(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Элементы скульптурного дизайна

Элементы скульптурного дизайна

Люди, интересующиеся гипсовым искусством, не ограничиваются рассматриванием гипсовых элементов. Им важны приемы, используемые при создании шедевров, качество материалов и прочие подробности, формирующие почерк мастера. Мы много писали о самих произведениях, но почти не затрагивали технологии и техники. Сегодня поговорим о технической и научной стороне гипсовых изделий.

Главные элементы скульптурной композиции: материальная составляющая и пространство

Начиная творить, мало представлять красивое готовое изделие. Даже самая талантливая работа может потеряться на общем фоне, а несоответствие друг другу пусть и очень гениальных элементов будет выглядеть уродливо.

Чтобы готовая композиция смотрелась гармонично, мастера выделяют два наиболее важных элемента скульптурного дизайна — массу и пространство. Разделить их между собой можно только мысленно. Но настоящий мастер четко различает эти два понятия.

Масса. Любая скульптура создается из материальной субстанции, которая имеет массу и существует в трехмерном пространстве. Таким образом, масса скульптуры — это материя, например гипс, ограниченная поверхностями.

Пространство. Входит в дизайн скульптуры тремя основными способами:

  • Материальные компоненты простираются в пространство или перемещаются в нем.
  • Элементы могут перекрывать или образовывать пространство, создавая пустоты или образуя пустоты внутри скульптуры.
  • Части скульптуры могут располагаться относительно друг друга.

Опорные элементы скульптуры: объем, поверхность, свет, тень и цвет.

Значимость, придаваемая массе или пространству в дизайне скульптуры, варьируется. Рассмотрим несколько примеров:

  • В египетской скульптуре и в большей части работ художника 20-го века Константина Бранкузи масса имеет первостепенное значение. В основном мысли скульпторов были посвящены формированию твердого материала. Огромные гипсовые и каменные статуи не требуют домысливания, они поражают фундаментальностью и мастерством работы с материалом — точностью линий, красотой фактуры и цвета материала.
  • В работах авторов 20-го века Антуана Певзнера и Наума Габо, напротив, масса уменьшена до минимума. Скульптуры иногда состоят только из прозрачных листов пластика или тонких металлических стержней. Таким образом, твердая форма самих компонентов не имеет большого значения. Основная функция композиций — создавать движение в пространстве, минимально ограничивая второе.
  • В работах скульпторов 20-го века Генри Мура и Барбары Хепуорт элементы пространства и массы рассматриваются как более или менее равные партнеры.

Невозможно увидеть полностью трехмерную форму сразу. Наблюдатель может рассмотреть весь комплекс только в том случае, если он обойдет композицию. По этой причине иногда ошибочно предполагается, что скульптура должна быть разработана в первую очередь для предоставления возможности проективных взглядов.

Именно множественность взглядов составляет основное различие между гипсовой или другой скульптурой и изобразительным искусством, которое требует только единого взгляда на предмет. Отношение к скульптуре, как к картинам, игнорирует тот факт, что можно воспринимать твердые формы как объемы, мыслить их в круге с любого аспекта.

Большая часть скульптуры предназначена для восприятия в основном как объем.

Объемный элемент: что это?

Элемент — это фундаментальная единица трехмерной твердой формы, которая может существовать сама по себе, но создана для разработки всей композиции. Некоторые скульптуры состоят только из одного элемента, другие представляют собой конфигурации из нескольких частей.

Элементы скульптурного дизайна: объемный элемент
Фото: источник

Человеческая фигура часто рассматривается скульпторами как конфигурация объемов, каждый из которых соответствует основной части тела: голове, шее, грудной клетке, конечностям.

Отверстия и полости в скульптуре, которые имеют такую ​​же четкую форму, как и твердые структуры, имеют одинаковое значение для общего дизайна. Их иногда называют отрицательными объемами.

Поверхностный элемент — это то, что мы видим

Поверхности — это фактически все, что каждый видит на самом деле. По их конфигурации можно сделать выводы о внутренней структуре скульптуры.

Поверхность в гипсовом искусстве имеет два аспекта:

  • Она содержит и определяет внутреннюю структуру массы скульптуры.
  • Эта часть скульптуры вступает в отношение с внешним пространством.

Выразительный характер различных видов поверхностей имеет первостепенное значение в скульптуре.

  • Двойные, изогнутые, выпуклые поверхности. Предполагают наполненность, герметичность, ограждение, внешнее давление внутренних сил. Например, в эстетике индийской скульптуры такие поверхности имеют особое метафизическое значение. Представляя вторжение пространства в массу скульптуры, вогнутые поверхности предполагают действие внешних сил и часто свидетельствуют о разрушении или эрозии.
  • Плоские поверхности. Имеют тенденцию передавать ощущение твердости и жесткости материала. Они несгибаемые или сгибаемые под углом, не подвержены влиянию внутренних или внешних воздействий.
  • Поверхности, выпуклые в одной кривизне и вогнутые в другой. Они могут предполагать действие внутреннего давления и в то же время восприимчивость к воздействию внешних сил.

Элемент световых эффектов

В отличие от художника, который создает световые эффекты в картине, скульптор фактически управляет светом. Распределение света и тени по формам работы зависит от направления и интенсивности света от внешних источников.

Тем не менее в некоторой степени скульптор может определить, какой эффект будет иметь внешний свет. Если он знает, где будет находиться работа, он может адаптировать ее к тому типу света, который будет получен. Например, яркий солнечный свет в Египте и Индии требует другого подхода, чем тусклое внутреннее освещение средневекового собора в северных странах.

Элементы скульптурного дизайна: световые элементы
Фото: источник

Опять же, можно создавать эффекты света и тени или кьяроскуро (светотень), вырезая или моделируя глубокие впадины и выступающие, выделенные элементы.

Многие скульпторы поздней готики использовали свет и тень как мощную выразительную черту своей работы. Они стремились к таинственному мраку, с тенями, выступающими из общего фона.

Скульпторы из эпохи греческого, индийского и итальянского Ренессанса формировали свои работы, заставляя их получать свет таким образом, чтобы вся скульптура выглядела сияющей.

Цветовой элемент

Окраска скульптуры может быть как естественной, так и прикладной. В недавнем прошлом скульпторы стали больше, чем когда-либо прежде, осознавать естественную красоту скульптурных материалов. Под лозунгом «истина в материале» многие из них обрабатывали их таким образом, чтобы использовать естественные свойства, включая цвет и текстуру. Ну кто поспорит, что, например, гипс безупречен в своих внешних качествах.

В последнее время наблюдается тенденция использовать яркие искусственные краски в качестве элемента в дизайне скульптуры. Это направление также не ново. В Древнем мире и в Средние века почти вся скульптура была искусственно окрашена смелым декоративным, а не натуралистическим способом. Например, скульптурные порталы собора красили и покрывали позолотой со всем блеском современной техники иллюминации.

Комбинации из разноцветных материалов — слоновой кости и золота – в греческой скульптуре были неизвестны до 17-го века. Но скульптор в стиле барокко Джан Лоренцо Бернини значительно расширил практику, комбинируя разноцветные элементы с белым мрамором и позолоченной бронзой.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696