Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Китай
Продолжим наше кругосветное путешествие и заглянем сегодня в Китай — страну драконов, чая, фарфора, иглоукалывания и боевых искусств.
Сложно найти того, кто не знал бы про китайское экономическое чудо и ни разу не видел бы на товарах, которые покупает, надпись “Made in China”. Но помимо этого, Китай — это еще и страна с очень древней историей и уникальными традициями. А там, где сплетаются история и традиции, там, наверняка, найдется и очень интересное их отражение в местной гипсовой лепнине.
Какие династии Китая в большей мере повлияли на развитие гипсовой лепнины
Каждая из этих династий внесла уникальный вклад в развитие китайской гипсовой лепнины, обогащая её символикой, стилем и технологиями. Эти изменения отразили не только художественные предпочтения времени, но и культурные ценности общества, делая гипсовую лепнину важной частью китайского художественного наследия.
1. Династия Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.)
Династия Хань считается одной из первых, где гипсовая лепнина начала активно использоваться в архитектуре и интерьере. В это время развивались технологии обработки гипса, что позволило создавать более сложные и детализированные элементы декора. Ханьский стиль часто включал в себя изображения мифологических существ и символов, что стало основой для дальнейшего развития гипсовой лепнины.
К сожалению, в исконном виде от этой эпохи практически не осталось никаких построек, но по письменным источникам и находкам археологов можно сделать выводы об их внешнем виде.
Потомственный историограф династии Хань Сыма Цянь описывал, что по берегам реки Вэйхэ Ши Хуан-ди построил копии дворцов всех завоеванных и поверженных им владык, в которых разместил богатства завоеванных правителей. Помимо этого, император построил в окрестностях Сяньяна несколько летних дворцов и охотничьих поместий, соединив их тайными дорогами и ходами, так, чтобы он мог оказаться в каждом из них, скрыв свои перемещения от посторонних глаз.
Нельзя исключать, что записи историографа преувеличены, но бесспорным остается тот факт, что здания в этот период строились и декорировались в небывалых масштабах.
2. Династия Тан (618 — 907 гг.)
Династия Тан известна как период расцвета искусства и культуры в Китае, иногда этот период называют “золотым веком”. В это время гипсовая лепнина достигла новых высот благодаря влиянию буддизма, который привнес в искусство множество новых тем и форм. Мастера создавали сложные барельефы и скульптуры, отражающие буддийские мотивы, что способствовало распространению гипсовой лепнины как в религиозных, так и в светских зданиях.
Жемчужиной буддийского искусства этого периода считаются гроты Лунмэнь в Лояне. Там расположены 2345 гротов с 43 храмами и более чем ста тысячами скульптур и рельефов размерами от 25 мм до 17 метров. Эти сооружения настолько величественные, что по праву включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как «выдающееся проявление человеческого художественного творчества».
3. Династия Сун (960 — 1279 гг.)
В период династии Сун наблюдается упадок военного дела, но при этом значительное развитие науки и техники, в том числе и технологий производства гипсовой лепнины. Мастера начали использовать более тонкие и легкие формы, что позволило создавать изысканные декоративные элементы для интерьеров. Стиль Сун отличался элегантностью и утонченностью, что сделало гипсовую лепнину важным элементом оформления домов и дворцов.
В этот период на свет появился известный трактат «Канонические формы архитектурного творчества» (Yingzao Fashi, «Строительные стандарты»), а в 1038 году была завершена одна из важных сохранившихся до наших дней построек — главный зал и библиотека храма Хуаянь в столице Ляо в Датуне (Шаньси).
Линия карниза вместо прямой стала иметь изогнутую по углам форму, значительно усложнилась форма кронштейнов и возросло их разнообразие в рамках одного сооружения (например, в 1056 году в провинции Шаньси, только в одной из пагод храма Фогонг, было использовано 56 различных типов кронштейнов).
Фото: источник
4. Династия Мин (1368 — 1644 гг.)
Династия Мин стала временем изгнания монголов, экономических успехов и интереса к искусству и архитектуре, включая гипсовую лепнину. Мастера этой эпохи использовали гипс для создания величественных карнизов, молдингов и других декоративных элементов, которые подчеркивали статус владельца здания. В это время также начали активно использовать цветные покрытия для гипсовых изделий, что добавляло им дополнительную выразительность.
Большая часть этого времени прошла под влиянием упомянутого выше трактата о строительных стандартах. Для людей разного социального положения и достатка строго определялись конкретные типы построек, их размеры, планировка и декор. Разумеется, самыми роскошными архитектурными комплексами были те, что принадлежали императору. Они тоже размещались по определенной схеме и представляли собой композиционное ядро города.
5. Династия Цин (1644 — 1912 гг.)
В период династии Цин наблюдается дальнейшее развитие гипсовой лепнины, особенно в контексте смешения традиционных китайских стилей с западными влияниями. Это время характеризуется разнообразием форм и стилей, а также использованием новых технологий для создания более сложных и детализированных изделий.
Особенно стоит отметить парки и сады с их мастерски продуманными ландшафтами и декором. Например, парк Ихэюань с тремя тысячами строений — мостами, павильонами, скульптурами, беседками. Он был летней резиденцией императоров. Сейчас парк входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и одна из его построек отмечена в книге рекордов Гиннеса как самый длинный в мире крытый деревянный коридор — его длина 728 метров, а его стены украшают около восьми тысяч картин и многочисленные статуи львов и драконов.
Символы в китайской гипсовой лепнине
Китайская гипсовая лепнина богата символикой, которая отражает культурные и философские традиции страны. Перечислим самые распространенные символы:
- Дракон — это один из самых мощных символов в китайской культуре. Он олицетворяет космическую энергию Ци, успех, свободу и процветание. Изображения дракона часто встречаются в гипсовых барельефах и скульптурах, где каждый дракон может иметь свои уникальные черты и функции. Например, дракон Пу-лао считается защитником и предупреждает об опасности, а Цю-ню символизирует знания и добродетель;
- Феникс в китайской мифологии ассоциируется с удачей и благополучием. Этот символ отражает силу и стойкость, проявляющуюся в его способности восставать из пепла. Феникс также олицетворяет пять человеческих качеств: добродетель, долг, равенство, сострадание и верность;
- Тигр является символом мужества и силы. В некоторых регионах Китая он также считается богом богатства. Изображения тигра могут использоваться для обозначения защиты и силы;
- Лошадь в китайской культуре символизирует благородство и преданность. Она ассоциируется с быстрым повышением статуса и признанием силы. Лошадь часто изображается в контексте успеха и достижения целей;
- Цветы используются в орнаментах гипсовой лепнины для создания гармоничного интерьера. У каждого свое особое значение: например, пион символизирует богатство, изобилие и красоту, а хризантема олицетворяет долголетие и стойкость;
- Карп известен из-за легенды о том, как он преодолел препятствия, чтобы стать драконом. Это делает его символом упорства, настойчивости и удачи;
- Летучая мышь символизирует удачу и счастье. В китайском языке слово «летучая мышь» звучит похоже на слово «счастье», что усиливает её положительное значение;
- Сверчок ассоциируется с молодостью и счастьем, а также с бессмертием из-за своего жизненного цикла.
Фото: источник
Известные китайские сооружения с гипсовой лепниной
Вдохновиться эстетикой мастеров Востока можно посетив (реально или виртуально) жемчужины китайской архитектуры:
- Запретный город, Пекин. Это императорский дворец, построенный в XV веке, который является выдающимся примером китайской архитектуры с использованием гипсовой лепнины. Его уникальные крыши и декоративные элементы, включая гипсовые барельефы, отражают богатство и мощь династии Мин. Это место символизирует императорскую власть и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Храм Неба, Пекин. Построенный в 1420 году, он известен своей великолепной гипсовой лепниной. Главный зал храма имеет округлую форму, а сверху покрыт синей (как небо) черепицей. В середине зала расположены 4 колонны по числу времен года, в следующем ряду 12 колонн, символизирующих 12 месяцев, и далее еще 12 колонн — это 12 часов. При этом каждая из 28 колонн имеет свое соответствие определенному созвездию.
- Пагода Шаолинь, провинция Хэнань. Построенная в 1066 году, она является одной из старейших пагод в Китае. Ее гипсовая лепнина включает сложные рельефы и скульптуры, отражающие буддийскую символику. Пагода связана с историей монастыря Шаолинь и его боевыми искусствами, что делает ее важным культурным центром.
- Сад Юйюань, Шанхай. Сад был создан в XVI веке и славится своими изысканными гипсовыми деталями и скульптурами. Его название можно перевести как «Сад радости» или «Счастливый сад». Парк разделён на 6 частей, соединённых между собой переходами, каждая из этих частей имеет свои природные и архитектурные особенности.
