История каминов
Камин в гостиной – элемент дизайна, определяющий общий стиль помещения. Раньше такие устройства служили для приготовления еды, обогрева помещения и демонстрировали высокое материальное положение хозяев. И сейчас богато украшенные камины – признак особого статуса, но их прикладные функции отошли на второй план. Откуда появились такие конструкции, как они менялись со временем и почему не утратили популярности?
История каминов до XX века
Первые камины, в привычном понимании этого слова, появились в античное время. Слово «камин» произошло от латинского caminus, что означает «открытый огонь». Топки были открытыми, а дым уходил вверх по трубе. В теплых странах такое устройство справлялось с функцией отопления.
Позже камины в своих замках устанавливали феодалы. Но конструкция средневековых моделей была проще. Дым из открытых топок поднимался и уходил в отверстие на потолке, но на потолочной поверхности оседала копоть и сажа. Чтобы не чистить и не перекрашивать весь потолок, придумали гипсовые розетки. Их прикрепляли над камином, и по мере загрязнения, заменяли новыми.
Только в X–XVI веках камины начали присоединять к дымоходам, и они стали похожи на современные. Основой служила топка, украшенная порталом, состоящим из горизонтального элемента – архитрава и двух боковых пилястр. Сверху устанавливалась богато украшенная каминная полка. В это время карнизы обрели свое привычное место – возле стены. Такой отопительный прибор стоил дорого, и его могла себе позволить не каждая семья.
В XVII веке в моду вошел стиль барокко, означающий «вычурный, причудливый». Это отразилось на внешнем виде каминов, которые стали крупными, с резными порталами, чугунными элементами. Переднюю часть украшали растительными орнаментами с изображением птиц, насекомых, ангелов, детей. Сверху устанавливали канделябры, часы и скульптуры. В середине 1700-х приобрели популярность европейские резные мраморные камины, которые торговцы поставляли по всему миру. Эти модели с витиеватыми украшениями идеально подходили под убранство домов тех лет.
В начале XVIII века камины стали строить в георгианском стиле. Их порталы имели тяжелый архитрав с массивными пилястрами, а находящаяся вверху каминная полка служила подставкой для произведений искусства и зеркал. Сверху ставили статуэтки животных и птиц, особенно популярны были орлы. Претерпела изменения и внутренняя конструкция камина. Появился обтекаемый дымоход – рамфорд, топка стала короткой, широкоугольной. Благодаря такой конструкции камин отдавал больше тепла, а потери нагретого воздуха стали минимальными.
Но в конце XVIII века стиль каминов опять изменился, стал более сдержанным и классическим. Акцент перенесли с верхней части (архитрава) на пилястры, которые часто делали рифлеными, украшали орнаментом из гирлянд или веерообразных элементов. Каминные порталы украшали деревом и камнем. Мрамор был дорогим импортным товаром, и вплоть до викторианской эпохи его почти не использовали. Большую популярность приобрел чугун, из которого отливали рельефы с библейскими, военными, мифологическими сюжетами. Перед топкой ставили экран, рассеивающий тепло.
В XIX веке интерес к пышно украшенным каминам утих, в моду вошел неоклассицизм и английский стиль – сдержанность, лаконичные украшения. Но в это время выдающиеся архитекторы Европы и Америки создавали и богато украшенные модели, в которых сочетались итальянское барокко, французское рококо и английская готика. Каменные порталы украшали орнаментами, скульптурами, рельефами. Центром композиции часто служил гипсовый картуш с изображением герба хозяина.
Камины в России
В России камины появились благодаря Петру I. Был издан указ, повелевающий каждому дворянину иметь в доме такой предмет, подчеркивающий стремление к европейским ценностям и социальный статус. Но в России они выполняли декоративную функцию, и для приготовления пищи и отопления практически не использовались. Выделяемого тепла не хватало для обогрева помещений, поэтому практически везде топили русскими печами.
После прихода к власти Елизаветы, сменившей Петра, камины стали декоративными, даже в Царскосельском и Петергофском дворце для отопления использовались русские печи. Во время царствования Екатерины, они снова стали популярны, но в отличие от Европы служили не для тепла, а были предметом интерьера.
Камины XX века
В 20 веке камины в России и Европе стали проще. После электро- и газификации появились три основных вида таких устройств:
- Дровяные – работающие на дровах. Дают сильный жар, в них горит настоящий огонь, но монтаж и обслуживание сложное и затратное.
- Газовые – работают на природном газе, не нуждаются в дровах, но требуют установки вытяжки.
- Электрические – внутри установлены конструкции, имитирующие пламя. Есть модели с динамиками, издающими звук потрескивающих дров. Для такого камина не требуется дымоход, но при работе тратится много электроэнергии.
- Фальш-камины – декоративные конструкции, не способные отапливать помещение. Изготавливаются из дерева, мрамора, гипса. В качестве имитации источника огня используются электрические гирлянды. Есть модели вообще без искусственного пламени, с полкой, на которую ставят статуэтки, часы и сувениры.
Камины XXI века
Век научно-технического прогресса внес свои коррективы. Появились самые разные модели: биокамины, полностью сжигающие топливо, электрические модели с автоматической регулировкой нагрева, даже устройства, совместимые с системой «Умный дом». Параллельно стал возрождаться интерес к классическим моделям. Многие стали заказывать модели с топкой, украшенные порталом из гипсовой лепнины, дорогих пород дерева – дуба, клена, вишни, ореха.
3D моделирование породило спрос на копии традиционных каминов, установленных в исторических зданиях. Но и здесь современные технологии внесли коррективы – вместо мрамора в них используется камень из мраморной крошки. Таким способом изготавливают модели даже в сложных стилях барокко и рококо. Изменилось и содержимое каминных полок, на которых вместо скульптур и подсвечников устанавливают плоские телевизоры.
Камин, зародившийся в античную пору, благополучно дошел до наших дней, сохранил красоту и остался символом престижа. Это прекрасный способ украсить дом, квартиру и показать индивидуальность владельца.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность