Как различить лепные произведения в стиле рококо и барокко
Посетителям музеев, любующимся прекрасными скульптурами, и туристам, разглядывающим старинные здания, украшенные лепниной, тяжело понять разницу между барокко или рококо. Но, кроме общих черт, эти стили имеют существенные различия. Зная их, легко понять, к какой стилистике относится здание или скульптурное произведение.
Барокко – застывшая динамика
Барокко зародилось в Риме в начале 1600-х годов и продолжало развиваться на протяжении всего XVIII века. Рококо появилось на столетие позже, некоторые искусствоведы считают его поздним ответвлением барочного стиля. Между этими направлениями есть ключевые различия, помогающие их различать.
Барокко считают «мужским» стилем, поскольку его задача – вдохновлять и пробуждать эмоции. Это особенно заметно по барочным скульптурам, которые кажутся почти живыми. Они передают движение, а не статическую безмятежность. Отличительные черты – развеваемые ветром одежды, эмоциональные действия и жесты.
Много известных скульптур в этом стиле создал Джованни Бернини. Его произведения «Добродетель с двумя детьми», «Экстаз святой Терезы», «Давид», «Истина, открытая Временем», «Аполлон и Дафна» – типично барочные. Такие композиции сздавали и другие авторы – Стефано Модены, Пьера Пюже, Джамболоньи.
В стиле барокко оформлено множество католических церквей XVI–XVII веков. В эти годы от католицизма отделился протестантизм, и сторонники старой веры старались сохранить своих последователей. Искусство барокко резко контрастировало со строгой, суровой и скучной протестантской религией. Католические лидеры надеялись, что драма нового художественного стиля вызовет благоговение и эмоции и удержит паству.
Барочный стиль стал инструментом церковной пропаганды. На произведения не жалели средств – богато украшали, раскрашивали. Поэтому произведения местами слишком помпезные и вычурные.
Рококо – нежность и спокойствие
Произведения в стиле рококо мягкие, в них нет ярких эмоций и резких движений, а только игривое спокойствие. Поэтому скульптуры такого направления называют галантными и «женскими». Европейские знатоки искусства XVIII века считали рококо пустоватым из-за отсутствия динамики. Но такой стиль имел своих поклонников, и даже сейчас он популярен.
Фото: источник
Скульптуры в такой стилистике часто изображают амуров, нимф, фавнов, сатиров. Много скульптурных портретов, причем автор часто немного льстит заказчику, делая его внешний облик более привлекательным.
Одна из известных работ в стиле рококо – «Амур» французского скульптора Этьена Фальконе. Аристократы тех лет регулярно заказывали гипсовые скульптуры крылатого божка, и сейчас ими украшают сады и парки. Второй известный автор, творивший в таком стиле, – Агюстен Пажу, создавший портреты Паскаля и множество женских бюстов.
Другие известные скульптурные произведения в стиле рококо – «Сатиресса» и «Поэзия и музыка» французского скульптора Клода Мишеля, прозванного Клодионом. Пусть здесь нет монументальности и движения, зато есть нежность, изящество и тщательная проработка деталей.
Как определить стиль здания или художественного произведения
Чтобы быстро понять, в каком стиле оформлено здание XVI–XVIII вв, обратите внимание на цветовую палитру:
- Если основной материал – светлый и темный мрамор с позолоченными украшениями, в оформлении много ярких и темных тонов, а фигуры «пойманы в движении» – это барокко. Пример – церковь Сант-Иньяцио, Рим;
- Если преобладают мягкие пастельные, жемчужно-серые, кремовые, светло-желтые, голубые и сиреневые тона, а скульптуры игривые и нежные – это рококо. Пример – церковь аббатства Вильхеринг, Австрия.
Фото: источник
Как определить стиль здания по гипсовой лепнине
Понять, какой перед нами стиль, поможет гипсовая лепнина. Во всех зданиях тех лет она обильная, с большим количеством позолоты. Но, если приглядеться, можно увидеть различия.
Барочные изображения пластичны и объемны, часто тонированы краской и лаком. Во многих зданиях мы видим композиции из пилястр, колонн, фризов и порезок, украшенных виноградными гроздьями, букетами цветов, фруктовыми гирляндами. Часто встречаются гипсовые розы. Эти цветы с богатыми бутонами и изогнутыми лепестками идеально вписываются в барочный стиль.
Лепные элементы, характерные для барокко:
- бандельверк – переплетающиеся ленты;
- роллверк – пергаментный свиток;
- ормушль – стилизованное изображение ушной раковины;
- маскароны – веселые, скорбные или страшные маски, размещаемые над окнами, дверями, арочными проемами.
Здания, выполненные в стиле рококо, можно узнать по высоким узким окнам, украшенным лепным декором, гипсовым подсвечникам, бра, канделябрам и шикарным люстрам. Стены декорированы лепниной с изображениями цветов, раковин, крыльев летучих мышей, гирлянд, фонтанных струй, ламбрекенов. В лепных элементах много асимметричных деталей, характерных для этого стиля, рисунки сложные, с большим количеством мелких тщательно проработанных элементов.
Со временем эти стили смешались. Например, в Версале, построенном в стиле барокко, есть несколько залов, выполненных в стилистике рококо. Эти направления сочетаются между собой, а на их стыке до сих пор появляются необычные идеи оформления интерьеров.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)