- Дворец Потала, Тибет. Это резиденция Далай-ламы с уникальной архитектурой и гипсовыми рельефами, которые отражают тибетскую буддийскую культуру. Это священное место для буддистов и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Пещеры Могао, Ганьсу. Они известны своими древними буддийскими фресками и гипсовыми скульптурами, созданными между IV и XIV веками. Пещеры являются одним из самых значительных памятников буддийского искусства в мире.
- Старый город Лицзян. Архитектура старого города включает элементы традиционного китайского стиля с использованием гипсовых украшений на фасадах зданий. Город внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за свою уникальную культуру и историю.
- Храм Лонгшэн, провинция Гуандун. Этот храм известен своими сложными гипсовыми рельефами, изображающими драконов и других мифических существ, а его второе название — Храм Горы Дракона.
- Мавзолей императора Цинь Шихуанди. Мавзолей знаменит своими терракотовыми воинами. Он строился на протяжении 38 лет и занимает 56 квадратных километров. До сих пор это захоронение и знаменитая терракотовая армия вызывают много поводов для дискуссий среди археологов, привлекают миллионы туристов и служат источником вдохновения для литературных и кинематографических произведений.
Фото: источник
Что позаимствовать для своего интерьера?
- Пространственная организация: используйте открытые планировки, чтобы создать ощущение свободы и легкости в интерьере, а для зонирования — складные ширмы, перегородки и гипсовые арки в форме пагоды, отдавайте предпочтение симметрии. Прекрасным вариантом может стать кессонированный потолок, имитирующий балочные перекрытия, которые на протяжении веков использовались в архитектуре Китая;
- Декоративные элементы: добавьте фарфоровые вазы (в том числе напольные), веера, картины с пейзажами или каллиграфией, статуэтки драконов, вышитые декоративные подушки;
- Цветовая палитра: выбирайте цвета, близкие к природным, и обязательно ознакомьтесь с их значениями. Так, красный символизирует власть, удачу и силу, желтый — богатство, синий — благополучие и т.д. Но избегайте белого, так как он имеет негативное значение. Вместо него допустимо использовать бежевый, молочный или цвет слоновой кости;
- Освещение: создайте в помещении мягкий рассеянный свет с помощью световых карнизов и дополнительных источников освещения. На окнах хорошо будут смотреться бамбуковые жалюзи или шелк;
- Фэн-шуй: смело используйте правила гармонизации пространства для благоприятного распределения потоков энергии Ци, которая, как считали китайцы, пронизывает всё пространство. Можно заняться этим самостоятельно или воспользоваться услугами консультантов по фэн-шуй;
- Спальня: оформите изголовье кровати традиционной китайской росписью или веерами, добавьте торшеры, шелковые ткани и барельеф с журавлями;
- Смыслы: интерьеры в китайском стиле полны символизма, поэтому сверяйтесь со значением выбранных вами цветов, материалов и изображений.
Помимо непосредственно китайского стиля существует еще один, близкий ему, — это шинуазри. Он представляет собой европейскую интерпретацию китайского стиля, является одной из ветвей рококо и его название в переводе с французского буквально означает “китайщина”. В нем меньше философичности и скрытых смыслов, и он гораздо легче сочетается с другими стилями, такими как ар-деко, ар-нуво, шебби-шик и др.
Фото: источник
Из шинуазри можно позаимствовать такие идеи:
- Орнаменты, имитирующие восточные техники живописи. Они могут изображать птиц, цветы, растения, тигров и располагаться на стенах, мебели, вазах, текстиле, картинах, гипсовых барельефах;
- Контрастные цвета: золотой, рубиновый, глубокий синий соседствуют с бежевым, молочным, пыльно-розовым, нежно-голубым. Здесь оригинальной деталью могут стать тонированные гипсовые карнизы или портал для камина;
- Комоды, напоминающие по форме пагоды, и покрытые росписью и цветным лаком;
- Фарфоровые вазы, украшенные голубой росписью;
- Ширмы: подойдут акцентные модели, в которых активно используется декор и асимметрия;
- Напольные скульптуры с китайскими львами-стражами, известными как “шиши”. Их можно оставить классически белыми, применить золочение или патинирование;
- Фарфоровые и гипсовые статуэтки в виде драконов, экзотических животных или медитирующих китайских мудрецов.
Итак, классический китайский стиль более сдержан и в значительной мере подчиняется глубокому символизму и китайской философии, где каждая деталь наполнена собственным смыслом, в то время как шинуазри — это видение китайского стиля через призму восприятия западного человека. Говоря образно, если первый — это взгляд изнутри, то второй — это взгляд снаружи. Оба по-своему прекрасны и оба могут стать источниками вдохновения для вашего интерьера.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)