(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Неизвестные факты о жизни выдающихся русских скульпторов

Неизвестные факты о жизни выдающихся русских скульпторов

Выдающиеся русские скульпторы внесли весомый вклад в мировое художественное искусство. Судьба многих наших соотечественников на этом поприще была непростой. Приведем несколько интересных фактов о жизни известных русских скульпторов, которые вы, скорее всего, не знали.

Марк Антокольский и император на антресолях

Марк Антокольский родился в небогатой еврейской семье в городе Вильне и был одним из восьмерых детей простого трактирщика. Будучи людьми религиозными, родители приучали детей к труду. В связи со страстной тягой сына к рисованию, они отдали его в помощники к резчику по дереву, где мальчик мог реализовать свой художественный талант. Благодаря работам будущего скульптора и художника, об одаренном юноше узнала супруга виленского генерал-губернатора. Женщина увлекалась искусством и высоко оценила работы мальчика. Именно по ее ходатайству Марк Антокольский был принят на обучение в Академию художеств.

В авторитетном учебном заведении талант парня разглядели не сразу. Довольно долго преподаватели откровенно не принимали и «задвигали» работы молодого небогатого юноши. Когда Марк начал трудиться над скульптурой великого и ужасного Ивана Грозного, к его намерениям никто не отнесся серьезно. Парню с трудом удалось выбить небольшую каморку в старом чердачном помещении для работы над каменным изваянием царя.

До сих пор неизвестно, как молодому недооцененному скульптору удалось пригласить в свою каморку президента Академии художеств – великую княгиню Марию Николаевну. Ей настолько понравилась величественная скульптура Ивана Грозного, восседающего на троне, что она рассказала о ней своему брату императору Александру II. Император захотел лично взглянуть на работу молодого мастера, для чего решил посетить Академию художеств.

Понимая, что император намерен приехать специально ради работы Марка Антокольского, сотрудники Академии не могли допустить, чтобы великий император вынужден был забраться на чердак. Они попытались перенести тяжелую каменную скульптуру в торжественный зал, но не смогли сдвинуть ее с места. В результате специально ради визита Александра II отремонтировали и покрыли коврами лестницы на чердак, провели газовое освещение и отреставрировали каморку скульптора. Такой интерес императорских особ к работам Марка Антокольского стал для скульптора «путевкой в жизнь».

Федот Шубин – путь от истопника до кума императрицы Екатерины Великой

Самый именитый русский мастер скульптуры XVIII века Федот Шубин специализировался на создании бюстов и скульптурных портретов. Кроме создания портретных работ, Шубин нередко выступал в качестве декоратора роскошных особняков и дворцов знатных семей, в том числе и императорской династии. Он был настолько приближен к царской семье, что считался близким другом императрицы Екатерины Великой. Она даже крестила его дочь, что подчеркивает близкие покровительские отношения между императрицей и придворным скульптором.

Федот Шубин – путь от истопника до кума императрицы Екатерины Великой
Фото: источник

Выдающиеся достижения, дворянский титул, богатство и успех – ассоциации, которые всегда сопровождают ареол знаменитого художника, приближенного к самой императрице. Однако мало кто знает, что так было не всегда. Федот Шубин родился в маленькой деревне Архангелогородской губернии в семье простого крестьянина.

Его путь к успеху можно сравнить с дорогой знаменитого земляка Михаила Васильевича Ломоносова. До Петербурга будущий любимый скульптор императрицы добрался с рыбным обозом, привезя с собой первые работы резьбы по дереву и кости. Благодаря судьбоносной встрече с земляком, был устроен в царский дворец истопником. Там ему удалось показать свои работы одному из придворных слуг. Слава о талантливом истопнике донеслась до знатных особ и фрейлин, что и стало решающим поворотом в жизни выдающегося русского скульптора.

Молодой Федот Шубин поступил на учебу в Академию художеств, которую закончил с отличием и аттестатом 1-й степени. Это позволило ему получить статус личного дворянства. Так наша страна получила знаменитого, признанного в мире мастера портретной скульптуры.

