(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

«О, моя богиня!» 8 скульптурных и лепных изображений древних богинь

«О, моя богиня!» 8 скульптурных и лепных изображений древних богинь

В древнем мире, задолго до принятия патриархальных канонов общества, именно богини играли важную роль в религиозных культах и устанавливались в пантеонах. Их создавали лучшие художники древности, воплощая женское тело в скульптурах и барельефах. В то время в образе женщины люди представляли почти все — от природы и плодородия, до власти, мести и красоты. Сохранившиеся статуи женских божеств считаются одними из лучших примеров древнего искусства, которое все еще впечатляет зрителей.

 

  1. 1. Венера Виллендорфская

Скульптура неизвестного художника граветтского периода, найденная на территории Австрии. Время создания предположительно 25000 г. до н.э.

Этот редкий образец богини, вырезанной из твердого известняка, считается иконой палеолитического искусства. Это одна из трех фигурок «Венеры», найденных во время археологических раскопок в Виллендорфе на территории Австрии. Эти места подарили археологам множество свидетельств об искусстве и быте периода Граветта (около 28 000–19 000 до н.э.).

Венера Виллендорфская
Фото: источник

Фигурка изображает невысокую полную женщину, первоначально окрашенную в красный цвет. Как и в случае с другими обнаруженными скульптурами периода Граветта, грудь и бедра женщины сильно гипертрофированы, а ноги сужаются книзу, заканчиваясь чуть ниже колен. У большинства скульптур полностью или частично отсутствуют руки. Лицо пустое, но на голове выгравированы волнистые линии в виде спирали, которые, вероятно, изображают головной убор. Пупок и половые органы четко определяются.

Назначение обнаруженных скульптур до сих пор неизвестно. Некоторые ученые предполагают, что их использовали с ритуальными целями. Другие историки считают, что полная женщина символизирует плодородие. В связи с тем, что голова женщины наклонена вперед, некоторые эксперты предполагают, что богиня находится в подчинении.

 

  1. 2. Королева Ночи

Скульптура неизвестного художника Старого вавилонского периода, найденная на территории Ирана. Время создания предположительно 1775 год до н.э.

Работа «Королева ночи» также известна, как «Рельеф Бурни» по имени бывшего владельца композиции, — это одно из самых ярких и загадочных произведений древневавилонского искусства. То, что скульптор изобразил именно богиню, понятно сразу. Необычный головной убор, жезл, кольцо и широкие крылья – все это символизирует справедливость и власть. При этом точно определить какая именно богиня вдохновила автора на создание скульптурной композиции, до сих пор не удалось.

Королева Ночи
Фото: источник

Свое название скульптура получила в связи с окружающими ее символами ночи. К таким символичным знакам относят направленные вниз крылья и очертания сов. Ученые укрепились в мнении, что автор посвятил свою работу богине ночного неба, когда обнаружили следы черной краски на заднем плане. Эта же фигура неоднократно встречается в других произведениях древневавилонского искусства.

Самым вероятным прообразом «Королевы ночи» считают богиню любви и войны Иштар. Эта богиня почти всегда изображалась со львами, что наблюдается и в рельефе Бурни. Некоторые историки считают, что скульптурная композиция изображает момент нисхождения Иштар в Подземный мир, о котором рассказывает миф. Согласно этой легенде богиня лично отправилась в царство мертвых, чтобы бросить вызов своей сестре – покровительнице подземного царства Эрешкигаль.

 

  1. 3. Богиня змей

Работа неизвестного художника минойского нео-дворцового периода (Греция). Время создания предположительно 1500 г. до н.э.

Эта статуэтка была одной из трех фаянсовых женских фигурок, найденных в хранилищах храма в минойском Кносском дворце. Женщина облачена в типичный минойский костюм, состоящий из обтягивающего лифа с обнаженной грудью и пышной юбки. Богиня держит в вытянутых руках двух извивающихся змей.

Богиня змей
Фото: источник

Значение Богини Змей до сих пор не установлено, но в связи с ее приближенностью к Тронному Залу некоторые ученые предполагают, что эти женские фигуры использовались в ритуальных обрядах. Она могла также быть воплощением «царицы животных» — культового персонажа ближневосточного происхождения. Царица всегда изображается в виде женщины в окружении двух животных.

Богини Змей считаются наиболее сложными фаянсовыми объектами, обнаруженными на Крите. Они отличаются сложным моделированием, полихромным рисунком и сборкой из нескольких частей (туловища, конечностей и змей). Сам фаянс, используемый для их изготовления, также имеет сложную технологию производства.

 

  1. 4. Шкатулка «Царица животных»

Работа неизвестного художника, выполненная в стиле гибридизации (Сирия). Время создания предположительно 1250 г. до н.э.

Этот предмет древнего искусства представляет собой резьбу из слоновой кости тринадцатого века до нашей эры. Изначально эта резьба украшала крышку от шкатулки, в которой хранили косметику или украшения. Работа демонстрирует интересное эгейское и особенно микенское влияние на традиционный ближневосточный стиль в искусстве.

Шкатулка «Царица животных»
Фото: источник

В центре композиции та самая богиня, которая имеет несколько имен, но чаще всего именуется Царицей животных. Она окружена символами природы, жизни, а также щедрости и плодородия земли. По сюжету богиня кормит кукурузными початками двух коз, стоящих перед ней на задних лапах, как это принято в месопотамском искусстве. Связь с микенским стилем видна в костюме богини, в профиле и выражении ее лица. Также некоторые ученые заметили характерную для микенских женщин прическу.

Как и многие другие скульптуры из слоновой кости, найденные позже, это отличный пример работы художников из Сирии и Ливана, создающих оригинальные гибриды, основанные на объединении стилей многих средиземноморских и ближневосточных культур. Слоновая кость, из которой сделана крышка, также указывает на высокую стоимость изделия. Это позволяет многое понять о владельце шкатулки. Скорее всего, это был очень богатый человек.

 

  1. 5. Дама из Эльче

Скульптура неизвестного художника в греко-иберийском стиле (Испания). Предположительное время создания 400 лет до н.э

Эта загадочная скульптура была обнаружена в 1897 году в Эльче в Аликанте, на юго-восточном побережье Испании. В дополнение к пуническому (западному финикийскому) и греческому стилю, многие историки заметили, что скульптура Леди Эльче содержит также интересные местные элементы, которые просматриваются в орнаменте и костюме. Сегодня эта скульптура считается шедевром греко-иберийского гибридного искусства.

Дама из Эльче
Фото: источник

Иберийские элементы скульптуры были обнаружены в тщательно продуманном головном уборе и украшениях. Ученые определили, что они точно соответствуют описаниям иберийских женщин, оставленным Артемедором Эфесским, греческим писателем, который посетил Пиренейский полуостров около 100 г. н.э. Греческие влияния видны в полых глазах, которые вероятно были инкрустированы цветным стеклом. Также историки отмечают реалистичность и детализацию фигуры, выполненной в строгом стиле. Это может указывать на начало пятого века до нашей эры, хотя другие предположения связывают Даму из Эльче с эллинистическим и даже римским периодами.

Сложное украшение и необычный головной убор фигуры были тщательно изучены в попытке выяснить ее личность, однако многие вопросы до сих пор остаются без ответа. Предполагается, что она представляет местную богиню плодородия и смерти. Пустое отверстие сзади также встречается в других скульптурных работах этого периода, таких как «Леди Базы», и подтверждает, что скульптура выполняла ритуальную функцию.

 

  1. 6. Статуэтка Богини

Художник неизвестен, Этрусская цивилизация (Италия). Предположительное время создания 350 г. до н.э.

Во время проведения раскопок (1885–1895 гг.) Святилища Дианы на озере Неми, недалеко от Рима, было обнаружено большое количество жертвоприношений. Среди ритуальных предметов археологи нашли изящные утонченные статуэтки, лучшим примером которых можно считать работу, названную “Статуэткой Богини”.

Статуэтка Богини
Фото: источник

Богиня облачена в длинное платье (хитон) и туфли с развернутыми носками, которыми славились этруски. Ее тело тонкое, плоское и практически не имеет естественных изгибов. Немного выступают лишь острые колени и маленькая коническая грудь. Такая лаконичность резко контрастирует со сложной прической, которую украшает диадема. Чтобы визуально увеличить глаза, верхние и нижние веки украшены гравюрами. Это характерная этрусская практика.

Контраст правильных черт лица с упрощенным телом придает этой утонченной фигуре эффектный вид. Ученым не удалось точно идентифицировать, какой именно богине посвящена скульптура, но достоверно установлено, что это предмет Этрусской цивилизации.

 

  1. 7. Венера Милосская

Древнегреческая скульптура, автором которой считается Александрос Антиохийский. Предположительное время создания — поздний эллинистический период (100 год до н.э).

Обнаруженная в 1820 году на греческом острове Мелос, Венера Милосская считается работой ученика великого афинского скульптора Фидия (490–430 до н.э.). Эксперты считают эту скульптуру воплощением классического канона женской красоты. В сравнении с более древними работами греческих мастеров, Венера Милосская выполнена реалистично, подчеркивая чувственность женского тела. Тип фигуры этой женщины в современном мире называют типом Афродиты.

Венера Милосская
Фото: источник

Изначально Венера располагалась в нише гражданской гимназии Мелоса. Однако сохранившаяся безрукая скульптура из мрамора далека от первоначального вида. Самая убедительная реконструкция, созданная при помощи технологий компьютерного моделирования, указывает на то, что левой рукой Венера опирается на постамент. В другой руке девушка, вероятно, удерживала яблоко. Ученые считают также, что первая версия Венеры Милосской имела массивные металлические украшения.

 

  1. 8. Якши

Работа неизвестного художника Империи Маурьев (Школа Ашокан, Индия). Предположительное время создания 100 год до н.э.

Империя Маурьев достигла своего апогея при буддийском императоре Ашоке, который обеспечил расцвет буддийского искусства и архитектуры в Индии в третьем веке до нашей эры. Большой вклад в развитие скульптурного искусства внесли персидские и греческие мастера, которые переехали в регион после вторжения Александра Македонского в четвертом веке до нашей эры. Они внесли новые техники работы с материалом, сохранив при этом традиционные индийские мотивы.

Якши
Фото: источник

Скульптуру Якши, которая символизирует женскую божественную природу, часто называют также индийской Венерой Милосской и считают шедевром скульптуры эпохи Ашокана. Считается, что подобные божества использовались в качестве религиозных символов для вовлечения индийцев в новую веру.

Скульптура Якши, найденная в Дидаргани в Бихаре, отличается монументальностью и реализмом. Фигура женщины имеет выразительные женственные формы, тонкую талию, большую грудь реалистичные складки кожи. Небольшой изгиб левой ноги наделяет фигуру ощущением грациозного движения, которое некоторые наблюдатели называют «походкой лебедя». Детали украшений и убранства женщины выполнены четко и тонко, демонстрируя талант автора.

Женская фигура во все времена использовалась как аллегорическое воплощение различных чувств, эмоций, стихий и сил природы. Древние мастера создавали скульптуры и барельефы богинь, которые использовались как для религиозных обрядов, так и для украшения жилища.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96