Гипс: многоликий и прекрасный
Любое произведение искусства не может существовать отдельно от материала, из которого оно изготовлено. Именно базовый материал закладывает эстетические свойства и возможности будущего шедевра. Сталь всегда будет тяжелой и холодной, стекло обладает прозрачностью и хрупкостью, бетон придает монументальность. Гипс можно сравнить с чистым листом бумаги, поэтому именно его чаще других используют при создании скульптур и декоративных украшений для оформления помещений и фасадов зданий.
Современные скульпторы часто выбирают гипс. Этот материал податлив, недорог, но главное, с ним можно воплотить любые идеи. При этом не требуется дорогое фрезерное оборудование, как при обработке стекла или металла, не нужны высокотемпературные печи для обжига, как при работе с глиной. Готовую работу, если она не понравилась, можно просто разбить, а если понравилась — размножить.
Есть ещё один важный момент: теория и практические навыки работы с гипсовыми изделиями накапливались на протяжении многих веков. В результате специалисты научились делать из гипса прочные и красивые вещи, превращая простой и доступный материал в бесценные произведения искусства.
Особенности работы с гипсом
Рассматривая художественные произведения, мы любуемся конечным результатом, не задумываясь над тем, что же скрывает красивая оболочка. На самом деле, прежде, чем мастер займется лепкой или резьбой, он совершает ряд действий, без которых невозможно получить твердый, устойчивый, долговечный предмет. И эти подготовительные работы требуют огромного мастерства.
1. Наличие каркаса
В отличие от других материалов, гипс очень податлив, но крупные работы и изделия, не имеющие объемной базы, требуют использования арматуры, придающей конструкции устойчивость и жесткость. Слои могут укрепляться, например, проволочной сеткой или специальной тканью.
Современные художники часто не скрывают эту особенность конструкции, выставляя напоказ элементы крепежа — металлические штыри, гвозди и т.д. Такой прием подчеркивает важную мысль: трагичность момента, несовершенство образа или особенность характера. Сочетание идеальной гладкости гипса с участками, показывающими рабочий процесс, придает глубину работе и делает ее особенной.
Создание каркаса — сложная работа, так как автор должен уже на этом этапе понимать, как будет расположена композиция, где концентрируется основной вес изделия, за счет чего конструкция приобретет устойчивость. На этом этапе требуются знания в области архитектуры, физики и гравитации. Также уже при создании каркаса нужно рассчитать размеры предметов, их соотношение и т.д.
2. Гипсовый раствор
Работа с гипсом, как и любой другой процесс, начинается с подготовки основы. В данном случае имеется в виду приготовление смеси: смешивание гипса и воды перед началом выполнения проекта. Существует несколько типов гипсовых смесей, различающихся по составу. Каждый имеет свое назначение и свойства.
Для улучшения свойств раствора, художники могут добавлять в гипс разные составляющие. Благодаря добавкам — синтетическим шарикам, камешкам, шерсти животных и т.д., можно получить необычную структуру гипса и шероховатую поверхность. Также добавляют улучшители — клеи, краски, стабилизаторы. Их назначение — придать большую прочность готовой работе, снизить гигроскопичность гипса, удлинить период застывания и т.д.
Чтобы сделать правильный раствор, нужно знать химические законы, свойства минералов, понимать, что именно должно получиться в итоге. Нарушения технологии ведут к долгому или слишком быстрому застыванию смеси, снижению пластичности, быстрому разрушению гипса.
Уникальные рецепты мастерские хранят в тайне, передавая их только талантливым ученикам. Но все возможности гипса до сих пор не изучены, что делает работу с этим материалом ещё более заманчивой. У каждого мастера есть возможность создать свой рецепт гипсовой смеси.
В области скульптуры гипс имеет универсальное применение. Это может быть единственный материал, из которого изготовлена скульптура, или комбинированный с другими, например дерево, металл или стекло.
Фото: источник
3. Приемы работы с гипсом
Работа с готовой смесью подразумевает использование одного из методов: литье, резьбу и т.д. или их сочетание. Часть процессов, в т.ч. резьба, может быть механизирована, но художники используют по большей части ручной труд.
Этот этап позволяет проявить творческие способности. Здесь нужны талант, смелость, понимание перспективы, художественный вкус, дизайнерские навыки.
Благодаря уникальным свойствам гипса мы можем увидеть фрески с изображениями значимых исторических событий, лица знаменитых людей, героев эпоса и ключевые фигуры мировых религий. Благодаря гипсовой лепнине сохранились понятия о модных стилях и направлениях, сменявших друг друга на протяжении веков. Гипсовая скульптура дает представление об уровне сознания и развития общества, насущных проблемах и т.д.
Первые гипсовые скульптуры, фигуративные по своему характеру, относят к 7000 годам до нашей эры. Египтяне первыми применили метод литья и использовали гипс, чтобы сделать слепки лиц умерших в третьем тысячелетии до нашей эры. Гипс использовали греки, римляне, художники эпохи Возрождения. Новый интерес к этому материалу пришел с неоклассицизмом, когда стали широко использоваться копии древних скульптур.
