(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Особенности готической скульптуры и рельефа

Особенности готической скульптуры и рельефа

Готический стиль – художественное направление в искусстве, характеризующееся легкостью, остроконечностью, возвышенностью архитектурных и декоративных элементов. Начало развития готического направления приходиться на период расцвета средневекового искусства. Готика как субкультура зародилась в ХII веке во Франции, где и были созданы величайшие шедевры этого направления.

В западной Европе и других странах готическое искусство господствовало до конца ХVI века, а некоторые соборы и храмы того периода сохранились до наших дней. Сегодня стиль «готика» — это тончайшее, загадочное направление в искусстве, которое впечатляет изящностью линий, разнообразностью декоративных элементов и вместе с тем сдержанностью архитектурного ансамбля.

Современные архитекторы, скульпторы, дизайнеры применяют готические элементы не только для украшения фасада помещений, но и для разнообразия убранства интерьера.

Особенности скульптуры и рельефа в стиле «Готика»

Декоративная специфика готического стиля в основном относится к скульптуре и архитектурному рельефу. В других культурных направлениях этот стиль практически не получил развития. Гротескные статуэтки, скульптуры, монументы, рельефы использовались для украшения церквей, соборов, храмов, культурных и административных учреждений. Готическое направление пришло на смену романскому стилю в искусстве. В романский период сооружения возводились массивными, устрашающими, монументальными, поскольку нередко служили защитой от нападений врагов и завоевателей.

Готические здания, напротив, возводились легкими, изящными с массой остроконечных башен и элегантным декором в виде скульптурных композиций, барельефов, лепнины, витражей. Статуи и рельефы, украшенные затейливой резьбой, ребристой текстурой и оригинальными узорами, в основном использовались для украшения возводящихся зданий. Их размещали в галереях, оконных проемах, на остроконечных арках, фасадах, контрфорсах. Элементы в стиле готика помогали сформировать общую декоративную композицию сооружения, придать четкость архитектурным очертаниям.

Распространение готического стиля стало настоящим прорывом в сторону индивидуальности и выразительности скульптурных композиций. Согласно готическим канонам рельефы становились более выпуклыми, объёмными, а фигуры, монументы, скульптуры – округлыми. Скульптурные фигуры изображались достаточно высокими, худыми, пластичными с плавно изогнутыми линиями и контурами. Убранство монументов характеризуется длинными одеждами с аккуратно уложенными складками и плавными контурами. Практически всегда элементы убранства наделяли остроконечной формой – обувь с острым носком, шапки, верхняя одежда и т.д. Фигуры изображались в естественных позах, с одухотворенными лицами. Облик статуи всегда имел индивидуальные черты и эмоциональный окрас.

Рельеф во времена господства готики стал самодостаточным направлением в искусстве. Рельефный декор теперь не ограничивается растительными мотивами, а включает разнообразные геометрические орнаменты и узоры. Переломным каноном в готическом рельефе стало изображение не излюбленных плющей, винограда, а местной флоры (дуб, клен, ясень). Орнаментальные узоры изображают практически на всех колоннах и капителях, нередко специфические узоры можно увидеть в качестве декора дверных, оконных проемов, потолка. Готические узоры практически лишены внутренней связи с общей архитектурной композицией, однако поражают красотой, разнообразием и оригинальностью даже в качестве просто декоративного элемента.

Особенности скульптуры и рельефа в стиле «Готика»
Фото: источник

Мотивы готической скульптуры

Возвышенные готические образы практически всегда имели библейские и мифологические мотивы. Это связано с тем, что готические скульптуры использовались в основном для украшения соборов, часовен, церквей. Авторы изображают религиозных персонажей, мифических героев и чудовищ. Так, в гротескный период произошло переосмысление образа Бога – он приобретает более реальные черты и утрачивает свою сверх одухотворенность. Статуи Христа приобретают земные черты, нравственный облик, твердый, мужественный характер и добрую натуру.

Все чаще скульпторы изображают сцены из «людской» жизни Сына Божьего, в которых прослеживается его близость к человеку. Ключевым религиозным персонажем этого периода также становится Мадонна. В статуях готики – это высокая, стройная женщина с аккуратными линиями лица. Часто Мадонна изображается с малышом на руках, ее нежный взор всегда устремлен на ребенка, а руки нежно прижимают его к груди. Готическая Мадонна наполнена женским очарованием и душевной мягкостью, изящностью изгибов тела и красотой одежд.

Также в готической скульптуре можно встретить образы, имеющие бытовой характер. Нередко фасадное и интерьерное убранство дополнялось готическими фигурами священнослужителей, ремесленников, сборщиков фруктов, мясников, торговцев, рыцарей. Так, новые нотки приобретает картина «страшного суда», где среди грешных теперь можно увидеть монахов, рыцарей, феодалов, богачей.

Скульптурная группа «Каменный календарь» рассказывает о крестьянах, укладе их жизни, специфике работ в определенное время года. Рельеф готики наполнен символическими узорами и аллегориями, изображающими особенности труда, свободных наук (арифметика, астрономия, грамматика), ремесла. Готическое направление стало своеобразным переходом от возвышения священников, царей, судей, богачей к реалистическому изображению иерархии в обществе.

Собор Парижской Богоматери
Фото: источник

Готические шедевры

В готический период в искусстве выдающиеся архитекторы, скульпторы оставили в наследство современникам шедевральные произведения. Наиболее известными памятниками культуры, которые выполнены по канонам готического направления, считаются:

  • Собор Парижской Богоматери – его возведение было начато в период романской архитектурной техники, однако с популяризацией готики строительная композиция дополнилась специфическими элементами. Сегодня визитной карточкой готического собора являются десятки остроконечных шпилей, которые завершают высотный архитектурный ансамбль здания. Каждая стена украшена массивными витражами со специфическим окрасом. Именно сочетание гротескных цветов делает проникающий дневной свет таинственным, а интерьер загадочным, неземным. Остроконечные формы наблюдаются и в других архитектурных элементах – окна, арки, дверные проемы, монументальный декор. Фасад сооружения украшен десятками скульптур библейских персонажей и мифических чудовищ. Так, над главной аркой расположен скульптурный комплекс «Галерея царей», выполненный в стиле ранней готики. Скульптуры характеризуются ребристой текстурой, легкостью линий, разнообразием рельефного декора. Венцы здания украшают горгульи, другие мифические персонажи. Интерьер собора декорирован множеством мелких статуэток, фигур, которые располагаются даже в самых тайных уголках здания. Более крупные скульптурные элементы по готическим канонам расположены в районе арок, окон, капителей, башенок, других ключевых интерьерных элементов. Стены и потолки сооружения декорированы гротескным замысловатым рельефов с затейливой текстурой и оригинальным окрасом. Весь скульптурный декор готического собора характеризуется пластичностью, индивидуальностью изображаемого образа, мягкостью линий;
  • Шартрский собор, Франция – с момента возведения внешний облик строения практически не изменился. Это уникальный пример особенностей средневековой готики. Фасад культурного памятника украшен десятками башен остроконечной формы, хотя основание архитектурных элементов еще выполнено в массивном романском стиле. Стены, арки, порталы, двор церкви украшают скульптурные композиции, оригинальные рельефы. Скульптур, как и принято в гротескном декоре, наделены оригинальными чертами, от них веет характером и индивидуальностью. Своды, колонны, арки имеют стрельчатую форму, которая характерна для готической архитектуры и украшены объемными горельефами;
  • Кафедральный собор Кельна, Германия – поражает размерами готических башен, которые будто бы касаются облаков. Это грандиозное сооружение – самый яркий пример готической специфики в скульптуре и архитектуре. Интерьерная и фасадная отделка подчинена единому замыслу – все статуи, фигуры, горельефы, другие декоративные элементы устремлены вверх, как молитва к Богу. Ажурные горельефы, разноцветные витражи, резные лавки, объемные монументы создают ошеломляющее впечатление от изысканности и, одновременно, скромности готического стиля. Грандиозность гротескного убранства одухотворяет внутреннее пространство собора, дает человеку ощущение возвышенности;
  • Сент-Шапель, Париж – небольшая часовня, впечатляющая скульптурным убранством в готическом стиле. Фасад и интерьер религиозного сооружения украшают сотни мелких фигур, статуй, десятки монументальных композиций. Каждая скульптура характеризуется изяществом, элегантностью, самодостаточностью. Большинство произведений готики в этом храме безымянны, однако это не мешает скульптурам и рельефам восхищать аккуратностью линий, богатством текстуры, оригинальностью узорных элементов.

Готика подарила мировой архитектуре сотни великолепных памятников, которые до сих пор радуют ценителей искусства по всему миру.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96