(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Генри Мур – гений гипсового искусства

Генри Мур – гений гипсового искусства

В скульптуре гипс часто рассматривается как средство для создания первичной модели, по которой далее изготавливают более прочные работы из камня или металла. Тем не менее, именно этот податливый и пластичный материал позволяет мастеру действительно творить.

Один из признанных мастеров гипсового искусства Генри Мур создавал свои скульптуры и лепные композиции из гипса, как завершенные произведения. Он считал, что только работа, созданная непосредственно руками автора, сохраняет его энергию. Именно поэтому гипсовая лепнина и скульптура были приоритетными направлениями его творчества.

Загадочный и мудрый Генри Мур

Генри Мур (30 июля 1898 — 31 августа 1986) – английский художник и скульптор, работы которого эксперты относят к отдельному направлению модернизма. Мур родился в Каслфорде в семье шахтера. Многие искусствоведы сравнивают волнообразную форму его гипсовых фигур с холмистым ландшафтом места его рождения.

Талант Мура был признан и высоко оценен еще при жизни, а крупные заказы сделали его исключительно богатым человеком. Несмотря на это, он жил скромно. Большая часть заработанных им денег была направлена в благотворительный фонд Генри Мура, который до наших дней продолжает поддерживать сферы образования и искусства.

Почему именно гипс?

Особенность гипсовой лепнины и скульптуры Мура – хрупкость и эмоциональность. Даже самые большие его работы из гипса не выглядят помпезно и монументально, как их каменные и металлические аналоги. Гипсовая поверхность имеет естественные неровности, напоминающие рубцы. Это позволяет подчеркнуть изящность и уязвимость скульптур. Особенно ярко это проявляется в скульптурах матери и ребенка, павших воинов, наклонных фигур. Сам Мур прекрасно знал об этих особенностях, в связи с чем осознанно создавал большую часть своих работ исключительно в гипсовом варианте.

Загадочный и мудрый Генри Мур
Фото: источник

Сюжеты гипсовых работ Мура футуристичны и оригинальны. Во многих своих скульптурах он ставит под сомнение связь человека с миром природы, указывая на внеземное происхождение людей. Генри Мур одним из первых начал использовать технику нанесения карандашного рисунка непосредственно на гипсовую поверхность, для достижения эффекта разграничения плоскостей.

Вместо того, чтобы работать с холодным белым цветом, часто ассоциирующимся с гипсом, Мур обычно окрашивал свои работы красителем из грецкого ореха. Это позволило придать скульптурам органическое тепло. В результате лепные и скульптурные композиции не кажутся вычурными и отстраненными, а максимально напоминают естественные объекты, созданные самой природой.

Пустота в гипсовой скульптуре Мура

Еще одна важная особенность гипсового искусства Генри Мура – пустоты в скульптуре. Мастера настолько вдохновляла тема «воздуха» в скульптурных композициях, что он стал использовать этот прием даже в самых массивных своих работах.

Один из самых ярких примеров – скульптура «Большой торс: арка». По форме эта скульптура напоминает большую аркообразную кость, стоящую на двух прочных опорах. Зритель может не только созерцать пустоту в самом центре композиции, но и пройти сквозь отверстие, вовлекаясь в загадочный замысел автора. В зависимости от ракурса, с которого человек смотрит на арку, она трансформируется от утонченной высокой фигуры (вид сбоку) до широкой массивной и даже грубой конструкции. Это, по мнению мастера, делает зрителя центром скульптурного произведения.

Пустота в гипсовой скульптуре Мура
Фото: источник

Интересно, что Генри Мур лично определял место установки своих уличных творений. Для этого он делал масштабные фотографии своих работ и размещал их на различных панорамных видах, чтобы придать ощущение масштаба. Изначально «Большой торс: арка» была изготовлена из гипса, как большинство работ мастера, однако позже гипсовую версию заменили масштабной скульптурой из травертинового мрамора.

Примитивные скульптуры Мура

Еще одна отличительная черта мастера – стремление к примитивности форм. Мур никогда не стеснялся простейших форм, нечетких линий, дефектов поверхностей. Он считал, что простота примитивного искусства происходит от сильного и непосредственного чувства. Это, по мнению мастера, придает работам сильный эмоциональный посыл и вызывает отклик у каждого зрителя. В пример он приводил наскальную живопись и скульптуры древних цивилизаций. Тогда люди не владели сложными техниками работы с материалом, но стремились к самовыражению доступными простыми способами.

Примитивные скульптуры Мура
Фото: источник

Знаковой серией работ, олицетворяющих это направление в творчестве Мура, стали «Полулежащие фигуры». Первая скульптура полулежащей женщины была небольшого размера. Однако в 1963 году специально для Нью-Йоркского Линкольн-центра эта работа была увеличена и выставлена в новых декорациях. Чтобы новая увеличенная версия скульптуры органично вписалась в экспозицию, автор также создал колоссальный пейзаж из гипсовых скал и пещер. Сама скульптура изображает очертания силуэта женщины, лежащей в напряженной неестественной позе. В работе также используется техника пустоты, которая разделяет отдельные части тела женщины.

Во второй половине жизни Генри Мур уделял огромное внимание объединению скульптурного и архитектурного искусства. Он создавал уникальные архитектурные рельефы и композиции гипсовой лепнины, украшающие фасады зданий. В своей работе мастер стремился к гармонии стилей и форм. Он считал ошибкой классический подход к строительству зданий, когда сначала разрабатывается простейший проект, а уже позже архитекторы задумываются о скульптурном украшении фасада. В результате скульптура и лепнина часто выглядят как чужеродная часть готового архитектурного ансамбля.

Чтобы избежать разрозненности стилей, Мур тесно сотрудничал с архитекторами с самого начала работы над проектом. Это позволило создать несколько уникальных зданий на лондонской улице Бонд-стрит. В дизайне этих строений скульптурный элемент был неотъемлемой частью самого здания, а не просто украшением. Это позволило создать завершенную картину, не используя лишние, не имеющие отношение к архитектурному проекту, лепные элементы.

На создание уникальных произведений искусства скульптора, по его личному признанию, вдохновляли самые обычные вещи. В его работах витки ракушек, причудливые формы костей животных, очертания камней оживают, воплощаясь в человеческом облике. Это делает гипсовые работы Генри Мура одними из самых дорогих предметов, проданных в частные коллекции в истории современного искусства.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96