Интерпретации Венеры – к чему привели попытки усовершенствовать шедевр
Венера Милосская – греческая статуя, хранящаяся в Лувре, считается классическим идеалом женской красоты. Но, несмотря на всемирное признание шедевра, всегда находились творческие личности, считавшие, что его нужно усовершенствовать.
С чего все началось
8 апреля 1820 года Йоргос Кентротас, греческий фермер, живший на острове Милос в архипелаге Киклады, при копке земли нашел мраморный бюст без рук. Произведение случайно увидел Оливье Вутье – молодой французский морской офицер, увлекающийся археологией, чей корабль «Шеврет» был пришвартован на острове. Оливье шел среди руин древнегреческого театра, очарованный бесчисленными фрагментами статуй, увидел Венеру и доложил начальству. Произведение доставили на корабль.
Обнаруженной статуей заинтересовался адмирал Жюль Дюмона д’Юрвиль, который распорядился доставить скульптуру в Париж. Его интерес носил не художественный, а политический характер. Эта статуя – редкий оригинальный греческий образец, а не римская копия, должна была заменить классические шедевры, возвращенные по решению Венского конгресса в страны, откуда их вывезли войска Наполеона. Французы отправили статую ко двору короля Людовика XVIII, а он в 1821 году подарил ее Лувру.
Первые усовершенствования
Пропагандистская акция началась немедленно: статуя, приписываемая Фидию или Праксителю, должна была стать символом красоты во что бы то ни стало. Но у нее не было рук и левой ноги. Недостающие элементы решили изготовить, но не смогли решить, какую позу придать рукам. Версий выдвигалось много, но ни одна из них не была убедительной. В результате статую оставили в первоначальном состоянии. Посчитали, что это правильный ход – при отсутствии рук внимание приковывали изысканная драпировка, гладкий бюст и лицо с невозмутимым выражением. Скульптуре приделали только недостающую ногу, которую позже тоже убрали.
Настоящая коронация богини красоты произойдет чуть позже, когда художники сделают произведение основой для своих произведений. Одним из первых был Эжен Делакруа – его Свобода, ведущая народ в 1830 году на баррикады, вдохновлена Венерой Милосской – это видно по обнаженному бюсту, вытянутой вперед левой ноге и драпировке на платье. Статую изобразили на своих картинах Ван Гог и Сезанн.
Как сюрреалисты пытались усовершенствовать Венеру
С приходом сюрреализма, через сто лет после своего открытия, эта икона красоты, стала объектом необычных художественных экспериментов. Интерпретации порой были очень смелыми и неожиданными.
В 1931 году бельгийский скульптор Рене Магритт изготовил копию Венеры, туловище которой покрасил в розовый и синий цвет. Проведение «Les menottes de cuivre» (Медные наручники), намекало на отсутствие рук – символ бесправия. Интерпретация была спорной, но в одном Магритт прав: греческие статуи когда-то действительно были раскрашены.
В 1936 году Сальвадор Дали сделал Венеру с ящиками. Таким способом мастер хотел рассказать о женских секретах, спрятанных в душе. Символ родился из психоанализа Фрейда, популярного в то время.
В 1936 году скульптуру «доработал». Ман Рэй Торже. Его Венера без драпировки с отдельно вылепленной головой, опутанная веревками, стала демонстрацией переосмысления искусства, двигавшего сюрреалистами. Это был символ оков, которые накладывали на скульптуру классические догмы и от которых надо было избавиться.
Фото: источник
В те годы появилось бесчисленные художественные изображения Венеры. Ее печатали на всем – от кукурузных хлопьев до аспирина, от корсетов до перьевых ручек. Таким образом рекламщики показывали, что товар совершенен, как греческая богиня.
Вторая мировая война и гипсовая копия
В 1939 году Венере снова угрожала опасность. С наступлением немецких войск на Францию необходимо было перевезти шедевры из Лувра в безопасное место. Директор Жак Жожар вывез более 4000 произведений в замок Шамбор.
16 августа 1940 года гитлеровцы, вошедшие в Лувр, обрадовались, что Венера Милосская на месте. Но они не знали, что перед ними современная гипсовая копия. После войны настоящую статую вернули на место.
Ники де Сен-Фалль, Дали, Арман и токийская олимпиада
В 1962 году Ники де Сен-Фалль сделала полую копию Венеры, закрепила внутри нее мешочки с краской, а затем выстрелила из винтовки на расстоянии. Скульптура покрылась цветными пятнами. Это нападение на древнее искусство не поняли и посчитали странным.
В 1964 году статую отправили в Токио на Олимпиаду. Но долгое 33-дневное путешествие по морю повредило шедевр: оторвались четыре фрагмента драпировки на высоте левой голени. Три из них были кусками гипса от старой реставрации, а четвертый представлял собой мраморную крошку, уже отделенную от статуи в 1820 году.
В 70-х годах скульптура вдохновила Сальвадора Дали. В «Галлюциногенном тореадоре» Венера Милосская изображается в разных положениях и измерениях. Дали возвращался и к скульптурной версии шедевра, но отказался от ящиков и начинает смешивать части лица. Нос и ухо поменялись местами. Этим образом Дали хотел сказать, что мы слышим всеми органами.
Затем настала очередь Армана, который начал резать, фрагментировать и собирать Венеру заново. Но все равно скульптура была узнаваема и совершенна.
Фото: источник
Современные Венеры
Интересны релизы скульптуры Джима Дайна 80-х и 90-х годов. Но его Венеры лишены головы, простоваты, угловаты и грубы. Однако яркий цвет, однотонный или яркая пятнистая окраска, делают произведения интересными. Мастер расположил статуи по три – это отсылка к «Трем грациям» Кановы.
В последние годы было создано огромное количество интерпретаций классического произведения с «живыми» и механическими руками, окрашенных самые разные цвета, с татуировками и даже с котом. Это произведение превращали в карандашницы, вазы, светильники, другие предметы, изображали на барельефах и картинах.
Последняя версия 2023 года принадлежит французскому художнику и предпринимателю Грегу Лански, создавшему скульптуру под названием «Алгоритмическая красота». Его Венера держит в руках мобильный телефон, и демонстрирует достижения пластической хирургии. Так художник хотел показать, насколько изменились стандарты женской красоты.
Он напомнил, что в XIX веке, когда скульптуру привезли в Лувр, многие не оценили ее привлекательности. Но пропаганда сделала свое дело, и общество получило идеал. Сейчас в моде новые богини, которых возводят на пьедестал. Собирательный образ новых красоток и демонстрирует автор
Можно по-разному относиться к пропагандистской акции, проведенной Францией, но она сработала великолепно! Мраморная женщина, жившая до нашей эры, до сих пор не оставляет равнодушными скульпторов и художников. Потому еще будут попытки улучшить красоту, проверенную тысячелетиями.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)