Призрак оперы: гипсовая лепнина и скульптура Гранд-Опера
Гранд-Опера – один из самых изысканных и знаменитых дворцов Франции, щедро украшенный скульптурными и лепными композициями. Этот архитектурный шедевр часто называют сердцем Парижа. Построен он в редком стиле боз-арт. Эксперты называют этот стиль смешением эстетики французского барокко и итальянского ренессанса. Изюминкой стиля боз-арт считается разнообразие гипсовой лепнины и реалистичной скульптуры.
Созданием и реализацией архитектурного проекта занимался выдающийся скульптор и архитектор Шарль Гарнье, который на тот момент был малоизвестен широкой публике. В честь создателя дворец также часто называют Оперой Гарнье. Вместе с мастерами компании «ГессоСтар» рассмотрим особенности лепных и скульптурных элементов Парижской оперы.
Краткая история создания Гранд-Опера
Искусство оперы переживало разные периоды во Франции – от забвения до всеобщего признания. Периодом расцвета этого вида творчества считается время правления Людовика XIV в 1669 г. Именно тогда было построено первое здание Парижской оперы. Однако с того времени театр несколько раз менял название и место расположения. Появлением дворца в современном его виде парижане обязаны Наполеону III, который панически боялся покушений. После неудачной попытки его убийства, произошедшей в здании другого театра, Наполеон III инициировал строительство дворца, соответствующего всем требованиям безопасности.
Архитектора выбирали путем проведения масштабного конкурса, который выиграл малоизвестный скульптор Шарль Гарнье. Он работал над созданием своего шедевра 15 непростых для Франции лет. За это время страна пережила войну и крах империи, однако архитектурному комплексу было суждено украсить столицу Франции. Официальное открытие театра состоялось в 1875 году.
Описание лепных и скульптурных шедевров фасада Оперы Гарнье
Наиболее интересна с художественной точки зрения южная часть фасада, которая считается парадной стороной здания. Нижний уровень фасада лицевой стороны представлен галереей с полуарками, щедро украшенными лепниной. Каждый пролет галереи украшает монументальный барельеф, изображающий один из видов искусства.
Фото: источник
Здесь в обличии людей представлены:
- Драма;
- Танец;
- Инструментальная музыка;
- Поэзия.
Над созданием всех скульптур работали разные мастера под контролем главного архитектора. По задумке автора эти скульптурные группы встречают гостя у входа и приглашают его пройти в вестибюль. Выглядит галерея очень эффектно и привлекательно, что во многом объясняется совместной работой нескольких художников.
На галерею опирается мраморная колоннада лоджии. Это еще одна уникальная часть фасадного оформления оперы, которую украшает великолепная лепнина. Лепка здесь изображает традиционные для театрального декора маски. Всего фасад украшает 53 лепные маски, выполненные по античным прототипам. Также в лепной композиции присутствуют растительные элементы и классические орнаменты.
Однако центральной частью второго уровня фасада Оперы Гарнье считаются скульптуры великих композиторов, выполненные из бронзы. Здесь представлены бюсты таких знаменитых деятелей искусства:
- Людвиг ван Бетховен;
- Эдвард Россини;
- Даниэль-Франсуа Обер;
- Вольфганг Амадей Моцарт;
- Гаспаре Спонтини;
- Джакомо Мейербер;
- Фроманталь Галеви.
Художественным центром фасадного декора стала великолепная скульптура Аполлона – древнегреческого Бога, покровителя искусств, предводителя муз. Скульптура представляет обнаженного Аполлона в окружении двух муз – музыки и поэзии. Голову древнегреческого Бога украшает лавровый венок, а в поднятых руках он удерживает арфу. Интересно, что этот музыкальный инструмент выполняет не только декоративную функцию. Металлическая арфа в руках Аполлона – это действующий громоотвод. Музы, окружающие Бога облачены в длинные одеяния и изображены в процессе творчества.
Над созданием этой скульптуры трудился французский скульптор и художник Эме Милле. Она украшает массивный бронзовый купол здания. По задумке архитектора это символизирует, что оперный театр – храм искусства под покровительством самого Аполлона.
С двух сторон от скульптуры Аполлона расположены две позолоченные скульптурные композиции, выполненные Чарльзом Гюмери (Шарль-Альфонс-Акилла Гюмери). Первая изображает вдохновленную и торжествующую Поэзию. Вторая посвящена Гармонии, за спиной которой раскрыты большие крылья.
Западная сторона здания проектировалась с учетом запросов и пожеланий заказчика — Наполеона III. Здесь расположен специальный вход, предназначенный для царственных особ. Западный вход был оснащен необычной системой пандусов, которые позволяли императору выходить из кареты сразу в здание театра. Это снижало риск нападений. Интересно, что именно в этой части фасада установлена скульптура самого автора проекта — Шарля Гарнье.
Сегодня с западной стороны Гранд-Опера расположен ресторан, который построен полностью из стеклянных блоков. Это позволило создать дополнительное пространство, не нарушая старинную архитектурную композицию дворца.
По плану архитектора входы в театры были расположены со всех четырех сторон:
- с южной стороны — для всех зрителей;
- с западной — для императора;
- с восточной — для аристократов, занимающих ложи;
- с северной – для работников сцены.
Описание лепных и скульптурных шедевров интерьера Оперы Гарнье
Отдельного внимания заслуживает внутреннее убранство оперного театра. Первое, что видят гости Оперы Гарнье – уникальная разветвленная лестница из мрамора. Лестницу со всех сторон украшает великолепная сложная гипсовая лепнина. Часть лепных композиций имеют позолоченную поверхность. Кроме того, пространство холла украшают также скульптуры муз и барельефы ангелов.
Фото: источник
Роскошный интерьер украшает также театральный зал оперы, который способен разместить не менее 1900 зрителей. Зал имеет форму подковы и оформлен в золотисто-бордовых оттенках. Позолоченные лепные композиции украшают стены и колонны. Настоящим произведением искусства эксперты считают потолок театрального зала. Его роспись была заказана у знаменитого Марка Шагала, а центральную часть украшает уникальная восьмитонная люстра.
Легенды и призраки Гранд-Опера
Парижская опера знаменита на весь мир не только, как храм искусства и архитектуры, но и в качестве пристанища призраков. Подвалы Оперы Гарнье сообщаются с сетью парижских катакомб, а в подземелье театра есть настоящее озеро. Именно его описывает Гастон Леру в своем знаменитом романе «Призрак оперы». По легенде именно здесь обитает призрак. Интересно, что в озере действительно водятся карпы, как и описано в романе.
По этой же легенде руководство оперы никогда не продает билеты в 5 ложу в первом ярусе. Эта ложа остается всегда свободной для призрака Эрика. Сторонники легенды считают, что несоблюдение этого правила может обернуться неприятными последствиями для персонала и гостей театра. Некоторые даже связывают с этим падение люстры в театральном зале, которое произошло 20 мая 1896 года. Зрители при этом не пострадали, в связи с тем, что размеры и вес люстры в те времена были намного скромнее современных.
Посетить Париж и не оценить роскошь и аристократизм Гранд-Опера — огромная ошибка. Этот храм искусства знаменит на весь мир не только лучшими театральными постановками, но и великолепным скульптурным декором.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность