Гипсовые листья аканта: история и символика
Гипсовые изображения листьев аканта имеют долгую и славную историю, полную символизма. Их можно найти на стенах зданий разных эпох. Дизайн элементов позаимствован у растения, распространенного в Африке, Азии и Средиземноморье.
Название акант в переводе с греческого означает «колючка» и действительно, он колючий, с перисто-рассеченными листьями. Акант растет практически везде, он постоянно на виду, почему древние греки и римляне включили его в своих архитектурные произведения. Лепной декор в виде листьев аканта был популярен всегда, и на современной лепнине можно увидеть вариации такого элемента.
Листья аканта на римской и греческой лепнине
Самое старое здание, украшенное листьями аканта, – храм Аполлона Эпикурия в Бассах, датируемый 450–420 годами до нашей эры. Позже этот элемент перекочевал на коринфские колонны и другой декор.
Римляне тоже украшали изображением этих листьев дома и общественные здания. В римской архитектуре присутствует три формы листьев аканта:
- Естественная – повторяющая природные контуры растения.
- Оливкообразная – выпуклая, с загнутым или закрученным кончиком листа.
- Травовидная – с длинными листьями, напоминающими траву.
Были переходные варианты между тремя типами в виде перистой листвы, прямой или закрученной вверху.
Изображения аканта в разные эпохи
Этот лепной элемент не потерял своей актуальности и в другие эпохи. Он постоянно менялся, модернизировался и дошел до наших дней:
- В Византии, возникшей в результате распада Римской империи, господствовало христианство, поэтому листья делали острыми, напоминающими о терновом венце Христа. Иногда изображение было стилизованным и условным, но все равно в нем угадывались очертания растения.
- В романский период лепные изображения листьев аканта стали еще более строгими и аскетичными. Они напоминали классическую колючку и оправдывали одно из названий растения – «горный чертополох».
- С приходом готики гипсовые листья заострились. Это объяснялось особенностями готического стиля, отличающегося наличием вытянутых острых элементов. Появился стебель, загибающийся вбок. Колючие листья олицетворяли мучениям Христа, поэтому ими украшали все культовые сооружения.
- В период ренессанса архитектура вернулась к античным канонам, и акант стал напоминать греческий и римский. Такими элементами декорировали карнизы, кронштейны, картуши, колонны, камины.
- Акант в эпоху маньеризма пышный, часто украшенный плодами и цветами. В нем невозможно узнать листья скромного растения, похожего на чертополох или одуванчик.
- Барокко и рококо сделали этот элемент еще шикарнее – листья стали крупными, пышными, часто – повернутыми в профиль, соединялись с изображением цветов, животных, щитов, ваз, ангелов и амуров. Иногда из-за криволинейных форм элемент было сложно узнать. Изображением листьев аканта декорировали самые разные предметы. Например, ими украшена мебель Людовика XVI.
- Ампир, классицизм, и последующий за ним модерн избавили листья от излишней роскоши и добавили стебель. Таким декором украшали лепнину, предметы интерьера, кованые решетки, картины и зеркала.
- Элементы в виде листьев аканта были популярны и в период неоклассицизма – их можно увидеть на фасадах сталинских высоток, административных зданиях и станциях место, построенных в то время.
Фото: источник
И сейчас лист аканта – распространенный элемент гипсовой лепнины. Им украшают орнаментальные карнизы, потолочные розетки, орнаментальные фризы, лепные углы и другой декор. Особенно красиво смотрятся позолоченные или посеребренные листья – создается впечатление средневекового дворца или элитной высотки. Даже трудно догадаться, что изысканный лепной элемент – простая колючка.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)