Как создается эскиз для гипсового изделия?
Какая работа стоит за готовым гипсовым изделием, которым мы любуемся в музее или у себя дома? Сколько времени занимает путь от идеи до готового барельефа или орнаментального карниза?
Изделия, для которых уже готовы формы и ясна технология, могут быть отлиты очень быстро. А что делать, когда проект существует пока только на уровне идеи? с чего начать?
Первые наброски
Новая идея требует уточнения. Для этого от руки на бумаге или в специальных компьютерных программах (в зависимости от предпочтений и опыта мастера) делаются первые наброски. В их процессе становится понятным, что требуется уточнить и где в идее есть пробелы.
Например, воплощая идею создать скульптуру танцующей женщины, придется решить множество сопутствующих вопросов: она будет обнаженной или одетой? если одетой, то в какую одежду? может быть, это будет одежда определенной эпохи или народности? какие на ней будут украшения? какие волосы? как ее тело будет расположено в пространстве? потребуется ли продумать дополнительные опоры или усиленную конструкцию? Наверняка придется посмотреть видеозаписи с танцем, который хочется изобразить, чтобы положение тела танцовщицы было максимально достоверным — дальше в процессе работы его можно будет намеренно изменять, но исходная точка должна быть правдивой.
Далее, если одежду планируется сделать исторически верной, стоит изучить книги с описаниями и фотографии, если они имеются. Может быть, длина или пышность подола в ту эпоху говорила о статусе женщины? Берем это на заметку, и вот уже будущая скульптура начинает рассказывать свою историю.
Первые наброски могут занимать не один день. Иногда идее требуется “отлежаться”, иногда нужно более глубокое изучение контекстной информации. Возвращаясь к нашему примеру с танцовщицей: в какой-то день рождается “тот самый” поворот головы, спустя еще несколько дней мастер меняет положение рук. Так скульптура начинает “жить” еще на бумаге, задолго до своего воплощения в гипсе. Метафорически эти процессы можно сравнить с беременностью, а облечение скульптуры в гипс — это уже “появление на свет” — результат глубокой и серьезной проделанной работы.
Финальный эскиз
Когда ответы на все вопросы найдены, мастер создает финальный эскиз. В нем объединены все детали и изделие изображено с разных сторон. Обычно делают эскиз общего вида в перспективе, а также во фронтальной, горизонтальной и профильной проекции, дополняя по необходимости их местными видами (изображающими отдельные конкретные участки, которые требуют более детальных уточнений). Чем сложнее изделие, тем больше местных видов может потребоваться.
Особенно важны аккуратные и в меру подробные зарисовки, если над проектом работает не один человек, а целая группа. Зарисовки помогут избежать двойных толкований и ошибок при реализации.
Что дальше?
Было бы недопустимым упрощением сказать, что дальше изделие идет в изготовление. Сначала его ожидает пластилиновый или гипсовый прототип в уменьшенной копии. На этом этапе возможно возвращение на шаг назад и доработка эскизов, а затем внесение изменений в прототип или изготовление нового.
Если речь идет не о скульптурных формах, а например, о барельефе, физический макет вполне может быть заменен цифровой моделью. Особенно, если мастер уже много лет работает с гипсом и хорошо понимает, каким будет конечный результат.
Создание эскиза — это серьезная кропотливая работа, которая требует и таланта, и настойчивости. Нередко даже знаменитые скульпторы серьезно работали над эскизами и макетами, а воплощение работы в итоговом варианте могли доверить подмастерьям, так как на этом этапе основная творческая работы была уже завершена.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (283)
- Об архитектуре и дизайне (272)
- О дизайне интерьера (148)
- О ремонте (61)