(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Эстетическое движение в искусстве — искусство ради искусства

Эстетическое движение в искусстве — искусство ради искусства

Это направление в чистом виде просуществовало всего 40 лет — с 1860 по 1900 г. В этот период эстетизм проник во все сферы жизни — от музыки и литературы до дизайна интерьера и моды. Главным его лозунгом стало французское выражение L’art pour l’art — «искусство ради искусства», взятое из романа французского критика Т. Готье «Мадемуазель де Мопен».

Эстетизм привнес новые взгляды и ценности, главные из которых: красота — высшая ценность и единственное предназначение искусства, а поиск красоты в различных ее проявлениях — смысл жизни.

Основоположниками эстетического интеллектуально-художественного движения, созданного в противовес господствующей утилитарной социальной философии, были англичане, и к ним быстро присоединились сторонники из других европейских стран. Можно сказать, что эстетизм прошел по Европе ярко и стремительно, подготовив почву для современного искусства и оставив после себя множество интересных и талантливых работ.

Что такое эстетизм

Эстетизмом называют направление, характерное для постромантической и неоромантической эпохи. Его основная идея — внутренняя ценность искусства, противостоящая полезности произведения. Эстетизм рассматривает искусство как полностью автономную область, ориентированную исключительно на эстетические задачи, и подчеркивает уникальную ценность искусства и удовольствие, получаемое от открытия прекрасных вещей. Это компиляция, состоящая из многих стилей, но основные источники вдохновения здесь — классицизм и японское искусство.

Термин был введен консервативными викторианцами и изначально имел уничижительный смысл, означающий чрезмерное стремление к орнаментации и преувеличенное украшение произведения искусства, часто в ущерб его функциональности. В противовес эстетизму возник морализм. Это аксиологический взгляд, признающий моральное благо в качестве основного детерминанта человеческого поведения.

Направление имело две ветви:

  • Крайний эстетизм. Проповедовал абсолютную автономию искусства, независимость от дидактических, этических, идеологических, познавательных и всех утилитарных ролей.
  • Умеренный подход к эстетизму. Подразумевал поиск красоты во всех проявлениях жизни и особую заботу о форме произведения.

Эстетизм порвал с классической эстетикой, восходящей к античным традициям, основанным на идее неразрывного единства добра и красоты, нравственно-эстетического, физического и духовного. Эстетизм отделил красоту от добра и часто противопоставлял эти понятия. Свобода творческого самовыражения и чувственность, пропагандируемые эстетизмом, привлекали и дразнили многих представителей литературы и искусства, одновременно пугая приверженцев строгих канонов, порядка и власти.

В середине 90-х годов XIX века декаданс сменил символизм, сопровождающийся смещением акцента с чувственности на духовность. Но элементы декаданса и эстетизма — концепция художника как высшего существа, вера в смысл искусства как такового или трактовка искусства как формы религии — нашли свое продолжение в многочисленных авангардных движениях ХХ века.

История эстетического движения

Историки искусства начинают отсчет эстетизма с 60-х годов XIX века. На самом деле можно сказать, что эстетизм зародился не в середине, а в начале XIX века: его история началась с фразы французского философа В. Казина, написавшего, что «красота в природе и в искусстве имеет отношение только к самой себе. Искусство — это не инструмент, у него есть своя цель», что полностью отражает девиз эстетизма «искусство ради искусства».

Ко второй половине XIX века сформировалась настоящая эстетическая религия, признающая, что красота — фундаментальная ценность. По мнению итальянского философа У. Эко, искусство отделилось от морали и практических требований, развилась тенденция задействовать для искусства самые волнительные аспекты жизни: болезнь, грех, смерть, демонизм и др.

В 1851 г. в Гайд-парке (Лондон) состоялась Великая выставка достижений в различных областях науки и творчества, ознаменовавшая поворотный момент для изобразительного искусства. В художественном плане здесь были продемонстрированы в основном работы в викторианском стиле, из новинок можно было увидеть только фотографию. Критики в пух и прах разбили организаторов и авторов. Особенно подчеркивалась сплошная механизация при воплощении творческих идей.

Для талантливых художников такие условия были неприемлемы, поэтому появилась необходимость в контрастном течении. После выставки группа идейных художников начала разрабатывать новое направление, вдохновленное сложными деталями и интенсивными цветами средневекового искусства и дизайна. Так возникло братство прерафаэлитов, просуществовавшее около десяти лет. Часть художников, обратив внимание на творчество Россетти, заложившего основу эстетизма, перешла в его группу.

В 1854 г. британский рынок наводнили товары из Японии, с которыми пришли стилизованные органические мотивы, круглые и геометрические орнаменты. Простота и изящество форм, используемых японскими художниками, скульпторами и гончарами резко контрастировали с викторианскими узорами. Англичане начали скупать японские веера, фарфор, ширмы. В моду вошел мебельный черный японский лак.

Д. Уистлер, Э. Годвин, К. Дрессер и другие известные художники и дизайнеры начали включать японские элементы в свои работы, создав англо-японский стиль.

В 1877 г. открылась передовая галерея Grosvenor, где смогли выставить свои работы Д. Уистлер, А. Мур, Д. Уоттс, Э. Берн-Джонс и другие представители движения. Выставка вызвала большой интерес, так как была новаторской во всем: от наличия электрической подсветки до способа размещения картин — на отдалении друг от друга. Само здание было оформлено ионическими пилястрами с позолоченными капителями, мрамором и шелком.

Критики относились к эстетизму по-разному: большинству нравилась идея отказа в стандартах дизайна от машинного декоративного искусства, но не нравился отказ от социальных миссий. Пример такого подхода — Джон Рескин, позволивший себе раскритиковать выставку Grosvenor. Дело закончилось судом, проигранным критиком, после чего его карьера угасла, так как считалось, что он противник перспективного движения современного искусства.

В 1878 г. художник Ф. Лейтон стал президентом Королевской академии и уравнял права академиков и неакадемиков: их картины демонстрировались на ежегодной весенней выставке. Кроме того, он выдвинул кандидатуры А. Мура и Э. Берн-Джонса для избрания в Академию. Благодаря этому последующее десятилетие прошло под знаком эстетизма.

Представители эстетизма

Эстетизм был частью декадентского движения, объединившего очень известных людей, например писателя Уолтера Патера и американского художника Джеймса Уистлера. Следуя за Бодлером, они отвергали обязанность искусства служить моральным, политическим и религиозным целям и подчеркивали особую важность красоты.

Идеями эстетизма были очарованы такие художники, как Лоуренс Альма-Тадема, Альберт Джозеф Мур, черпавшие вдохновение из древнегреческих и римских произведений искусства.

Представителями эстетизма также были писатель Оскар Уайльд и иллюстратор Обри Бердсли, получивший известность благодаря иллюстрациям к драме «Саломея» Уайльда. Стиль Бердсли был основан на японской графике и живописи Эдварда Берн-Джонса. Бердсли некоторое время был редактором «Желтой книги», публикуя работы многих писателей и художников, связанных с декадансом и модерном.

В стиле эстетизма также творили: Теофиль Готье, Данте Габриэль Россетти, Стефан Жорж Фредерик Лейтон и французские символисты: Шарль Бодлер, Артур Рембо, Поль Верлен, Стефан Малларме.

История эстетического движения

Фото: источник

Ключевые идеи эстетизма

Приверженцы эстетизма отрицали викторианский материализм и современный индустриализм, характеризовавшийся обедненным и штампованным дизайном потребительских товаров, уничижительно называемых ширпотребом. Эстеты прославляли качество, мастерство, индивидуализм художника, допуская даже использование доиндустриальных методов.

Представители эстетизма отказывались вкладывать в свои произведения моральный, социально-практический и политический смысл. Их интересовали цвет, форма и композиция, воспринимаемые на уровне чувств без потребительских эмоций.

От викторианства, прославлявшего пышные формы, помпезность и обилие деталей в декоре, эстетизм отличался приглушенными цветами, геометричностью и простыми линейными формами. Основными источниками вдохновения были средневековые геометрические узоры, картины английских прерафаэлитов (движение во второй половине XIX века), изображающие прекрасных, чувственных рыжеволосых красавиц, и японские мотивы.

Эстеты утверждали, что искусству не нужно ограничиваться живописью, скульптурой и архитектурой, а следует быть частью повседневной жизни. Благодаря этому появились новые уникальные работы в керамике, металлообработке, моде, мебельном производстве и дизайне интерьера.

Чем эстетизм отличается от прерафаэлиты?

Многие любители искусства путают работы, выполненные в стилях эстетики и прерафаэлиты. И это понятно, ведь эстетика была основана на прерафаэлите, а некоторые работы содержат признаки обоих течений, например, рыжеволосые чувственные красотки есть на полотнах обоих направлений. Кроме того, и эстеты, и прерафаэлиты придавали равное значение визуальной композиции произведения.

