Джордж Сигал и его «загипсованные» скульптуры
При слове «гипс» появляется ассоциация не только с гипсовой скульптурой, но и с медицинским гипсом, который накладывают при травмах. Такой же ассоциативный ряд возник в голове у скульптора Джорджа Сигала. Это позволило создать интересные и необычные произведения.
Медицинский гипс — авангардный материал для изготовления скульптур
Материалом для своих работ скульптор, создавший свои первые творения в 50-х годах 20 века, избрал медицинский гипс. На модели накладывались гипсовые бинты, которые, застывая, превращались в произведение искусства. Повязка, являясь инструментом исцеления, стала метафорой хрупкости жизни телесной оболочки.
В семидесятые годы художник немного изменил технику изготовления своих работ. Оболочка из медицинского гипса стала «скорлупой», в которую потом заливался гипсовый раствор. Это сделало произведения более детализированными, пластичными и «живыми».
Скульптуры Джорджа Сегала получили международное признание. Его работы выставлены в известных музеях – Современного искусства (Сан-Франциско), Walker Art Center (Миннеаполис), Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк), Американского искусства (Нью-Йорк), Изящных искусств (Монреаль, Канада), в Саду скульптур Хиршхорна (Вашингтон), в Еврейском музее Нью-Йорк, Музее искусств (Уцуномия, Япония). Выставки художника проводились и в российском Эрмитаже.
Трагедия маленького человека в скульптурах Джорджа Сигала
Обращение к теме маленького человека роднит Сигала с другим великим американцем Чарли Чаплиным. Его герои – средний класс и бедняки, вынужденные ежедневно выживать в современном обществе. Именно поэтому в его работах часто изображаются простые люди, занятые повседневными делами. Они едят в кафе и закусочных, ждут вылета самолёта, стоят на автобусной остановке, отдыхают, лечат зубы, читают книги, беседуют у камина и любят друг друга.
Очень часто фоном для скульптур становятся стены, из которых «выходят» фигуры людей. Стена воспринимается как символ ограничения и давления, ведь всем известно, что пространство большого города сдавливает и ограничивает личность. Отсылка к эротическим настроениям показывает, что любовь в любых условиях живет и дарит минуты счастья. Она подобна цветку, пробивающемуся к свету через городской асфальт.
Теме «маленьких людей» посвящено очень много произведений скульптора – «Ожидание в аэропорту», «Бездомный», «Сидящая женщина», «Граффити на стене», «Остановка», «Стоим или идем», «Женщина на кровати», «Стоматолог», «Разговор у камина». Обращение к простым людям делает произведения Джорджа Сигала понятными жителям самых разных стран и одним из факторов, обеспечивших автору мировую славу.
Фото: источник
Известные скульптуры Джорджа Сигала
- Холокост. Работа была вдохновлена фотографиями, сделанными во время Второй мировой войны. Отделенный забором из колючей проволоки, стоящий мужчина повернут к зрителям, а позади него видны тела, лежащие на земле. В скульптурах мертвых людей прослеживаются библейские ссылки — распростертые руки, подобные распятому Христу, женская фигура с надкусанным яблоком, напоминающая о Еве. Стоящая фигура застыла между прошлым и будущим с выражением ужаса и потери. Эту скульптурную композицию, выставленную в Еврейском музее Нью-Йорка, многие эксперты считают самым сильным произведением автора.
- Депрессия. Очередь за хлебом. Еще одна скульптура, отсылающая нас к тяжелым временам. Сгорбленные мужчины в шляпах и старых пальто стоят рядом с кирпичной стеной. Хлебные очереди были частым зрелищем во время Великой депрессии. Работа является частью мемориала в честь президента Рузвельта, чья экономическая политика помогла вывести средний класс из бедности. Моделями стали четверо друзей художника и он сам.
- Закусочная. Скульптурная композиция изображает две фигуры за обеденным прилавком, освещенные сверху люминесцентной лампой. Закусочная, как типичный символ Америки среднего класса, есть в творчестве многих других художников, но Сигал идет дальше, переосмысливая повседневное событие, передавая таинственную, почти волшебную открытость момента, который он решил запечатлеть. В этом ему помогают необычные свойства гипса, выбранного им в качестве рабочего материала. Скульптура выставлена в Walker Art Center, Миннеаполис, Миннесота.
- Костюмированная вечеринка. В этом произведении автор отходит от традиционного белого цвета, добавляя яркие тона. Вдохновленный костюмированной вечеринкой, Сигал изобразил гостей в костюме Супермена, Киски Галор (персонаж Джеймса Бонда), Женщины-кошки и персонажа из «Сна в летнюю ночь» Уильяма Шекспира. На полу отдыхают две фигуры — Клеопатра и Антоний. Фигуры, выполненные в характерном стиле гипсового слепка, окрашены в ярко-красный, желтый, синий и черный цвета. Персонажи выглядят так, как будто могут уйти в любой момент. Это еще один способ, выбранный художником для передачи быстротечности времени. Коллекция музея Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
- Танцоры. Скульптурная композиция, в которой одним из участников является движение. Грации движущихся тел показывают бренность бытия и мимолетность событий. Охватывает ужас, что всё это может в один момент разрушиться. Это прекрасно понимает автор, живший во времена Великой депрессии и Второй мировой войны, когда разрушалось, всё, казавшееся постоянным. Скульптурная композиция установлена в Национальной галерее искусств, Вашингтон.
Ощущение тревоги объединяет все скульптуры Сигала, поэтому посетители уходят с выставок, получив изрядную дозу адреналина. Автор достиг своей цели, заставив задуматься о жизни. Произведения, спорные, как и все современное искусство, можно любить или не любить, но оставаться равнодушными к ним просто невозможно.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (282)
- Об архитектуре и дизайне (269)
- О дизайне интерьера (148)
- О ремонте (61)