Федор Гордеев – как скотник стал ректором

Еще один знаменитый деятель искусств нашей страны XVIII века Федор Гордеев преодолел сложный социальный путь к успеху и признанию. Гордеев родился в семье скотника, пребывающего на службе в дворцовой Сарской мызе (Царское Село). Талант будущего мастера заметили еще в подростковом возрасте. Благодаря упорству и настойчивости юному дарованию удалось поступить на учебу в Академию художеств.

Уже через несколько лет Гордеев продолжил образование в Париже и Риме, а вернувшись на Родину, получил профессорскую степень и занял высочайшую должность ректора Академии художеств. Так простой мальчик, сын скотника, стал одним из самых выдающихся деятелей культуры и искусства своей эпохи.

Как скульптор Федор Гордеев славится своими реалистичными работами в стиле барокко с элементами популярного в то время классицизма. Скульптурам Федора Гордеева свойственны простота и выдержанность. Также Гордеев вошел в историю как мастер рельефа. Им были созданы барельефы для декорирования фасадов и интерьеров Останкинского дворца и Казанского собора.

Фёдор Петрович Толстой и позор семьи

Выдающийся русский художник и скульптор Фёдор Петрович Толстой родился в знатной семье графа Петра Андреевича Толстого. Его великие родственники были покорителями морей, адмиралами и принимали участие во многих войнах Российской Империи. В результате Фёдору Петровичу не оставили выбора, кроме как пройти обучение в Полоцком иезуитском коллегиуме и Морском кадетском корпусе. Молодой кадет даже получил должность адъютанта министра морских сил вице-адмирала Чичагова.

Фёдор Петрович Толстой
Фото: источник

Родные были уверены, что Фёдор Петрович скоро дослужится до адмиральского звания и продолжит семейные традиции. Однако этого не произошло. В 1804 году перспективный адъютант подал в отставку и начал карьеру художника и скульптора, поступив в Академию художеств. Скульптуре он обучался у И.П. Прокофьева, что позволило ему достичь невероятных успехов в искусстве и заслужить звание самого утонченного скульптора эпохи ампира.

При этом, несмотря на успех и талант Фёдора Петровича, его родственники до конца дней мастера считали его выбор в пользу художества позором для семьи.

Иван Мартос – свадьба после пощечины

Знаменитый скульптор эпохи классицизма Иван Мартос родился в местечке Ичня Черниговской губернии (Украина) в семье разорившегося помещика. Семья жила небогато, но родители сделали все, чтобы отправить сына на учебу в Петербургскую академию художеств. Будучи одним из лучших студентов, после окончания учебного заведения Мартос был направлен на пять лет в Рим для продолжения обучения. Это позволило скульптору достичь невероятных высот в карьере.

Иван Мартос создал множество памятников и портретных работ для частных коллекций. Он заработал славу и богатство и прожил долгую счастливую жизнь. На старости лет Мартос остался вдовцом, будучи отцом восьми взрослых детей. В пожилом возрасте скульптор был склонен к благотворительности и меценатству. Он содержал множество своих бедных родственников и разорившихся соотечественников.

Одной из таких дальних родственниц была бедная девица Авдотья Спиридонова. Она проживала в доме у скульптора и подвергалась различным моральным унижениям со стороны его дочерей. Однажды одна из дочек Мартоса перешла все границы приличия и дала Авдотье пощечину, на что рассерженный отец совершил оригинальный поступок. Он не позволил расстроенной девушке покинуть дом, на глазах своих дочерей сделав ей предложение руки и сердца. Так пощечина дочки обеспечила позднее счастье скульптора.

Пётр Клодт – несостоявшаяся свадьба

Петр Карлович Клодт родился в знатной баронской семье, которая тем не менее жила небогато. Почти все его предки посвятили свою жизнь военной карьере. Прапрадед воевал в Северной войне и был генерал-майором шведской армии. Отец же будущего скульптора получил звание боевого генерала во время Отечественной войны 1812 года. Сыну была уготована та же судьба, и Петра отправили учиться в войсковое казачье училище.

Все свое свободное время молодой Пётр Клодт посвящал художественному искусству, посещая классные занятия выдающихся современников. При этом большая часть знаний, навыков и наработок была получена им самостоятельно. В возрасте 23 лет Клодт бросает училище и оставляет военную карьеру ради профессии скульптора.