И все-таки эти направления различаются: работы прерафаэлитов обычно основаны на повествовании, у эстетов же нет сюжетной линии, а упор делается на настроение, цветовую гармонию и мастерство.

Концепции, стили и тенденции эстетизма

  • Живопись. Художники легко реализовывали цель по созданию искусства ради искусства, так как картина, в отличие, например, от литературы, действительно может не выполнять никаких функций, кроме созерцательной. Визуальный язык красок понятен многим и может быть превосходным, вызывая восторг у зрителя. В живописи часто использовались приглушенные краски, японские мотивы, павлины.
  • Музыка. Идеи эстетизма, освобождающие искусство от любых социальных обязательств, поддерживали некоторые викторианские музыканты, например Э. Ханслик, но истинных эстетов, входивших бы в общество официально, среди них не было. И все-таки эстетизм утверждал, что художественное искусство и музыка идентичны, сравнивая ноты с цветами. По их мнению, художник выбирает и группирует оттенки так же, как музыкант формирует аккорды — оба добиваются гармонии.
  • Литература. Вдохновленные эссе У. Патера писатели, в первую очередь О. Уайльд и А. Суинберн, сочиняли чувственные стихи и прозу, пронизанные красивыми, мелодичными предложениями. Уайльд был одним из пионеров нового искусства, утверждая, что искусство — это зеркало, отражающее того, кто смотрит в него, а не жизнь. Ему также принадлежит идея, что «нет моральных или аморальных книг, книги могут быть только хорошо или плохо написаны».
  • Архитектура. Дома и студии, спроектированные эстетами, имели уникальную структурную планировку. Архитекторы и дизайнеры стремились сочетать разные стили, выбирая в них наиболее красивые элементы. Например, отделка дома Ф. Лейтона была основана на восточном и итальянском ренессансе.
  • Дизайн. До эстетического движения дизайнерская работа не считалась искусством, поэтому дизайнеры, участвовавшие в проектах отделки помещений, редко упоминались в соавторах. Но благодаря У. Моррису дизайн обрел легитимность как вид искусства. Известные дизайнеры той эпохи — К. Дрессер, Э. Годвин и сам У. Моррис — создавали мебель и предметы быта. Некоторые дизайнеры создавали собственный бренд, другие работали на производителей и магазины. Самым известным магазином с товарами в эстетическом стиле был Arthur Liberty’s of London, открытый в 1875 г.

Знаковые работы в эстетизме

Джеймс Уистлер «Ноктюрн: синий и золотой — Старый мост Баттерси», 1875. Картина хранится в коллекции Тейт, Великобритания.

На картине изображен старый мост Баттерси на реке Темзе в Лондоне. Зритель видит его в сумерках. Река покрыта туманом. За мостом смутно видны огни зданий и фейерверк. Используя успокаивающую цветовую палитру, мягкую кисть и гармонию форм, художник сумел создать эффект абсолютной безмятежности и романтичности, скрывающий грязь и шум города.

Джеймс Уистлер «Ноктюрн: синий и золотой — Старый мост Баттерси», 1875

Фото: источник

Название «ноктюрн» относится к музыкальной композиции и подчеркивает «тональное» сходство между живописью в эстетическом стиле и музыкой. Эту идею Уистлера подхватил и расширил художник-экспрессионист Василий Кандинский, опиравшийся на корреляцию между цветами и музыкальными нотами.

Данте Габриэль Россетти «Ла Гирландата», 1873. Картина находится в художественной галерее Гилдхолл, Лондон.

La Ghirlandata переводится как «дама, увенчанная гирляндой». Картина стала воплощением любви и красоты.

Первые картины Россетти с его пунктуальным вниманием к деталям и уникальной цветовой гаммой древних итальянцев и фламандцев относились к направлению прерафаэлитов. Эта работа была написана в несколько ином стиле: она более мягкая, чувственная и имеет сбалансированную и практически симметричную композицию. В центре изображена прекрасная рыжеволосая женщина с арфой. Фигура скрыта драпировкой, листвой и цветами. Над головой два ангельских лица.

Данте Габриэль Россетти «Ла Гирландата», 1873

Фото: источник

Моделью для центральной фигуры стала А. Уайлдинг. Ее внешность с большими прекрасными глазами и пухлыми, красиво очерченными губами протестно контрастирует с миниатюрными чертами лица, считающимися эталоном красоты у викторианцев. Нельзя не обратить внимание и на роскошные рыжие волосы, что в викторианской Англии считалось признаком сексуальной распущенности. Благодаря этой картине эстетизм ввел моду на рыжий цвет, получавшийся после окрашивания волос хной.

