Что такое пальметта – эволюция гипсового пальмового листа
Пальметтами называются стилизованные изображения, напоминающие лист пальмы или цветок с удлиненными лепестками.
С древности ими украшали капители колонн, карнизы, кронштейны, мебель, керамику, одежду и даже рыцарские щиты. Такой декор может быть прямым, изогнутым, повернутым в профиль, украшенным завитками. Стиль пальметты за время ее существования многократно трансформировался, но элемент не потерял своей актуальности. И сейчас он очень популярен.
Древнеегипетские пальметты
Ученые считают местом рождения такого изображения Древний Египет. Первоначально это был растительный мотив, напоминающий лист или цветок, но в период слияния царств Верхнего и Нижнего Египта он стал листом пальмы – знаком единства. Считалось, что это растение связано с жизнью, смертью, физическим, метафорическим, духовным возрождением и символизирует соединение Земли и Солнца.
Пальметты помещали над дверными проемами, арками, на зеркалах, сочетали со стилизованным изображением солнечного диска – символом бога Ра, цветочными орнаментами и свитками. Фрагменты лепных фрагментов с египетскими пальметтами хранятся в Британском музее Англии и Метрополитен-музее Нью-Йорка.
Пальметты в Месопотамии
Жители области между Тигром и Евфратом переняли этот орнамент у египтян. Здесь найдены старые пальметты, напоминающие цветы лотоса. Лотосовидный элемент считался символом богини Иштар — неоднозначного мифического персонажа – одновременно богини Любви, плодородия, символа войны и распрей. В этом регионе, как и в Египте, пальму считали связующим звеном между Землей и небом, поэтому пальметты имели длинные перистые листья, напоминающие солнечные лучи, которые венчали звезды. Такие изображения можно увидеть на капителях колонн малоазиатских зданий.
В исламских странах не разрешается изображать людей и животных, поскольку это считается идолопоклонничеством. Поэтому, чтобы стены мечетей и домов не оставались пустыми, их заполняли растительным орнаментом, в том числе с использованием пальметт.
В передней Азии была популярна разновидность этого изображения, называемая «восточным огурцом». Декор представляет собой овал, заполненный мелким рисунком, с загнутой заостренной вершиной. «Восточный огурец» и сейчас – популярный ориентальный узор.
Греческие пальметты
Из Египта изображение пальметты распространилось по всему Средиземноморью. Греки упростили пальмовый лист, который посчитали громоздким – уменьшили, добавили завитки в виде виноградных «усов», придали воздушности. Получилось ажурное изображение, которое вначале использовали, как восточный мотив в керамике, а позже распространили на архитектуру.
Фото: источник
Греки называли пальметту «гимном», от слова «цветок», украшали ей стелы, колонны, карнизы зданий, арки, дверные проемы и даже изображали на надгробиях. Такой орнамент сохранился на греческих храмах Эрехтея, Гефеста, Аполлона, и на Парфеноне.
Римские пальметты
Из Греции дизайн пальметты – гимна, распространился в Рим. Римляне по-своему модернизировали мотив, добавив к нему венки и гирлянды. Появились новые узоры, созданные на основе классической ветви пальмы – вертикально разделенная полупальметта и веер из пальмовых листьев, напоминающий мужское или женское лицо. Изображение ассоциировалось с крыльями богини победы Ники, поэтому его часто изображали на надгробиях павших воинов.
Пальметта как символ христианства
В Средние века пальметты широко использовалась для украшения храмов. Лист пальмы имел несколько христианских знаний:
- Ассоциировался со входом Господнем в Иерусалим.
- Служил символом победы жизни над грехами, смертью и знаком, указывающим на принадлежность к Царствию Небесному.
- Олицетворял Благовещение, непорочность и чистоту.
- Поэтому рисунок пальмовых ветвей часто помещали на гербы и щиты. Появилась видоизмененная пальметта – геральдическая лилия или флер-де-лис, в виде перевязанного листа.
В готической архитектуре широко использовались различные типы пальметт, которыми украшали храмы. Как и все архитектурные элементы того времени, листья пальмы стали длинными, узкими, устремленными вверх, потеряли завитки и другие дополнительные украшения. Пальметты часто сочетали с ветками, розетками, другими элементами, поэтому их иногда сложно узнать. Такие изображения есть на сводчатых потолках Вестминстерского аббатства, в Соборе церкви Святой Елизаветы в Марбурге, Церкви Марии в Любеке.
Фото: источник
- a, b — греческие
- c — римские
- d — византийские
- e — период Ренессанса
- f — период Барокко
- g — ампир
Пальметты в период Ренессанса
В этот период пальметта снова стала модной. В лепном декоре того времени часто встречаются ее изображения, похожие на традиционные античные гимны или флер-де-лис. Например, потолок в виде крупных пальметт можно увидеть в адском аббатстве в Великобритании. Со временем рисунок видоизменился и стал похожим на раковины, внутри которых помещали изображения Христа, Богородицы и святых. Пальметты в форме раковин нередко были центральным элементами картушей.
Пальметты в более поздние годы
С приходом барокко и рококо эти элементы стали пышными, с большим количеством завитков. Варианты, напоминающие раковину, входили в состав рокайля – основного украшения в стиле рококо. Старинные элементы декора с пальметтами такого типа можно увидеть в Лувре.
С приходом неоклассицизма эти элементы потеряли пышность, стали более лаконичными, но не утратили популярности. И сейчас они в тренде. Стилизованными листьями пальмы украшают даже короны монархов, например, они есть в тиаре шведских королей. Сейчас каждый может позволить себе немного королевской красоты – для этого нужно украсить дом лепниной с таким декором, заказанной в гипсовой мастерской.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)