(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Гипсовые шедевры: трехмерная вселенная мирового искусства

Гипсовые шедевры: трехмерная вселенная мирового искусства

Так называют гипсовую мастерскую Государственного художественного музея в Берлине, существующую с 1819 года.

Возможность создавать гипсовые копии с исторических предметов искусства позволила воплотить мечту о музее, в котором были бы собраны все мировые шедевры. Берлинская мастерская копий предлагает путешествие по разным культурам от античности до современности.

Об уникальной мастерской

Берлинская мастерская гипсовых копий была основана в 1819 году и является самой старой и самой большой в своем роде. Среди ее клиентов были Гете и братья фон Гумбольдт. По сей день мастерская популярна и продолжает производить расписанные вручную копии скульптур.

С момента основания мастерской в запасниках накопилось огромное количество слепков, сейчас их более 7000. Благодаря широкому ассортименту и отработанным технологиям, которые передавались из поколения в поколение, копиисты поддерживают исключительно высокий стандарт берлинской традиции работы с гипсом.

Ассортимент копий уже превышает обширный список скульптур, хранящихся в Берлинском государственном музее. Несколько лет назад коллекция пополнилась бюстами Нефертити и Фридерике Шадоу, а также самыми известными работами из других выдающихся коллекций. Среди них скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» и «Мыслитель» Родена.

Так как мастерская совмещает изготовление гипсовых копий с научной работой, команда учреждения объединяет специалистов разных направлений: ученых, мастеров по гипсу, художников, компьютерщиков, искусствоведов. Такой обширный штат необходим для исследования потенциала гипсовой лепнины на уровне технологий 21-го века.

История и особенности коллекции

Особенность учреждения — долгая история. Мастерская была основана в 1819 году как Королевская прусская гипсовая мануфактура. Через одиннадцать лет открыл свои двери первый королевский музей в Берлине. Выходит, что это старейшее учреждение Государственного музея в Берлине, полностью отражающее историю его коллекции. Это и захватывающий воображение архив, и фабрика по производству произведений искусства.

Лаборатория гипса владеет более чем 7000 оригинальных копий. Это слепки с лучших работ, хранящихся и в берлинских музеях, и далеко за пределами страны. Большинство форм очень старые, их возраст превышает 200 лет.

Более 500 форм хранят слепки с оригиналов, уничтоженных во время войны. Они либо больше не существуют, либо находятся в состоянии консервации, так как имеют значительные повреждения. Это делает коллекцию особенно ценной, ведь она превратилась из обычного собрания копий в исторический источник.

История и особенности коллекции
Фото: источник

То, что воспроизводят мастера по гипсу, изготовлено в основном в традиционных техниках, это сложные рабочие процессы. Изготовление копий со сложных оригиналов требует изготовления форм, состоящих из нескольких сотен деталей. Для этого необходимы многолетние знания и навыки, которые сложно наработать вне стен Берлинского музея.

Специалисты мобилизуют искусство и культуру, и гипсовые работы, вышедшие из берлинской лаборатории, можно увидеть в музеях по всему миру. Например, мастера по гипсу выполняли большой заказ для Королевских музеев в Варшаве. В него вошла, в частности, знаменитая группа Лаокоона из музея Ватикана. А мексиканский музей среди прочего заказал копию конной скульптуры Андреаса Шлютера. Высота гипсовой скульптуры более четырех метров.

Трехмерная вселенная мирового искусства

Коллекция состоит из мастер-моделей — это первые слепки и соответствующие формы. Уникальным является широкий спектр коллекции гипсовой лепки. В складах хранятся модели и копии практически из каждой эпохи человеческой истории: от «Венеры Виллендорфской» эпохи каменного века до великих произведений древности, таких как «Колесница» из Дельфи или «Молящиеся мальчики» из Берлинской коллекции древностей и работ 19 века.

При этом экспозиция никоим образом не ограничена Европой. Например, здесь есть слепок ацтекского Солнечного Камня из коллекции Александра фон Гумбольдта, оригинал которого утерян.

Уникальный метод изготовления гипсовых слепков в эпоху 3D-сканирования

Мастера работают со всеми возможными методами: современными и не очень, так как у каждого из них есть свои преимущества и недостатки. С помощью традиционных методов специалисты получают прямые отпечатки с очень небольшой потерей информации.

3D-сканирование — это косвенная бесконтактная визуализация. Метод имеет преимущества, особенно для работы с чувствительными поверхностями, но приводит к большей потере информации. Идеальный вариант — объединение обоих методов — гибридная техника впечатлений.

Методика разработана в содружестве с Техническим университетом Берлина, и подразумевает раздел произведения искусства на области. Специалист видит участки с которых можно снять форму классическим способом, и те, где лучше это делать без контакта.

Трехмерная вселенная мирового искусства
Фото: источник

Уникальные выставки

Ознакомиться с работами немецких мастеров по гипсу можно на специальных выставках. Экспозиции предлагают захватывающее зрелище и возможность получить представление о реставрации и сохранении произведений искусства с помощью оригинальных и цифровых технологий.

Особенно популярны 3 экспозиции:

  • Восстановленные с помощью помощью 3D-сканирования модели;
  • Цветные копии на основе бюста Нефертити, раскрашенные оригинальными пигментами. Краски изготовлены с соблюдением исторической рецептуры, полученной благодаря специальным приборам цветоспектрометрам. Глаза опий сделаны из настоящего горного хрусталя.
  • Утраченные произведения искусства, включающие формы и модели на этапах реставрации и технического обслуживания, которые значительно отличаются от нынешнего состояния.

Покупатели гипсовых копий

Главные покупатели гипсовых копий произведений искусства — музеи, расположенные по всему миру. Большим спросом пользуются копии утраченных и недоступных для выставок предметов, а также копии больших и тяжелых ансамблей.

Главные покупатели гипсовых копий произведений искусства
Фото: источник

По словам сотрудников музейной мастерской, сейчас все больше и больше работ приобретают архитекторы и владельцы дорогой недвижимости, открывающие для себя ценность и очарование подробных вещей. Они часто заказывают не только отдельные предметы, но и желают оборудовать гипсовой лепниной большие помещения.

Также копии мировых шедевров заказывают художественные училища и мастерские. Пользуясь ими, скульпторы перенимают манеру и опыт гениальных мастеров, продолжая традиции, наработанные веками.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96