Оставив службу, молодой художник и скульптор живет в крайней нужде. Он снимает небольшой подвал, в котором работает в жанре анималистической скульптуры. Страсть скульптора – рисунки и изваяния лошадей. Он даже заводил их в свой подвал для работы с натуры.

Пётр Клодт – несостоявшаяся свадьба
Фото: источник

В этот период он влюбляется в дочь своего учителя Ивана Мартоса, которая была рождена от того самого брака с Авдотьей Спиридоновой. Мартоса на тот момент уже не было в живых, поэтому Клодт отправился просить руки к его вдове. Но Авдотья решительно отказала молодому человеку, мотивируя это тем, что ее дочь, привыкшая жить в роскоши, не справится с нищетой и лишениями. При этом она добавила, что девушка слишком избалована и не приучена к труду, в отличие от их племянницы Улиньки.

Разочарованный отказом Клодт, чтобы досадить несостоявшейся невесте, немедленно попросил руки этой Ульяны и в скором времени женился на ней. Через некоторое время к нему пришел оглушительный успех, известность и богатство. Ходили слухи, что таким образом Пётр Клодт, кроме всего прочего, пытался доказать Авдотье Спиридоновой, как сильно она ошибалась. Вершиной карьеры Клодта стал проект Аничкова моста, для которого скульптор создал четыре выдающиеся композиции с лошадьми. Его работы сегодня представлены не только в России, но и в Германии, Франции и других европейских странах.

Анна Голубкина – сумасшествие Родена

Анна Семёновна Голубкина – первая женщина в России, ставшая знаменитым скульптором. Анна Семёновна родилась в семье мещан-староверов. В возрасте 20 лет девушка уехала на обучение в Москву, где активно посещала классы изящных искусств и познакомилась со своим первым наставником Волнухиным.

Дальнейшая судьба первой русской женщины скульптора сложилась как остросюжетный фильм. Анна Голубкина отправилась в Петербург, а затем и в Париж. Переломным моментом в жизни девушки стала встреча с великим Роденом. Заняв место Камиллы Клодель, она становится личной ассистенткой Огюста Родена и совместно с ним работает над скульптурными шедеврами великого гения. Ей мастер доверял работу над руками и ногами своих скульптур.

В Париже Голубкина создает свои знаменитые работы «Старость», «Огонь» и «Туман». Однако вернувшись в Россию и приступив к преподавательской деятельности, у женщины стали отмечаться странности и неустойчивое психическое состояние. Скульптор неоднократно лежала в клинике профессора Корсакова и других психиатрических лечебницах. Это особенно интересный факт, учитывая, что первая ученица Родена Камилла Клодель также страдала шизофренией и умерла взаперти.

Советский скульптор и профессор Преображенский

Еще одна знаменитая женщина скульптор в нашей стране – советский мастер Вера Мухина. Вера Игнатьевна работала в жанре монументальной скульптуры и стала автором многих городских достопримечательностей Советского Союза. Самая прославленная работа Мухиной – 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница». Работа произвела фурор в Париже на Всемирной выставке 1937 года и принесла успех и карьерный рост автору.

Советский скульптор и профессор Преображенский
Фото: источник

Гораздо сложнее все складывалось в личной жизни скульптора. Ее супруг – блистательный профессор медицины Алексей Замков – считается прообразом персонажа Булгакова профессора Преображенского. Однако, в отличие от книжного персонажа, судьба реального профессора была омрачена постоянными преследованиями со стороны властей. Он два раза восходил на олимп советской медицины, признавался светилом и величайшим ученым и оба раза был свергнут оттуда безжалостным режимом.

Первый раз Алексея Замкова осудили на три года с конфискацией, а во-второй раз сердце ученого не выдержало и он умер от инфаркта, не дождавшись нового ареста. На его могиле супруга установила надгробие, созданное собственноручно с надписью «Я сделал для людей все, что мог».

Великие российские скульпторы проходили такие разные, но всегда непростые пути к славе и признанию. Тем не менее отечественные мастера внесли свой незаменимый вклад в мировое скульптурное достояние и подарили миру величайшие работы, ныне установленные в разных странах.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696