(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Скульптура «Греческая рабыня». Как автор, не желая того, создал символ отмены рабства, феминизма и неплохо заработал

Скульптура «Греческая рабыня». Как автор, не желая того, создал символ отмены рабства, феминизма и неплохо заработал

Автор, создавая художественное произведение, не всегда может предугадать, какая судьба ждет его творение. Иногда он даже не в силах представить, о чём подумают люди, глядя на его работу. Так произошло и с классической скульптурой греческой девочки. 

Юная рабыня

История этой скульптуры началась в 1824 году, когда Греция выходила из состава Османской империи. Турки безжалостно вырезали греческое население, а многих обратили в рабство. Рабами становились даже дети. Одна из юных рабынь Гарифаллиа Михалвеи, продаваемая на невольничьем рынке, бросилась в ноги американскому дипломату с просьбой спасти её от страшной участи. Родители девочки на тот момент уже были убиты.

Дипломат пожалел ребенка, отправил в США и дал американское имя Garafilia Mohalbi. Но юная гречанка так и не справилась с перенесенным ужасом и в 13 лет умерла. На эту тему было создано несколько художественных произведений. Одно из них – статуя «Греческая рабыня», творение неоклассика Хирама Пауэрса, увидевшее свет в 1844 г.

Статуя юной девушки, созданная по образу Венеры из галереи Уффицы, изображала гречанку, которую пытаются продать в рабство. Но художник, по происхождению американец, живший в ту пору во Флоренции, даже не мог предположить, какая интересная судьба ждёт его произведение.

Шесть скульптур, гастролирующих по США

Вначале автор создал гипсовую модель, по которой сделал шесть скульптур из гипса и мрамора. Причём для копирования он применял современные по тем временам измерительные приборы. Копии получились точными, а процесс шёл быстро. И вскоре все шесть скульптур отправились в турне по США. Но автор не подозревал, что произойдет дальше.

В 1847 году в Америке было немного развлечений, поэтому все пришли посмотреть на статую рабыни. Присутствующих ждал шок. Стандартная классическая скульптура оказалась провокационной:

  • В это сложно поверить, но американцы до этого никогда не видели обнаженных статуй. Поэтому было принято решение демонстрировать произведения женщинам и мужчинам раздельно.
  • Но главное – белые, считавшие себя господами, а темнокожих рабов – людьми второго сорта, увидели светлокожую рабыню, прикованную цепью к столбу. Подлил масла в огонь и крест, висевший на руке девушки. Это казалось чем-то диким – белая женщина, рабство и христианство не сочетались в умах. Американцы как бы посмотрели на себя со стороны, поняв, что в разных ситуациях невольниками могут быть они и их дети. Классическая скульптура сработала, как разорвавшаяся бомба.

В то время шла война между Севером и Югом за отмену рабства, поэтому «Греческая рабыня» оказалась кстати. Шесть копий демонстрировали с 1847 до 1850 года в Нью-Йорке, Новой Англии, Филадельфии, Балтиморе, Вашингтоне, Луисвилле, Сент-Луисе и Новом Орлеане, и везде на них приходили посмотреть толпы людей. Скульптура попала точно в цель. Конечно, экземпляры были удачно проданы. Автор запатентовал произведение, и выпускаемые позже реплики стали приносить ему доход. Они и сейчас успешно продаются.

Скульптура «Греческая рабыня»

Фото: источник

Южная и северная половины страны видели в произведении разный подтекст, а феминистки – символ освобождения женщины

Северяне и аболиционисты, выступающие за отмену рабства, увидели в скульптуре доказательство, что каждый, вне зависимости от цвета кожи, может стать рабом. «Греческая рабыня» стала символом освобождения.

Южане, выступавшие за рабство, сделали совсем другие выводы. Для них было дикостью, что белая девушка-христианка стоит раздетая на невольничьем рынке, прикованная цепью. Причём поработили её турки, в понятии американцев – цветные. Получается, что варвары продавали белых женщин.

Произведение было для Америки новаторским. Здесь никогда и никто еще не лепил и не выставлял статуи рабов. Это казалось странным. Тем более девушка была привлекательна, что не вязалось с мировоззрением, связывающим невольников с неприятными образами. Искусствоведы считают, что скульптура – одна из многочисленных причин, заставивших пересмотреть своё отношение к рабству.

Среди желающих посмотреть на греческую рабыню была американская феминистка Люси Стоун, боровшаяся за предоставление женщинам избирательных прав наравне с мужчинами. Она разрыдалась, увидев порабощённую девочку. Так статуя стала одним из символов феминизма. Это был еще один неожиданный для автора эффект.

Новаторская структура – новаторские методы

Все шесть копий были изготовлены по интересной технологии. Скульптор использовал измерительное устройство, называемое «указательной машиной», применяемое еще в античные времена, но потом о нем забыли. С помощью нескольких регулируемых «рычагов» и указателей мастер переносил контуры прототипа, создавая копии.

Это вызвало у искусствоведов панику. Они побоялись, что предприимчивые американские скульпторы начнут в огромном количестве копировать классические произведения, обесценивая их. Но прогресс было не остановить – позже такими приборами пользовались практически все, кто работал с гипсом, мрамором, камнем и другими скульптурными материалами.

Первые шесть вариантов статуи сохранились до наших дней. К ним прибавились многочисленные копии. Юную гречанку изображали на барельефах, панно, даже на ювелирных изделиях. Посмотреть на прекрасную невольницу можно в музеях Йеля, Вермонта, Вашингтона, Массачусетса, Алабамы.

На столе губернатора Вермонта Джеймса Дугласа одно время стояла такая скульптура, но чиновник велел её убрать, мотивировав тем, что в кабинет заходят дети. Так что свободная Америка оказалась намного более зажатой по сравнению со Старым светом, где при виде нагих статуй никто не смущался.

Трагическая судьба юной рабыни стала сюжетом многих художественных произведений. Джон Уиттьер посвятил ей поэму, а Элизабет Браунинг – сонет. Насколько глубоко прочувствовали ситуацию люди, не подозревающие, что цвет кожи не спасает от возможной перспективы стать «живым товаром».

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96