запоминания. На акомпозиционных картинах разбросаны по холсту деформированные эмбриональные разномерные фигуры, полностью отсутствуют симметрия и баланс, что символизирует подсознание в процессе запоминания. Это объясняет абсолютный хаос, дезорганизацию и перегрузку информацией.

Тогда же Дюбюффе начал сотрудничать с американским джазменом Д. Марцем, создав авангардную симфонию под названием The Pillor.

Дюбюффе оставил после себя много работ: картин, ассамбляжей (техника, похожая на коллаж, но использующая объемные элементы, размещенные на плоскости), скульптур и памятников. Очень интересные работы можно увидеть на вилле Фалбала, они не раз становились предметом ретроспективы во Дворце Грасси в Венеции, в Музее Соломона Р. Гуггенхайма.

Первая выставка art brut

После войны Дюбюффе активно общался с сюрреалистами. И как-то в руки ему попалась книга Х. Принцхорна «Искусство душевнобольных». Именно благодаря ей Дюбюффе изобрел термин art brut «искусство изгоев» для обозначения творчества непрофессиональных художников, не вписывающихся в рамки художественных норм. Он был буквально очарован этим искусством, собирая картины и скульптуры. Например, в его коллекцию попали работы А. Корбаза и А. Вельфли.

Концепция art brut родилась в 1945 г., когда Ж. Дюбюффе путешествовал по опустошенной Второй мировой войной Европе, где идеалы гуманизма и прогресса трансформировались в геноцид. Он проехался по швейцарским и французским психиатрическим больницам и тюрьмам, собрав интересные на его взгляд работы больных и осужденных. Через несколько лет, в 1949 г., эти работы стали основой выставки Art Brut Society в Париже.

Сначала выставка вызвала живейший интерес и закончилась скандалом. Затем арт-брют ожидало признание и восторг. В этом направлении стали работать не только самоучки, но и некоторые художники, имеющие академическое образование.

Дюбюффе оставил после себя много работ

Фото: источник

Личная коллекция Collection de l’art brut Дюбюффе должна была оставаться в Париже, однако из-за волокиты Дюбюффе принял предложение администрации Лозанны (Швейцария), где коллекция была размещена ​​в замке Болье. Это до сих пор одна из самых любопытных и посещаемых выставок в Европе.

По мнению искусствоведов, арт-брют стал глотком свежего воздуха в истории, но до сих пор остается направлением, границы которого никогда не будут четко определены. И именно это делает его оригинальным, любопытным и притягательным.

Почему Дюбюффе не любил Лазурный берег

На Лазурный берег Дюбюффе переехал в январе 1955 г. в связи с болезнью второй жены. Супруги выбрали для себя городок Ванс, расположенный в 20 км от Ниццы. Кстати именно в этом городе, помнящем времена древних римлян, в разное время жили А. Матисс, Р. Дюфи, М. Шагал, Д. Ричи, Д. Лоуренс, В. Гомбрович. Все они обожали эти прекрасные места, и только Дюбюффе был вечно недоволен новым местом жительства. И причин для этого было две.

  • первая – художника не устраивал местный влажный климат. Он часто болел, страдая одышкой. Поэтому в письмах друзьям называл Лазурный берег крайне ядовитым и идиотским;
  • вторая – он, проживая здесь круглый год, в отличие от друзей, проводивших здесь только лето, чувствовал себя изгнанником. Ему же хотелось жить в шумном Париже.

Вопрос решился просто. Через три года Ж. Дюбюффе вернулся в культурную столицу Франции, построив в Вансе виллу «Вихрь» и проводя здесь каждое лето следующие десять лет. В Вансе он встречался с друзьями, занимался садом и увлекся природой. Но его вдохновляли не прекрасные закаты и парки, а камни и скалы.

В 1972 году Жан Дюбюффе продал виллу, а чуть позже и творческую студию. На этом его поездки в Ванс закончились. Мастер умер в 1985 году в Париже в возрасте 84 лет. Его могила находится в Па-де-Кале, на самом севере Франции.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96