Что представлял собой город, построенный в готическом стиле — внешняя простота в сочетании с внутренним великолепием — ЧАСТЬ 2
Готический стиль был создан во Франции в XII веке и развивался в XIII веке до первой половины XVI века, когда на первом месте находилось сакральное искусство и архитектура, поэтому символом готики стал собор. Этот период также стал временем расцвета светской архитектуры, включая строительство готических многоквартирных домов и резиденций.
На первый взгляд, суть готического стиля — приближение к Богу. Выражением этого стали парящие башни церквей и вершины многоквартирных домов. Еще один яркий символ готики — острая арка, состоящая из двух элементов круга. Обычно арки окружали красивые и сложные готические витражи.
Особенности архитектуры в готическом стиле
Готическую архитектуру можно разделить на сакральную, светскую и оборонительную.
Готические церкви и соборы были построены из камня и кирпича. Стены сакральных построек были светлыми, а оконные проемы большими и высокими. Солнечные лучи попадали внутрь через окна и витражи. Темы витражей — изображения святых, библейских персонажей, сцены из жизни Иисуса. Красочные витражи прекрасно подсвечивали и украшали комнаты, пропуская разноцветный свет. В таких постройках преобладали реберные потолки и своды, поддерживаемые опорами. Благодаря этому, конструкция приобретала визуальную легкость.
В храмах было много картин, скульптур, гипсовой лепнины, каменных украшений, выполненных в готическом стиле. Мастера использовали растительные и животные мотивы, включая листья, плюща, простые цветы. Животные мотивы — скульптуры птиц и странных существ — горгулий.
Светская архитектура в готическом стиле использовалась при строительстве ратуш и жилых зданий богатых граждан. Ратуши имели черты, характерные для готики — высоту, парность, легкость.
Оборонительные сооружения тоже имели множество особенностей, свойственных готике. Обо всем этом поговорим подробнее.
Как выглядел готический город
Готический город строился по особым законам.
Церковь обычно стояла посреди города, на рыночной площади, окруженной узкими многоквартирными домами. Здесь же находилась ратуша — резиденция муниципальной власти и рынок. Архитектура этих зданий следовала тем же правилам, что и при церковном строительстве. Основной особенностью всех значимых зданий был острый свод.
Ряды улиц пересекались перпендикулярно, образовывая прямоугольные поля. Рынок всегда имел квадратную или прямоугольную форму.
Готика в оборонительной архитектуре
Расширение городов и резиденций правителей – это прежде всего совершенствование их оборонительных функций, которые должны были защищать своих жителей от все более совершенных методов осады.
Готика оставила явный след в оборонительной архитектуре. В этот период появились осадные машины и артиллерия. С этими важными вехами связаны архитектура и планировка поселений. Весь город был окружен оборонительными стенами, достигающими высоты до 10 м. Стены заканчивались наверху зубцами, позволяющими стреляя по противнику прятаться от снарядов.
Важные пункты обороны, а заодно и наблюдения за местностью — башни, установленные через равные промежутки, часто с эркерами, построенными снаружи. Проемы в полу эркера позволяли атаковать сверху. Нападающих поливали кипятком или горячей смолой.
Дополнительная защита города — ров, заполненный водой, огибающий стены со всех сторон. К входным воротам, над которыми была возведена укрепленная надвратная башня, вел подъемный мост. В момент опасности такой мост поднимали на цепях, а в самих воротах опускали массивную, облицованную железом деревянную решетку — порт-кулис (герса). При поднятии мост образовывал дополнительную защиту для ворот. Передний план был защищен барбаканами (бойницами, проемами).
Во второй половине XV века, когда многие элементы обороны потеряли актуальность, во внутренней стороне нижней части стен строились стрелорезы для артиллерийских орудий.
Внешнее оформление оборонительных сооружений было лаконичным. Гипс не использовался, украшения в бою только мешали бы, поэтому готика здесь проявлялась чисто в архитектурном плане. Совсем другое дело, когда речь идет об отделке культовых сооружений — здесь мастера давали волю фантазии. Готика ярко проявлялась во всем — от архитектурных элементов до скульптуры, лепных украшений, барельефов и витражей.
Готика в сакральном и светском строительстве
Готический стиль также использовался при строительстве многочисленных светских зданий. Буржуазия, рыцари, правители охотно использовали мастерство готических зодчих. Были созданы впечатляющие ратуши, подчеркивающие богатство и важность города. Своими размерами, богатством украшений, высокими башнями они могли соперничать с храмами.
Фото: источник
В ратушах заседала муниципальная власть. Их часто соединяли с рынками. Например, при постройке таких зданий в Альпах, рыночные залы размещали на первом этаже, остальные этажи занимали кабинеты чиновников и переговорные комнаты.
Судебные здания также делились на две зоны: в подвалах были тюрьмы и камеры пыток, в верхних этажах проводились суды. Оружейные склады сначала находились в ратуше, позже их перевели в арсеналы, а боеприпасы в пороховые помещения.
В больших городах, где успешно шла торговля, рынки требовали большего простора, поэтому их начали выводить в отдельные здания. Богатые ремесленники начали строить собственные залы, часть помещений в которых также отдавалась под разные нужды, например, в таких зданиях над торговым рядом часто располагались гостиницы.
На окраинах городов орденом Братства Святого Духа строились больницы, где кроме палат для больных, были часовни, кельи и подсобные помещения.
Дома богатых горожан в момент пика развития готического стиля состояли из двух построек, соединенных двориком. В передней части на первом этаже размещались помещения для посетителей, на втором — жилые комнаты владельца. Заднюю часть отводили под склады, конюшни, комнаты для прислуги.
Изначально жилье строилось на каменном основании из дерева, но частые пожары стали причиной смены приоритетов при выборе строительных материалов. В основе построек лежал камень, характеризующийся высокой прочностью и устойчивостью к погодным условиям. На втором месте стоял кирпич, который украшали цветной глазурью. Верх зданий, отделанный лепниной, часто казался как бы отрезанным от пестрого фона стен.
Готические сюжеты завораживают масштабом и таинственностью. Кто-то назовет их пугающими, а кого-то они вдохновляют. В любом случае, если бы готическое искусство не было бы гениальным, оно бы однозначно не сохранилось до наших дней.
Читать все части статьи: Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)