Фризы Парфенона
Парфенон – одно из самых известных сооружений Древнего мира, посвященное богине Афине. Здание, возвышающееся на афинском Акрополе, служит напоминанием о прошлых временах.
Раньше величественный храм выглядел по-другому — его стены были богато декорированы лепными элементами – фризами, по мнению целого ряда ученых, раскрашенными в яркие цвета. К сожалению, большая часть декора утрачена или разбросана по миру, а следы величественной, богато украшенной статуи Афины, некогда стоявшей там, затерялись во времени.
Храм без алтаря
Парфенон был построен между 447 и 432 годами до нашей эры на средства Делосской лиги – группы городов-государств, лояльных к Афинам и фактически полностью находящихся под их военным и политическим контролем. Это памятник торжества империи и ее могущества. Хотя в здании находилась статуя Афины, в Парфеноне не было ни жриц, ни алтаря для жертвоприношений. Храм параллельно служил сокровищницей и административным зданием.
Храмовые стены украшала скульптурная композиция из орнаментальных фриз. На барельефах было изображено 378 фигур людей, богов и не менее 220 животных, в основном лошадей. В центре находилась гигантская статуя Афины, сделанная из хризоэлефантина, тонны золота и слоновой кости.
Этому храму выпала тяжелая судьба. В 296 до н. э., Афинский военачальник Лахар разграбил Парфенон, вынес оттуда всё золото, в том числе снял золотые элементы со статуи Афины. Позже он был убит, но украденный золотой декор до сих пор не найден. Ученые считают, что Лахар успел отчеканить из него монеты. Одна такая монета, датируемая 295 г до н. э., в 2015 году ушла с аукциона за 260.000 долларов – в четыре раза дороже стартовой цены.
В 429 г. н. э., когда Парфенон был превращен в христианский храм, исчезла и скульптура Афины – по одной из версий она была отправлена в Константинополь. В 1458 году Афины были завоеваны турками, а Парфенон превращен в мечеть. Турецкие завоеватели закрасили христианские изображения, сняли инкрустацию с главных дверей, а барельефы и роспись покрыли белилами.
В 1687 году город пытались захватить венецианцы. Они выстрелили из пушек по Парфенону, внутри которого находился турецкий пороховой склад, и здание превратилось в руины. В ходе последующих венецианско-турецких войн в Парфенон угодило примерно 700 ядер. Центральная часть здания была разрушена, пострадали 28 колонн со скульптурными фризами, завалилась крыша. Остался только западный фронтон. В XIX веке часть фризов вывезли в Англию. Сейчас в Афинах осталось только 40 лепных элементов, остальные находятся в Британском музее.
Панафинейская процессия
Парфенон по периметру был украшен фризами и рельефными изображениями. Это было редкостью, обычно греки размещали украшения только на фронтальной части зданий. Скульптурные изображения (метопы) чередовались с триглифами – каменными плитами с вертикальными вырезами.
По периметру храма была изображена Панафинейская процессия, проводимая каждый июнь в честь богини Афины. На фризах всадники и пешие жители несли в дар богине мед, яства и ценности. Это было традицией – Александр Великий принес в дар божеству 300 доспехов побеждённых персидских воинов и 14 щитов.
Марафонские воины
На фризах изображены всадники, сражавшиеся в Марафонской битве между персами и греками. Но по мнению ученых, это были не простые воины. В греческой мифологии у каждого героя есть смертный и божественный родитель, поэтому скачущие всадники полубоги-полугерои, погибшие в сражении.
Воины символически идут навстречу собственной смерти и последующей героизации. В пользу этой версии говорит возраст персонажей – воины изображены молодыми, а настоящий афинский солдат начинал свою карьеру в 18 лет, и не уезжал сражаться за границу до двадцатилетия. Здесь автор прибегнул к аллегории – воины, погибшие в бою, оставались вечно молодыми и приравнивались к божествам.
Смертные и боги
Восточная сторона фриза изображает кульминацию процессии – жители приближаются к божествам. Женщины, изображенные на фризе – это религиозные служительницы, несущие дары, и мастерицы, соткавшие новый плащ для Афины Парфенос. Для создания пеплоса – плаща Афины выбирались эргастины – представительницы афинской элиты. Это считалось большой честью.
Вслед за Эргастинами шли герои – представители десяти знатных голосующих родов. Согласно легенде, правитель-реформатор Клисфен, устанавливавший демократию в 508 г. до н. э., отправил имена ста претендентов на участие в голосованиях Оракулу в Дельфах. Оракул выбрал десятерых, каждый из которых должен был представлять определенный род. Это считалось символом демократии. Герои достигли почти мифического статуса, поскольку помещены рядом с двенадцатью афинскими богами и богинями.
Божества на фризах отличаются от смертных только размером – они вдвое крупнее. Это олицетворяет силу, величие и напоминает, что божества всеведущи и все контролируют. На фризах изображены основные древнегреческие боги – Зевс, Гера, Аполлон, восседающий рядом с Посейдоном.
По другую сторону Аполлона сидит Артемида – его сестра. Аполлон здесь безбородый и молодой, а его выражение лица такое же, как у всадников конной процессии. Ученые считают, что это сходство создает дополнительную связь между всадниками, идущими на смерть, и идеей божественности.
Место фризам – на Парфеноне
В XIX веке англичанин Лорд Элгин вывез в Великобританию часть фризов, которые сейчас хранятся в Британском музее. В Англию также были отправлены 12 скульптур, орнаментальные плиты и фрагменты фронтона храма. Всего было передано 50% украшений.
С тех пор Греция неоднократно требовала вернуть части архитектурного комплекса, признанного наследием ЮНЕСКО, но пока результатов нет. В Лондоне отказывают, ссылаясь на юридическую законность приобретения исторических ценностей. Англичане аргументируют свое решение, тем, что экспонаты находятся в безопасности и доступны всем желающим их посмотреть. Но греки справедливо считают, что настоящее место для них – в музее Акрополя, открытом в 2009 году. Это не первый случай захвата британцами чужих исторических ценностей. Возможно, со временем фризы вернут на родину, но пока туристы могут любоваться только фрагментами, оставшимися на старинных руинах.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность