(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Как дублируется гипсовая скульптура и почему так много одинаковых произведений одного автора

Как дублируется гипсовая скульптура и почему так много одинаковых произведений одного автора

Этот вопрос часто задают работникам гипсовых мастерских и экскурсоводам в музеях. Многие не понимают, как Антонио Канова скопировал свою известную скульптуру «Три грации» для английского клиента и, конечно, становится открытием, что большинство греческих скульптур, которые мы видим сегодня в музеях, на самом деле являются римскими копиями (репликами). Но как же удается так точно воссоздать оригинал?

С картинами все понятно – художник садится рядом с оригинальной работой и воссоздает ее композиционную схему, свет и цвета. А вот со скульптурой все сложнее. И все же, судя по огромному количеству копий статуй, особенно классических, опытный мастер может воссоздать даже очень сложное изображение. Для этого применяются два основных метода — слепки и перенос точек.

Копирование гипсовых скульптур с помощью слепков

Для изготовления слепка оригинал покрывается защитным веществом, а жидкий гипс заливается в опалубку для получения вогнутой «негативной» формы. Из нее с помощью заливки получают «позитивные»: дубликаты, полностью совпадающие с оригиналом. Для получения серийных изделий такую формочку делают разъемной. Старинные мастера использовали гипсовые формы, а сейчас их делают из гибкого силикона, чтобы использовать неоднократно.

Однако на этом изготовление скульптуры не заканчивается. В дальнейшем проводится шлифовка и кропотливая работа по восстановлению черт лица и мелких деталей скопированного произведения. Для этого нужны годы обучения и определенные способности. Поэтому в древности статуи часто копировали те же самые авторы, что изготавливали оригинал.

Метод литья очень удобен для случаев, когда надо сделать несколько одинаковых изделий, например, серию однотипных скульптур для украшения сада или большой гостиной. Но в этом случае после отливки требуется профессиональная доработка. Иначе скульптура будет выглядеть грубо и некрасиво.

Метод переноса точек работает совершенно по-другому. Мастер определяет положение выступающих частей скульптуры и размещает их на мраморном блоке. Таким же образом переносятся и все остальные точки, то есть мастер как бы транслирует размеры с оригинала на копию.

Поэтому многие искусствоведы приравнивают такие реплики к оригиналам. Действительно, можно так считать, особенно, если мастер внёс в работу какие-то новые штрихи. При переносе точек изготавливается практически новое произведение, в котором скульптор часто меняет детали, например, положение рук, разрез глаз, форму носа или что-то еще.

В эпоху Возрождения в 1462 г. Леон Баттист Альберти разработал измеритель, который позволял с большой точностью воспроизводить классические модели. Это был прообраз современных трехмерных технологий, но и с его помощью копировать скульптуры было очень сложно.

Несмотря на сложность, древнегреческие скульпторы изготавливали многочисленные копии для древних храмов с помощью ручного инструмента. Римляне, страстные коллекционеры греческих скульптур, копировали произведения Мирона, Лисиппа и Праксителя, и эти копии дошли до наших дней. Благодаря копированию, наши современники могут судить о красоте утраченных античных скульптур.

Почему копия статуи не всегда совпадает с оригиналом

Копии мировых шедевров не всегда совпадают с оригиналами. Существует несколько причин такого явления:

  • Особое видение автора реплики. Каждый скульптор имеет свой «почерк», поэтому мельчайшие детали скульптуры могут не совпадать. Особенно часто это бывает, когда реплика создаётся скульптором, принадлежащим к другой культуре или эпохе. В этом случае мастер просто решил, что так будет красивее.
  • Реплика изготавливается из другого материала, отличающегося физическими свойствами – прочностью, плотностью и другими параметрами. Например, крупная металлическая статуя животного будет довольно устойчивой, а изготовить ее из гипса не удастся — у скульптурного изображения под собственным весом просто подломятся лодыжки. Поэтому скульптор добавляет ей опору – лепит скалу, ствол дерева или другой предмет.
  • Пожелания заказчика. Клиенты гипсовых мастерских часто просят мастеров видоизменить произведение при создании копии – уменьшить, увеличить скульптуру или немного поменять ее внешний вид. Сделать это вполне реально, особенно с применением современных технологий.

Копирование гипсовых скульптур с помощью слепков

Фото: источник

Как делал свои статуи Канова, и почему у его работ так много копий

Свои скульптуры мастер изготавливал в несколько этапов:

  • Рисовал изображение на бумаге. Это давало возможность проработать мельчайшие детали произведения.
  • Лепил глиняные наброски, прорабатывая будущий шедевр в трехмерном варианте.
  • Изготавливал из гипса версию нужного размера. Гипсовые статуи автор оставлял, чтобы впоследствии делать копии. Они до сих пор хранятся в гипсотеке – музее гипсовых фигур Антонио Кановы, расположенном на его родине в городе Поссаньо.
  • Затем с гипса размеры переносились на мраморный блок, и вырезалась скульптура из мрамора. После завершения работы гипсовый вариант архивировался в гипсотеке. Именно по гипсовой копии созданы реплики известной скульптуры «Три грации» и многих других произведений. Поскольку автор сохранил почти все гипсовые варианты своих скульптур, ему удалось сделать так много копий.

Метод переноса точек имел огромное преимущество — оригинал не портился от соприкосновения с формами, а каждая копия практически являлась самостоятельным шедевром. Поэтому скульптуры, изготовленные таким методов, особенно ценны.

Почему многие хотят иметь копии известных скульптур

Современные копии, в основном, изготавливают для декорирования помещений и в качестве садовых скульптур. Они рождаются из желания обладать произведением классического искусства, пусть даже не оригинальным. Но эти произведения также прекрасны, а благодаря современным технологиям, еще и точны.

Неувядающее стремление иметь рядом с собой частицу искусства говорит о том, что холодные гипсовые статуи обладают некой душевной теплотой, которой так не хватает в современном мире.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96