Кафедральный Собор Святого Стефана в Пассау: так «звучит» лепнина
Присматривая блоги и заметки знаменитых путешественников, часто можно прочесть, что наиболее величественным и впечатляющим собором, который им довелось посетить, стал Кафедральный Собор Святого Стефана в Пассау в Германии, о котором начинающему туристу известно не так много. Уникальным это творение в стиле барокко делает не только факт расположения в нем самого большого в мире соборного органа, звучание которого поражает кристальной чистотой, но и великолепный лепной декор. Отделка из гипса в этом соборе считается национальным достоянием Германии.
Чтобы очутиться в магическом мире лепного великолепия – достаточно лишь переступить порог внешне классического католического храма, имеющего не столь роскошный экстерьер. Интерьер же собора завораживает и не оставляет равнодушными даже искушенных знатоков искусства.
Немного истории «самого лепного» собора Германии
Еще в далеком 720 году на месте, где сейчас построен собор, располагалась епископальная церковь Святого Стефана. С тех пор храм неоднократно перестраивался и реставрировался, что было вызвано многочисленными разрушениями и пожарами, которые преследовали собор на протяжении всей его долгой истории.
Фото: источник
В 739 году Пассау получило статус епископства, это сделало центральный храм города важным католическим центром. Однако, пережив две осады во времена Крестовых походов, церковь была полностью разрушена. Восстанавливать святыню принялись только в 1221-1313 годах, когда на месте нынешнего Кафедрального собора Святого Стефана был построен раннеготический собор. Над созданием архитектурного шедевра трудился знаменитый в те времена архитектор Ханс Ульрих Крумменауэр. К сожалению, архитектор так и не дожил до окончания работ, которые велись почти сто лет, а дело его продолжали последователи — Йорг Виндиш и Ханс Глапсбергер.
Спустя 200 лет, кропотливые вековые труды великих архитекторов, художников и декораторов были уничтожены крупнейшим пожаром, который произошел в Пассау в 1662 году. Поэтому нынешняя церковь – это практически новое здание в стиле барокко длиной около 100 метров. Построено оно было с 1668 по 1693 год после пожара, полностью уничтожившего основную часть более древней постройки. Уцелевшей с тех пор остается только восточная сторона, отражающая стиль ранней готики.
Экстерьер собора был создан Карло Лураго и, что интересно, не отличается роскошью и характерным для барокко обилием деталей. Все самое удивительное скрывается внутри лаконичного здания, где взору пораженного зрителя открывается шикарное великолепие интерьерного оформления от Джованни Баттиста Карлоне. Невозможно оторвать взгляд от уникальной лепнины, которая здесь повсюду – на стенах, на потолке, на декоративных частях алтаря. Эту красоту как нельзя лучше дополняют талантливые яркие фрески, выполненные Карпофоро Тенкалло.
Лепной интерьер, который сводит с ума!
Интерьер Кафедрального Собора Святого Стефана – это кристальная чистота барокко! Высокий потолок, словно стрелами пронизан белоснежными гипсовыми колоннами, богато декорированными сложной многодетальной лепниной, выполненной художниками вручную. На потолке колонны соединены лепными арками, которые также представляют собой пример классической барочной архитектуры. При этом самая сложная и впечатляющая часть колоннады Собора Святого Стефана – это многоярусная лепная капитель, которую украшают реалистичные лепные статуи епископов и святых. Святые мученики, выполненные из гипса, поддерживают свод потолка, а величайшие католические епископы и священники держат в руках развернутые письмена с библейскими призывами, заповедями и молитвами.
Фото: источник
Чтобы понять насколько сильно впечатляет зрителя столь уникальная картина, достаточно уточнить, что высота арки Собора составляет 69 метров.
Главный алтарь интерьера были созданы лично итальянским мастером Джованни Баттиста Карлоне, а для росписи и лепнины других алтарей привлекались знаменитые художники и скульпторы того времени. Всего в храме 10 уникальных алтарей, каждый из которых посвящен отдельному библейскому сюжету. Особенно величественно и возвышенно выглядит алтарь Рождение Христа, расписанный в 1698 году Иоганном Андреасом Вольфом и посвященный знаменитой библейской сцене Поклонение пастухов. Также невозможно обойти вниманием алтарь Агнес работы Роттмайера, который посвящен жизни и мученичеству Святой Агнессы. Превосходно передает творческий замысел автора и алтарь Екатерины работы Иоганна Карла Рестлера, изображающий сюжет поклонения Екатерины перед престолом Божьей Матери.
Белоснежная гипсовая лепнина, выступающая декоративным центром интерьера, не смотрелась бы столь эффектно и возвышенно, если бы ее не подчеркивала уникальная позолоченная кафедра, выполненная в 1722-1726 годах краснодеревщики венского королевского двора.
Самый большой соборный орган в мире – украшение Собора Святого Стефана!
Среди всего интерьерного великолепия Кафедрального Собора Святого Стефана особенное место занимает знаменитый орган, который звучит в стенах храма. На самом деле инструмент представляет собой комплекс из 5 органов, построенных в прошлом веке. Первый же орган был построен в соборе еще в 1467-1471 году. Инструмент в настоящее время имеет 17 774 трубы и 233 регистра, все из которых могут быть воспроизведены с помощью пятиручной общей консоли в галерее. Разные части органа имеют свои собственные механические или электроусилительные пульты — в общей сложности орган имеет шесть консолей.
Фото: источник
Также Собор имеет восемь больших колоколов на колокольнях на северной и южной башнях. Самый тяжелый колокол «Pummerin» при весе 7550 кг был установлен на южную колокольню в 1952 году.
Оценить невероятную красоту самого лепного» собора Германии стоит каждому, кто ценит не только художественное, но и музыкальное искусство.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность