Готический стиль в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве — ЧАСТЬ 1
Готический стиль в архитектуре и изобразительном искусстве главенствовал в Европейских странах в средневековье, став вершиной культовой, рыцарской и буржуазной культуры. В готическом стиле строились многочисленные сакральные сооружения, замки, ратуши, оборонительные сооружения. Элементы готики воплощались в камне, кирпиче, гипсе, металле. В интерьере готику часто используют и современные дизайнеры.
Чем же интересен готический стиль? Откуда он пришел, что означает? Как отличить готику от других архитектурных направлений?
Что такое готика?
Готика — известный термин, который многие ассоциируют со средневековьем, рыцарями, чем-то темным, загадочным и мистическим. Действительно, на первый взгляд кажется, что некоторые элементы, свойственные отделке в готическом стиле, выглядят странно и даже угрожающее. Например, существа — горгульи или библейские сюжеты, изображающие адские мучения.
На самом деле готика — органичный и самодостаточный средневековый стиль, охватывающий культуру и искусство, включая живопись, скульптуру и архитектуру. И такие элементы не должны пугать современного зрителя, ведь их цель — стремление к духовности.
Готика развивалась в несколько этапов, заявив о себе с середины XII века. Итоговой точкой расцвета этого стиля стал конец XV века, но увлечение готикой продлилось ещё почти целый век. Лучше всех о готическом стиле сказал искусствовед Р. Дом, считавший, что архитектура этой эпохи — мост и посредник между родственными романским и ренессансным стилями.
Готический стиль также называли огивальным (оживальным). Но этот термин противоречив. Огивальные (острые) арки встречались не только в готической архитектуре. Их строили уже в дороманский период и использовали в древней архитектуре ислама, о чем говорят многочисленные находки археологов. И арки — не единственный яркий элемент, выдающий руку мастеров той эпохи.
По словам историков, готический стиль был прежде всего сакральным стилем, основанным на системе религиозной мысли, связанной со схоластикой, ее принципе единства и подчинения в трактовке мира как творения Бога. Поэтому одна из основных черт этого стиля — универсализм, реализованный художественным языком с использованием символов, аллегории, схем и иконографии.
Огромная, устремляющаяся вверх готическая церковь — вечный символ времен, когда религиозность была слишком ярой, противоречивой и порой жесткой, сочетая Крестовые походы и истовое стремление вознестись к Богу.
Характерная черта готического стиля — вертикальные направления. Высота, изящность, повторяемость, тонкая отделка придают зданиям выразительность и легкость. Многоцветность, проникающая в интерьер через высокие, искусно и ярко выполненные витражи, придают готическим постройкам одухотворенность, а повторяющиеся вертикальные линии в интерьере и бесконечная высота до свода заставляют любого человека, столкнувшегося с готической архитектурой, устремлять взгляд вверх, забывая о земном.
Готический стиль — покорение Европы
Готический стиль зародился около 1140 года во Франции в регионе Иль-де-Франс. К XIII веку мода на готику захватила Западную, Центральную, Северную Европу, северную Англию и южную часть Скандинавии. Со временем элементы готики появились на Кипре и Ближнем Востоке.
Не захотели принять его лишь итальянские мастера, но и те со временем сдались, переняв самые интересные архитектурные элементы.
Фото: источник
Почему Италия отвергала готический стиль
Италия никогда не принимала европейскую готику полностью. Просматривая итальянскую архитектуру этого периода, мы найдем минимум французского влияния. Итальянцы обычно выбирали между романизмом и ренессансом, игнорируя готические веяния. Отношение итальянцев к готике было связано с распространенным заблуждением по поводу происхождения стиля.
Готика — презрительное название, вошедшее в оборот благодаря итальянским архитекторам эпохи Возрождения в XVI веке. Считается, что этот термин впервые был озвучен в трудах итальянского историка искусства и скульптора Лоренцо Гиберти как отрицательный термин, характеризующий эпоху между романским стилем и ренессансом. Эта же версия повторялась и в работах других известных итальянских искусствоведов, ошибочно считающих готику примитивным стилем варварского германского племени готов, вторгшегося в Италию V и VI веках и разрушившего Рим. Готы считались противниками традиций античности.
На самом деле готическая архитектура и готический стиль в общем не имеют исторической связи с племенем готов.
Периоды развития готического стиля
Историки выделяют три фазы развития готики:
- Ранняя готика. Франция — 1150-1200 гг., ранний английский этап — 1175-1270 гг., Германия — 1230-1300 гг. Стиль утвердился во Франции в середине XII века, затем в Англии (примерно через 25 лет), в Германии в начале XIII века. Это момент, когда романизм канул в историю.
- Зрелая готика. Франция — 1200-1250 гг., Англия — 1270-1350 гг., Германия — 1300-1350 гг. На стиль повлияли политические и общественные изменения. В этот период Франция занимает одну из лидирующих позиций в Европе, значительную роль начинает играть буржуазия. Все это означает, что мир ожидают новые перспективы. Это хорошо заметно в архитектуре, строительстве и отделке соборов тринадцатого и четырнадцатого веков постройки. Французские соборы имели очень прочный фундамент, что сделало их чрезвычайно популярными во всей Европе. Сакральные постройки в большинстве стран имели схожий характер, что привело к сильной унификации зданий.
- Поздняя готика. Французский эпатажный стиль, английский перпендикулярный стиль, немецкий стиль XV/XVI века. Четырнадцатый век был полон эпидемий, вооруженных конфликтов и нищеты. В духовенстве преобладал мистицизм — религиозно-философское течение, признающее возможность экстрасенсорного (прямого) контакта с Богом. В обществе буржуазия занимает главенствующие позиции, тогда как на протяжении последних нескольких столетий главными были представители духовенства.
Изменения, которые претерпевал готический стиль, в первую очередь были связаны с огромными переменами, происходящими во всей Европе. Во Франции религиозные ордена расширили поле деятельности, изучая и практикуя сельское хозяйство. В Германии церкви начали вмешиваться в светские вопросы. Огромное влияние на все происходящее оказали Крестовые походы, следствием которых стал активный обмен культурами между европейскими странами.
Фото: источник
Совсем другая ситуация складывалась вокруг простых людей, которых было большинство. Царящий хаос, сложные и непонятные перемены, неизвестность приводили к потерянности, многие чувствовали себя несчастными и искали поддержки в религии. Храмы, строящиеся в то время, становились лучшим убежищем для смертных, являлись одновременно ярким выражением новой реальности.
Стены делались все более и более парящими, чтобы создать ощущение близости к Богу, вертикализм был отражением благочестия людей, идущих к вере.
Франция — родина готики
Первое готическое здание во Франции — парижская церковь Сен-Дени, построенная в 1140 г. Затем появились грандиозные соборы в Сенс, Нойоне, Париже, Лане, Шартре, Амьене, Бове.
Европа переняла готический стиль, застраиваясь по образцу архитектуры Франции, хотя местные мастера вносили и свои коррективы. Например, в Англии доминировали горизонтализм и большая длина зданий, двойные трансепты, разнообразные своды и большие застекленные плоскости. Грандиозные соборы были построены в Кентербери, Уэльсе, Солсбери.
Консервативная Италия не приняла готическую архитектуру полностью, но заимствовала отдельные элементы, например, реберный свод. Концепция готического пространства была реализована в церкви Святого Франциска в Ассизи. Во Флоренции готика, напротив, прижилась. Великолепный пример — церковь Санта-Кроче (Святого Креста).
В Германии существовало большое разнообразие направлений, готический стиль особенно проявился в области оборонительной архитектуры.
Строительство готических сооружений шло полным ходом. Новые принципы строительства в сакральной архитектуре активно популяризировали цистерцианцы (белые монахи). Францисканцы и доминиканцы пропагандировали готику среди горожан. Рыцарскими орденами возводились готические храмы и замки.
Читать все части статьи: Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)