(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Как правильно оценить скульптуру

Как правильно оценить скульптуру

Стоимость скульптурных произведений колеблется от нескольких тысяч рублей до астрономических сумм, которые просят на аукционах за творения известных мастеров. В идеале оценку скульптуры нужно поручать профессионалам, но не всегда есть возможность обратиться к специалистам. Поэтому часть критериев можно оценить самостоятельно. На что нужно обратить внимание при покупке?

Исторический период

На стоимость произведения влияет год его изготовления – старые изделия ценятся дороже. Но об этом прекрасно знают изготовители подделок, поэтому выдают новые скульптуры за антиквариат. Чтобы не стать жертвой обмана, обращайте внимание на внешний вид материала – старинные произведения имеют на поверхности темный слой патины.

Но это правило работает не всегда – изготовители поделок для искусственного состаривания закапывают статуэтки в землю, обрабатывают их поверхность кислотами. Чаще всего такое проделывают с мрамором. 

Чтобы удостовериться в возрасте, нужно посветить на поверхность мраморной скульптуры ультрафиолетом – для этого подойдет ручка с синим светом, которой проверяют купюры. Под ее лучами поверхность старинных произведений становится янтарной с фиолетовыми вкраплениями, а современные изделия имеют однородный светло-фиолетовый цвет.

Сохранность

С годами скульптурное произведение изменяет цвет, а из-за неправильного хранения на нем появляются трещины и сколы. Теряется идея, которую заложил скульптор. Чем выше сохранность, тем дороже произведение. 

На цену влияет отсутствие деталей и проведенная неаккуратная непрофессиональная реставрация.

Сохранность

Материал

Наибольшую ценность имеют скульптуры из мрамора. За ними следуют изделия из гипса, но это должны бы цельные работы, а не слепки или фрагменты. Произведения из бронзы дешевле – они нередко выпускались крупными партиями, поэтому в продаже можно встретить большое количество однотипных статуэток.

На одном уровне с бронзой стоит терракота – произведения из этого материала не столь эффектны, а сам он хрупкий. Терракотовые скульптуры редко бывают самостоятельными изделиями, в основном они входят в скульптурные композиции. Поэтому их рассматривают как фрагменты, имеющие меньшую цену по сравнению с цельными произведениями.

Подлинность

Все статуи изготавливаются сериями – не стоит верить эксклюзивности и единичности предлагаемого произведения. Даже многие шедевры, которыми мы любуемся – копии давно утерянных оригиналов. Поэтому в скульптуре, в отличие от живописи, нет понятия оригинальности или неоригинальности. Все, к чему прикасались руки мастера, представляет ценность.

На некоторых культурах можно увидеть номера — таким способом мастерская обозначает свои работы. Но нумерация есть не всегда – уже в XIX веке не все мастера маркировали свои произведения – популярные сюжеты изготавливались десятками и сотнями, и скульпторы не хотели пугать заказчиков огромными цифрами на работах. Но если на скульптуре стоит крупный номер, переживать не стоит, это говорит только о популярности произведения, которое часто заказывают клиенты.

Единственный вариант, который точно не стоит покупать – дешевые скульптуры и другие декоративные элементы, продающиеся в интернет-магазинах. Такие произведения изготавливаются из низкосортного пластика и не имеют художественной ценности. Ширпотреб, отливаемый заводским способом, часто сделан неаккуратно и вряд ли украсит интерьер.

Подлинность

Автор

Многие стараются найти на произведении подпись или автограф мастера, но такая попытка вряд ли будет удачной. Если античные скульпторы часто подписывали работы, то позже это было не принято, поскольку считалось проявлением греха тщеславия. Поэтому максимум, что можно увидеть — букву М – «мастер», и то не всегда.

Подписывать структуру не имело смысла – произведения делали на заказ, и клиент и так знал, кто изготовил бюст, гипсовый светильник, статуэтку или другое изделие. Позже, в 18 веке некоторые мастера начали подписывать свои работы, но многие оставались no name.

Другие факторы, влияющие на оценку скульптуры

На оценку влияют и другие факторы:

  • История. Произведение, принадлежащее известному человеку или его семье, будет стоить дорого.
  • Модные тенденции. Периодически становятся популярными разные скульптуры, что тоже влияет на цену. Чтобы посмотреть текущее трендовое направление, пролистайте каталоги известных аукционов. Покупать ультрамодные вещи не стоит – из-за смены моды они вскоре значительно потеряют в цене. Лучше предпочесть классические варианты.
  • Размер. Крупная скульптура будет стоить дороже миниатюрной, изготовленной в то же самое время из такого же материала. Здесь на цену влияет расход сырья.
  • Взгляды продавца на ценность произведения. Нужно самостоятельно проанализировать, не превышает ли запрашиваемая сумма реальной стоимости

Купленную скульптуру стоит показать эксперту, чтобы узнать ее реальную цену. Иногда оказывается, что приобретенный сувенир стоит целое состояние. В 2020 году пара, путешествующая в Африке, купила за 15 долларов 5-дюймовую статуэтку крестьянина, опирающегося на посох. Дома супруги стали искать в интернете такое произведение, но безуспешно. Они связались с Джиллиан Скотт-Бернинг, консультантом аукциона Christie’s, и оказалось, что это утраченная работа Антонио Сузини (1558-1624), флорентийского скульптора эпохи Возрождения. 

Сохранившиеся архивные документы подтверждают, что статуэтка была изготовлена ​​в конце 1570-х годов, для Франческо Медичи. Произведение оценили в 30 тыс. евро. Поэтому смело покупайте понравившуюся скульптуру за разумные деньги. Даже если такое приобретение не обогатит, оно подарит радость созерцания прекрасного.

источник изображений


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96