Однако до 20-го века гипс считался второсортным материалом, похожим по качеству на глину. Его часто использовали для создания копий шедевров и воплощения прототипов скульптурных идей. Современные художники начали применять его в полной мере, в чистом виде и смешивая с другими материалами.
Сегодня гипс используется как традиционным, так и современными способами. Чтобы убедиться в широких возможностях этого материала, достаточно посмотреть коллекцию лучших работ современных художников, чье воображение нашло выход в создании гипсовых скульптур.
Нот Виталь — Лотос
Благодаря многочисленным персональным выставкам, проводимым в Париже и по всему миру, архитектор, скульптор и художник Нот Виталь находит свое вдохновение в местах, которые он посещает. Его гипсовые скульптуры дополнены очень необычными материалами: золотом, мылом, чаем, мрамором и бронзой.
Самая известная работа скульптора — «Лотос», созданная в 2010 г.
Фото: источник
Александр Архипенко — Карусель Пьеро
Украинский художник Александр Архипенко, относившийся к направлению кубистов, творил, реализуя в гипсе геометрические формы. На первом плане его скульптурных работ неожиданный ход — замена твердых форм пустотами, что делает предметы необыкновенно притягательными для зрителя.
Именно Архипенко первым отошел от классических норм работы с гипсом, использовав в скульптуре сочетание отливки и окрашивания. В начале 19 века это было невероятно смело и рискованно.
Одна из лучших работ Александра Архипенко — «Карусель Пьеро», созданная в 1913 году. Она хранится в музее Гуггенхайма.
Фото: источник
Нао Мацунага — Стоя на грани
Японский художник Нао Мацунага концентрирует свой интерес на ритуальных и мифических объектах, их формах и символических целях, а также на фигурах животных и людей и их абстракции в примитивных культурах. Его скульптуры сочетают в себе подвижность и неподвижность, сдержанность и безудержность, тяжесть и легкость.
Одна из лучших работ Нао Мацунага — «Стоя на грани», созданная в 2015 г.
Фото: источник
Пабло Пикассо — Бюст женщины
Один из самых известных модернистов Пабло Пикассо знаменит кубистическими картинами. Но его скульптурные работы из гипса не менее увлекательны. Одна из самых интересных гипсовых работ Пабло Пикассо — «Бюст женщины», созданная в 1931 году.
Фото: источник
Джордж Сигал — Мемориал Холокоста
Сигала считают главным экзистенциалистом среди художников США. Для создания своих шедевров он использовал гипсовые слепки, полученные с реальных моделей. Работы выдающегося скульптора 20-го века, в основе которых легли трагические события Великой депрессии и зверства фашистов, до сих пор выставлены в крупнейших галереях и музеях Европы и Америки.
Самая популярная работа Джорджа Сигала — «Мемориал Холокоста», находящаяся в Калифорнийском дворце Почетного легиона, в Сан-Франциско.
Фото: источник
Питер Агостини — Ураган
Питер Агостини — ещё один известнейший скульптор из США. Его работы, выполненные в больших форматах, положили начало поп-арту. Самые яркие абстрактные работы Агостини имеют нефигуративные формы и визуально нарушают все законы гравитации.
Одна из самых выразительных работ Питера Агостини — «Ураган», созданная в 1962 г.
Фото: источник
Даниэль Аршам — Эрозия кинокамеры
Исследуя и работая в области архитектуры, перформанса и скульптуры, американский художник Дэниел Аршам включает формы повседневных предметов в свою серию «Будущий день», подвергая сомнению факты истории, изложенные современными учеными.
Он использует гипс, воссоздавая современные объекты: камеры, мобильные телефоны и гитары и т.д. в виде древних артефактов.
Одна из самых интересных работ Дэниела Аршама — «Эрозия кинокамеры», выполненная в 2013.
Фото: источник
Джефф Кунс — Ариадна
Джефф Кунс еще один художник, связавший жизнь с гипсом. И именно гипс сделал его известным на весь мир. Кунс создал целую серию работ, сочетающих древние скульптуры с шарами из синего стекла.
Одна из лучших работ Джеффа Кунса — «Взгляд в мяч» (Ариадна), выполненная в 2013 году.
Фото: источник
Моника Кук — Тележка с козой и тряпкой
Современный скульптор Моника Кук — ещё одна почитательница комбинирования гипса с другими материалами — глиной, силиконом, смолами, проволокой и т.д. В основе ее работ — мистические сцены, включающие человека и животных.
Самая загадочная работа Моники Кук, притягивающая внимание своей сверх необычностью — «Тележка с козой и тряпкой».
Фото: источник
Кики Смит — Без названия
Необычность гипсовых скульптур Кики Смит близка к сюрреализму. Автор сочетает гипс с деревом и металлом, выставляет напоказ некоторые элементы человеческого тела.
Одна из самых ярких работ Кики Смит — фигура женщины «Без названия», созданная в 1994 г.
Фото: источник
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность