Фонтан Претория: шедевр лепного и скульптурного искусства или «Фонтан Позора»
Преторианский фонтан (с итальянского Фонтан Претория) – самый величественный и монументальный фонтан Палермо. Он расположен в самом сердце исторического центра города и представляет собой важнейшую достопримечательность Пьяцца Претория. Фонтан был построен Франческо Камильяни в городе Флоренции в 1554 году, но впоследствии был перенесен в Палермо в 1574 году. Скульптор считается одним из самых талантливых тосканских мастеров художественного искусства и получил всемирную популярность именно благодаря созданию уникального Преторианского фонтана.
История создания лепного шедевра
Самый интересный факт из истории фонтана – его флорентийское происхождение. Фонтан был создан для сада дон Луиджи де Толедо во Флоренции. Раньше земля сада принадлежала монахиням Сан-Доменико аль-Маглио и была получена ими после большого давления в 1551 году. Впоследствии в 1584 году на этом участке был построен Палаццо-ди-Сан-Клементе. Создание этого необычного сада без дворцов и фонтана было поручено флорентийскому скульптору Франческо Камильяни, ученику Баччо Бандинелли.
Работа над созданием уникального скульптурного шедевра была начата в 1554 году. Фонтан включал 48 статуй и был окружен длинной беседкой, образованной 90 колоннами из дерева, разработанными Бартоломео Амманати. Джорджо Вазари назвал фонтан: «fonte stupendissima che non ha pari in Fiorenza nè forse in Italia» («чудесный фонтан, который не имеет аналогов во Флоренции и, возможно, во всей Италии»).
Переезд в Палермо стал переломным моментом в истории великолепного фонтана, хоть и был связан с прозаическими обстоятельствами. В 1573 году задолженность Луиджи де Толедо по долговым обязательствам (брат бывшего вице-короля Сицилии Гарсиа де Толедо) стала настолько большой, что он оказался на грани переезда в Неаполь. В стремлении погасить часть долгов, продал фонтан в город Палермо. Фактически Сенат Палермо решил купить скульптурную композицию, чтобы разместить ее на площади перед Палаццо Преторио.
Фото: источник
26 мая 1574 года фонтан прибыл в Палермо. Для его транспортировки композиция была разобрана на 644 отдельных элемента. Затем, чтобы освободить место для фонтана, несколько зданий в Палермо были снесены. Однако фонтан прибыл в Палермо не в том виде, в котором мы можем видеть его сегодня. Некоторые скульптуры были повреждены во время транспортировки, а другие, скорее всего, были удержаны Луиджи де Толедо. Историки и искусствоведы считают, что отдельные статуи композиции позднее были размещены в музее Флоренции Барджелло и в Неаполе, а затем и в саду Абадии, в испанском городе Касерес.
В связи с отсутствием некоторых статуй и повреждением части конструкции, перед итоговой установкой фонтана в Палермо потребовалась работа по восстановлению и дополнению скульптурной композиции. Работы по сборке и реставрации фонтана были доверены Камилло Камильяни, родному сыну автора Франческо Камильяни. В 1581 году он завершил работу с помощью Микеланджело Начерино.
Художественная ценность фонтана
Эстетика фонтана великолепна и демонстрирует смотрителю лучшие проявления скульптурного искусства эпохи Возрождения. Основная творческая задумка автора заключается в создании нескольких бассейнов разного размера, которые сообщаются между собой и обеспечивают движение воды.
Фото: источник
Декоративная часть фонтана, как уже упоминалось ранее, представлена 48 статуями. Интересно, что автор работы Франческо Камильяни сумел гармонично сочетать в одной работе фигуры божественных нимф, мифологических персонажей, животных и даже, по предположению некоторых искусствоведов, реальных современников. Композиция не посвящена какому-либо конкретному сюжету и скорее призвана демонстрировать красоту и природную эстетику тела человека. Все значимые элементы фонтана изображены полностью обнаженными, что позволяет оценить мельчайшие анатомические и физиологические аспекты строения тела человека. Скульптуры Франческо Камильяни отличаются уникальной реалистичностью и динамикой, что сумел передать в своей работе и его выдающийся сын.
Интересно, что современная скульптурная композиция фонтана Претория дополнена несколькими статуями одетых людей. Относительно этих скульптур искусствоведы со всего мира до сих пор ведут споры, пытаясь выяснить авторство и значение статуй в одежде. Несмотря на то что эстетически такие скульптуры гармонично вписались в композицию фонтана, большинство экспертов считают, что они не принадлежат руке Франческо Камильяни и его сына. Логичное объяснение появлению этих статуй связывают с тем периодом, когда фонтан приобрел «дурную славу».
Фонтан Позора – срам или коррупция!
Великолепная красота фонтана с обнаженными фигурами, которая восхищала современников Франческо Камильяни, в XVIII – XIX вв. сыграла с ним злую шутку. С изменением моральных принципов и устоев в обществе, гражданское общество Палермо стало осуждать откровенность, с которой скульптор продемонстрировал анатомию тела человека. В обществе звучали призывы демонтировать фонтан или одеть статуи. В этот период фонтан стали часто называть не очень лестным названием «Фонтан Позора», что сохранилось и до наших дней. Некоторые знаменитые историки и искусствоведы до сих пор считают, что именно в этот временной период скульптурная композиция фонтана была дополнена одетыми скульптурами, чтобы как-то снизить возмущение «блюстителей морали».
Существует также вторая, не столь очевидная, версия появления неприятного названия фонтана и площади, на которой он расположен. Некоторые историки считают, что термины «Площадь Позора» и «Фонтан Позора» носили скорее оскорбительный характер в адрес коррумпированного муниципалитета Палермо, рядом с которым и располагались площадь и фонтан.
В 1998 году началось масштабное восстановление фонтана, которое полностью завершилось только спустя 5 лет в 2003 году. Сегодня скульптурный фонтан Претория стал настоящим туристическим центром Палермо, привлекающим тысячи туристов каждый год.
источник обложки
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность