(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

История французского гипса

История французского гипса

Гипсовая лепнина давно применяется для украшения зданий. Такой декор использовали еще в Древней Греции, Риме и Персии. Лепнина была очень популярна и в Европе, особенно во Франции, где в каменоломнях добывали гипс, названный парижским. Сеть катакомб на месте добычи гипсового сырья сохранилась до сих пор.

Украшения из гипса были не дороги, поэтому их широко использовали при отделке зданий не только богачи, но и средний класс. Но не все скульпторы умели работать с капризным материалом, поэтому были изобретены присадки, порой очень оригинальные. Лепнина долго сохла, ее монтировали полусырой, а хозяевам жилья приходилось долго отмывать дом и терпеть сырость. Чтобы непросохший гипс не покрылся плесенью или грибком, его постоянно протирали.

Зачем французы протирали гипс

Выражение «вытирать гипс», описывает ситуацию, когда кто-то первым занимает новую, только что созданную должность и ему надо справляться со всеми возникшими форс-мажорными ситуациями. Или, например, сталкивается с чем-то новым, что приходится обкатывать и приспосабливать. Это емкое сравнение с проживанием в только что построенном или отремонтированном доме, где штукатурка еще влажная, комнаты сырые и везде лежит мусор, оставшийся после ремонта.

Такое выражение родилось в 18 веке. При Людовике XVI Париж переживал строительный бум, а поскольку в те годы гипсовая лепнина была символом богатства и роскоши, каждый хотел установить в квартире молдинг, карниз, колонны с красивыми капителями. Но мастеров не хватало. Это породило большое число шабашников, решивших таким образом срубить легкие деньги.

В сырых комнатах с непросохшей лепниной комнатах витал запах сырости, и считалось, что жить там небезопасно. Французский драматург Луи-Себастьен Мерсье писал в 1783 году: «Гипсовая отделка, используемая при строительстве домов, приносит много вреда. Во вновь построенных зданиях люди страдают параличами и другими болезнями, происхождение которых приписывают внешним причинам».

Поэтому, пока стены не высохнут, полусырой дом сдавали за небольшую сумму «общественным девушкам» – дамам легкого поведения. Они терли гипс, отмывали комнаты после строителей, а потом покидали эти помещения и переходили в следующую новостройку.

За сочетание двух профессий – самой древней и клининга таких дам прозвали «губками радости». Из-за двусмысленного происхождения выражение «essuyer les platres» долго не входило в справочники и словари. Впервые оно было включено в реестр только в 1850 году французским лексикографом и грамматиком Луи Николя Бешерелем.

Зачем французы протирали гипс

Как появилась парижская улица Бланш

Многие туристы удивляются такому странному названию популярной улицы. Ответ кроется в истории. Тележки с гипсом, возвращавшиеся в Париж из карьеров Монмартра, проезжали по улице Бланш в 9-м округе и оставляли после себя белые следы. Местность местами круто уходила вниз, поэтому гипсовая пыль летела во все стороны и застилала дорогу от земли до фасадов зданий. За это улицу и назвали Бланш – белая. Карьеры Монмартра оставались открытыми до конца 19 века, но потом перестали функционировать, гипсовая пыль с улиц исчезла, но название осталось.

Старинные технологии работы с гипсом

Смесь для изготовления лепнины в 18 веке состояла из гипсового порошка, воды и клея. Уже тогда существовали технологии, позволяющие менять свойства гипса:

  • Для придания материалу прочности к нему добавляли квасцы, фосфат калия и буру. Полученную смесь называли английским гипсовым цементом. В Германии гипс с квасцами назывался «марморгипс» или «марморемент» и использовался до 60-х годов 20 века.
  • Для ускорения схватывания гипса в него добавляли белую воду, собранную во время чистки инструментов и посуды, используемых при работе. Существует легенда, что древние мастера, желавшие, чтобы гипс быстрее застыл, подливали в смесь мочу.
  • Чтобы отсрочить схватывание гипса, в него примешивали небольшое количество клея (белка) из кожи кролика или крупного рогатого скота. Гипсовая смесь превращалась в гель, застывала дольше, и с ней было проще работать. Для увеличения пластичности гипс смешивали с пивом, виноградным соком, миндальным маслом или простоквашей.
  • Готовые гипсовые украшения после застывания полировали мягкой тканью, а затем покрывали тонким слоем воска. Такую лепнину называли мраморной из-за блеска и схожести с этим материалом.

Сероватые украшения из дешевого гипса назывались «цыганской» лепниной. Этот декор был популярен в домах французских цыган, где его красили в яркие цвета или покрывали золотой краской.

Старинные технологии работы с гипсом

Современные виды гипса

Постепенно менялись технологии изготовления гипсового сырья, разрабатывались современные присадки. Сейчас в продаже можно встретить разные виды гипса:

  • Строительный – мелкий гипсовый порошок, используемый для производства гипсокартона и гипсокартонных плит.
  • Скульптурный — отличающийся повышенной белизной и мелким помолом. Применяется для изготовления гипсовых скульптур, заливочных форм, декоративных изделий, сувенирной продукции, гипсовой посуды.
  • Мелкозернистый или алебастр – материал с ускоренным временем твердения и высыхания. Используется для ремонта зданий, оштукатуривания замазывания трещин и швов, сглаживания неровностей.
  • Высокопрочный – гипс мелкого помола с минимальным количеством примесей. Не требует применения пластификаторов, применяется для закрепления гипсового декора – розеток, молдингов, планок, плинтусов, карнизов.

Появилось множество современных присадок–пластификаторов. Эти компоненты делают гипс более текучим, активизируют или замедляют твердение, ускоряют схватывание, удаляют пузырьки внутри лепнины.

Но в память об истоках французского гипса остались не только название улицы Бланш, и поговорка «Essuyer les platres». О старине напоминают прекрасная гипсовая лепнина в старых домах и скульптуры в парижских музеях, которые приезжают посмотреть миллионы туристов.

источник изображений


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96