Джеймс Уистлер «Гармония в синем и золотом: Павлинья комната», 1877. Работа, выполненная на холсте, коже и дереве, выставлена в галерее Фрира, Вашингтон.

Эта работа архитектора Уистлера признана ярким примером эстетизма в дизайне интерьера, благодаря чему дизайн комнаты, выполненной для целей столовой, перешел черту потребительства, переместившись в область изобразительного искусства.

Джеймс Уистлер «Гармония в синем и золотом: Павлинья комната», 1877

Фото: источник

Заказчик работы, Фредерик Лейланд, изначально хотел оформить столовую в классическом стиле, так, чтобы дизайн гармонировал с картиной Уистлера «Принцесса из страны фарфора» и коллекцией синего и белого фарфора. Первый дизайнер заболел, и закончить начатое пригласили самого Уистлера.

Архитектор, работая без эскиза, полностью перепроектировал пространство, покрыл стены бирюзово-голубыми и золотыми фресками, покрасил потолок в золото и украсил его рисунком из синих павлиньих перьев, используя японские мотивы. В итоге получился восхитительный шедевр. Но заказчик был расстроен самовольством, что привело к ссоре из-за денег. В итоге художник вернулся и нарисовал фреску с дерущимися павлинами, назвав работу «Искусство и деньги».

Кристофер Дрессер «Чайник», 1879. Скульптура выполнена из серебра и черного дерева. Находится в музее Виктории и Альберта, Лондон.

На самом деле это не совсем скульптура — чайник можно использовать по назначению.

Эта работа, выполненная в эстетическом стиле с японским уклоном, сделала К. Дрессера одним из самых влиятельных дизайнеров, оформляющих дома для представителей среднего класса. Его художественная манера стала модной, так как соединяла промышленный дизайн, от которого уже было сложно отказаться, и новые веяния — отказ от избитых и надоевших форм.

Кристофер Дрессер «Чайник», 1879

Фото: источник

Искусствоведы описывают Дрессера как «человека, нашедшего новые способы проектирования для производства, понимающего свойства материалов и процессы производства и блестяще адаптировавшего к ним свои проекты и эстетику».

Сам же Дрессер говорил о своих работах так: «Давайте иметь полезные предметы, но пусть они будут и красивыми».

Эдвард Берн-Джонс «Золотая лестница», 1880. Работу можно увидеть в коллекции Тейт, Великобритания.

Эта картина английского живописца и иллюстратора Берн-Джонса полностью соответствует идеалам эстетизма, хотя художника нельзя назвать абсолютным приверженцем этого направления, так как многие его работы содержат повествовательный и моральный подтекст. «Золотая лестница» не имеет литературного источника.

Эдвард Берн-Джонс «Золотая лестница», 1880

Фото: источник

Высокие, стройные женщины, спускающиеся по золотой лестнице, одеты в золотые платья, украшенные декоративными деталями, привлекающими взгляд, но не перегружающими картину. Каждая несет музыкальный инструмент, намекая на музыкальные гаммы. Об этом говорит и первое название картины — «Музыка на лестнице».

Берн-Джонс примирил прерафаэлитизм и эстетизм, создавая работы, подпадающие под оба направления.

Альберт Мур «Чтение вслух», 1884. Картину можно увидеть в художественной галерее Келвингроув, Глазго.

На картинах А. Мура часто изображены женщины в классических драпированных платьях в моменты досуга. В этой работе две женщины внимательно слушают подругу, читающую книгу. Атмосфера на картине соответствует викторианским понятиям о порядочности. Но сцена не имеет подтекста и носит исключительно декоративный характер.

Альберт Мур «Чтение вслух», 1884

Фото: источник

Картина очень напоминает древние скульптурные композиции, но не имеет реального источника и не изображает статуи в прямом смысле, благодаря чему классицизм здесь связан с эстетизмом.

Уильям де Морган «Павлин», 1888. Керамическое глазурованное блюдо. Хранится в Бирмингемском музее, Великобритания.

На большом блюде изображен красивый павлин с распущенным хвостом на фоне растительной композиции. Перья павлина уложены по изгибу тарелки. Павлин — ключевой мотив в эстетизме и символ выразительной внешности эстетов.

Уильям де Морган «Павлин», 1888

Фото: источник

Благодаря керамическим работам, среди которых блюдо «Павлин» одно из самых известных, Морган возродил средневековую технику глазури и помог возвести декоративное искусство в ранг изобразительного.

Лорд Фредерик Лейтон «Ванна Психеи», 1890. Картина находится в коллекции Тейт, Великобритания.

Эта картина была изготовлена в виде панно, для комнаты, и имела нестандартный, очень узкий размер, позволяющий найти гармонию между архитектурой и изображением. На ней Ф. Лейтон изобразил легендарную Психею в позе древнегреческой скульптуры Венеры. Женщина раздевается перед купанием и любуется своим отражением в воде. Зеркальное отражение делает акцент на оценке идеальной красоты, свойственной эстетизму.

Лорд Фредерик Лейтон «Ванна Психеи», 1890

Фото: источник

Лейтон, написав Психею, возродил жанр обнаженной натуры, давно забытый в викторианской Англии, чем вызвал возмущение и горячие дебаты в кругах приверженцев добропорядочности. Обнаженные фигуры также подвергались критике за их сходство с реальными женщинами и кожу неестественно воскового цвета.

Фредерик Лейтон и Джордж Эйтчисон «Лейтон Хаус», 1895. Здание расположено в Холланд-парке Роуд, Лондон.

Этот дом-студия был построен для Ф. Лейтона в лондонском районе Челси. Сначала здание имело меньшие размеры и элегантный классический фасад. Затем дом полностью перестроили, получив уникальное здание, ставшее венцом эстетической архитектуры и дизайна в стиле эстетизма.

Фредерик Лейтон и Джордж Эйтчисон «Лейтон Хаус», 1895

Фото: источник

В доме обустроен двухэтажный «Арабский зал», оформленный по примеру сицилийского дворца Циса, где размещена коллекция плитки, керамики и ковров, приобретенных во время путешествий на Восток. Купол из сусального золота обрамлен мозаичным фризом. Еще одна достопримечательность — Шелковая комната, оформленная в итальянском стиле с классическим фризом и менестрелями. В ней разместилась картинная галерея с работами Лейтона, Милле и Сарджента.

Универмаг Liberty of London — Халат, 1897. Выставлен в музее Виктории и Альберта, Лондон.

Длинный халат из парчи с шелково-атласной вставкой и дутыми рукавами напоминает средневековую одежду, не походившую на модные викторианские корсеты. Это было изделие, разработанное одним из первых универмагов, рассчитывающих заполучить в покупатели эстетов. Модель бойко раскупалась — и свободный стиль быстро вошел в моду, закрепившись на несколько десятилетий.

Универмаг Liberty of London — Халат, 1897

Фото: источник

Итоги эстетического движения

Хотя эстетизм был популярен, он стал предметом насмешек: на эту тему писались пьесы, оперы и даже снимались мультфильмы. Развитие направления остановилось из-за отсутствия единой философии в рядах членов движения. В итоге художники обратили внимание на другие направления, а производители стали улучшать эстетику бытовых предметов, благодаря чему появилось много красивой мебели и утвари.

О. Уайльд и О. Бердсли противостояли викторианскому обществу, и их декадентское движение стало ассоциироваться с безнравственностью и половой распущенностью. Это снизило популярность эстетизма. В противовес эстетизму возник морализм. Это аксиологический взгляд, признающий моральное благо в качестве основного детерминанта человеческого поведения. В то время как эстетизм настаивал на неуместности включения моральных категорий в оценку искусства, поскольку искусство следует оценивать исключительно на основе эстетических стандартов, морализм настаивал на том, что эстетическую ценность произведений искусства нужно определять их моральной ценностью.

Но все равно движение заняло свое место в истории искусства, ведь «дети за родителей не отвечают». Идея, что искусство имеет свою собственную внутреннюю ценность, освободила его от обязанности иметь моральный или исторический смысл. Отказ от исторических или мифологических источников стал жизненно важной вехой для современных художников.

Концепция свободы самовыражения в сочетании со стремлением исследовать формальные аспекты живописи достигла кульминации в абстрактном экспрессионистском движении и продолжает оставаться основой творчества для многих современных художников.

Ответы эстетизма на многие вопросы не были абсолютными и были приняты миром как открытые предложения. Однако, несмотря на исчезновение движения, работы эстетов до сих пор вызывают острые и яркие переживания. Благодаря этому искусство может влиять на облик человеческой жизни даже сильнее, чем конкретная нравственная система, и это то, что обеспечило бессмертие эстетизму.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96